Рахметов

246

РАХМЕТОВ - центральный персонаж произведения Н.Г.Чернышевского «Что делать. Из рассказов о новых людях» (1863).Р. Отличается от других героев романа так же, как сам роман Чернышевского - от тради ционных психологических романов. В журнале «Эпоха», издававшемся М.М. И Ф.М. Достоевскими, о Р. Писали как о «каком-то кабинетном мифе, путешествующем так же легко по факультетам, как и по Европе» (Н.Соловьев). В художественной иерархии романа он занимает высшую ступень, являясь единственным представителем «особенных» людей - пропорционально тому, как в жизни автор, по его словам, «встретил до сих пор только восемь образцов этой породы». Некоторая черта «уже соединяла их в одну породу и отделяла от всех остальных людей», попросту говоря - участие в подпольной революционной работе.

Не зная «эзопова языка» Чернышевского, невозможно понять, зачем Р. Вел «самый суровый образ жизни», «занимался чужими делами или ничьими в особенности делами», в «сборных пунктах» приятелей «знакомился только с людьми, имеющими влияние на других», «мало бывал дома, все ходил и разъезжал».От «новых людей» «особенный человек» отличается многим. По происхождению он не разночинец, а дворянин, «из фамилии, известной с XIII века». Не обстоятельства, а только сила убеждений заставляет его идти против своей Среды. Он переделывает как умственную, так и физическую свою природу, поддерживает «в себе непомерную силу», потому что «это дает уважение и любовь простых людей». Он начисто отказывается от личных благ и интимной жизни, чтобы борьба за полное наслаждение жизнью была борьбой «только по принципу, а не по пристрастию, по убеждению, а не по личной надобности».

Отсюда и прозвище Р. - «ригорист» (от лат. «rigore» - жестокость, твердость), под которым он впервые появляется в VI разделе третьей главы книги. Ригоризм жизненный вытекает из ригоризма мыслительного. «Все великие теоретики были людьми крайних мнений», - писал Чернышевский в статье «Граф Кавур». Р. Служит живым воплощением теории «расчета взаимных выгод», реализуя потенции, заложенные в «новых людях». Важно и то, что ближайшим литературным предшественником Р. Является Базаров из романа Тургенева «Отцы и дети». Сохраняя некоторую стилистическую преемственность, Чернышевский в то же время показал, что Р. Отличается от Базарова наличием позитивной точки приложения своих сил и имеет возможность действовать среди единомышленников.Образ Р.

Построен на парадоксальном сочетании несочетаемого. Предельная хронологическая конкретность его биографии, служащей точкой отсчета и для многих других событий книги, соседствует со значительными событийными лакунами. Второстепенное действующее лицо, он оказывается «поважнее всех . Взятых вместе». Крайний материалист во взглядах, он живет и борется только за идею. Однако эта противоречивость оборачивается стилистическим разнообразием, характерным для жанра мениппеи, к которому близок роман.При всей видимой постороннее™ образа Р. Основному сюжету книги он занимает в нем осевое положение, выполняя функции посредника. Между «открытой» (семейной) и «скрытой» (политико-революционной) частями сюжета, то есть между видимым и невидимым обыкновенному читателю мирами.

Между тем светом и этим (когда передает Вере Павловне записки от «уехавшего в Америку» Лопухова). Между прошлым, настоящим и будущим (когда из «обыкновенного доброго и честного юноши»РАХМЕТОВдворянина, человека прошлого, становится «особенным человеком» будущего и знает наступление этого будущего с точностью до года). Между разными частями этого мира (когда путешествует по России и за границей). Высшим проявлением мессианских свойств Р. Является ожидание его приезда накануне «перемены декораций». Явный мифологический подтекст этого образа связан со структурой романа, организованной по принципу «мирового древа». Р. И другие немногочисленные «особенные люди» спускаются с его верхнего, небесного яруса на грешную землю для ее очищения.

Житийно-легендарные черты биографии Р., отсылающие к «Житию Алексия, человека Божия», к былинам о богатырях и к новейшим легендам о бурлаке Никитушке Ломове, к романтическим образам сверхлюдей, в сочетании с бытовой детализацией, призваны подчеркнуть его универсальность и абсолютную реальность.Среди прототипов Р. Чаще всего называют П.А. Бахметева (со слов самого Чернышевского), который учился у Чернышевского в Саратовской гимназии и после неоконченной учебы в земледельческом институте уехал в Европу, а затем в Океанию, чтобы создать там новый социальный строй. Образ Р., как и полагается всякому житийному образу, породил множество подражаний. Он стал эталоном профессионального революционера, на что указывал Д.И.Писарев в статье «Мыслящий пролетариат» (1865), назвав Р.

«историческим деятелем». «В общем движении событий бывают такие минуты, когда люди, подобные Рахметову, необходимы и незаменимы...»Лит. Писарев Д.И. Мыслящий пролетариат//Писарев Д.И. Сочинения. В трех томах. 1.1. Л., 1982. Скафтымов А.П. Художественные произведения Чернышевского, написанные в Петропавловской крепости//Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. Лебедев А.А. Разумные эгоисты Чернышевского. М., 1973. Та-марченко Г.Е. Чернышевский-романист. Л., 1976. Наумова Н.Н. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Л., 1978. Руденко Ю.К. Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?». Эстетическое своеобразие и художественный метод. Л., 1979. Пинаев М.Т. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?».

Комментарий. Книга для учителя. М., 1988. Паперно И. Семиотика поведения. Николай Чернышевский - человек эпохи реализма. М., 1996.М.А.Дзюбенко.

Значения в других словарях
Расплюев

РАСПЛЮЕВ - центральный персонаж А.В.Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинско-го» (1854) и герой комедии-шутки «Смерть Та-релкина» (1869, сцен. Назв. «Расплюевские веселые дни» - 1900). Р.- типический образ, пророчески символизирующий Россию в пространстве ее истории. Социальная сущность этого героя столь значительна, что Р. На долгие годы становится именем нарицательным (от Салтыкова-Щедрина до А.В.Амфитеатрова). Возникает целое понятие - расплюевщина. Не случайно историк Н.И.Костомаров говорил студен..

Рафаэль Де Валентен

РАФАЭЛЬ ДЕ ВАЛЕНТЕН (фр. Raphael de Valentin) - герой повести О. Де Бальзака «Шагреневая кожа» (1831), входящей в «Человеческую комедию» (раздел «Философские этюды»). Р. Де В.- фигура автобиографическая. Этим образом Бальзак как бы подсказал свою собственную судьбу. Он укоротил себе жизнь непосильным литературным трудом и «сгорел» так же, как и его герой. Впрочем, без всякого влияния волшебного талисмана. Среди литературных прообразов Р. Де В.- Фауст Гете или Мельмот Скиталец Ч.Метьюрена - герои..

Реджина

РЕДЖИНА (англ. Regina) - героиня драмы Л.Хеллман «Лисички» (1939). В эпиграф пьесы вынесены слова, взятые из «Песни песней» Соломона. «Ловите нам лисиц, лисенят, которые портят виноградники, а1 виноградники наши в цвету». Драматург показывает таких «лисиц и лисенят» - семейство южных дельцов-нуворишей Хаббардов, плоть от плоти которых является Р. Она - в самом центре стяжательских страстей, которыми одержимы все они - и ее братья Бен и Оскар, и сама Реджи-на. Наделенная проницательным и цепким у..

Рейнеке-лис

РЕЙНЕКЕ-ЛИС (нем. Reineke-Fuchs) - центральный персонаж поэмы И.В.Гете «Рейнеке-Лис» (1793). Р.-Л. Встречается впервые в произведениях так называемого животного эпоса средневековья. Существуют нидерландские, верхненемецкие, французские и даже латинские версии, и во всех действует хитрый пройдоха, обманщик и лицемер Р.-Л. Персонаж Гете ближе к французскому варианту - поэма является ее вольным, а в ряде случаев точным переводом. Р.-Л. Живет припеваючи в своем фамильном замке Малепартусе и успешно ..

Дополнительный поиск Рахметов Рахметов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рахметов" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рахметов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 8 символа