Сальери

188

САЛЬЕРИ - герой трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» (1830), второй пьесы цикла «Маленькие трагедии». Исторический прототип. Итальянский композитор Антонио Сальери (1750-1825), автор сорока с лишним опер, пользовавшихся в конце XVIII в. Большой популярностью (самая известная среди них - «Тарар» на либретто П.Бомарше).Замысел этой «маленькой трагедии» возник в середине 20-х годов, когда вокруг имени Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) сложился своеобразный культ, одним из проявлений которого стали сенсационные публикации, касавшиеся жизни великого композитора и его таинственной смерти. Широкое распространение получили слухи о том, что Моцарт был отравлен Антонио Сальери и будто бы тот на смертном одре признался в совершенном им злодеянии.

Этой легендой воспользовался Пушкин, построив на ней интригу трагедии.Хотя в названии трагедии имя С. Стоит на втором месте, главным персонажем является он, а не Моцарт. Роль С. Больше по количеству стихов, у него три монолога (у Моцарта ни одного), причем два из них весьма пространные. В монологах-исповедях С. Излагает свои воззрения на искусство и свою жизненную философию. С. В прямом смысле действующее лицо трагедии, тогда как Моцарт оказывается объектом этих действий. Сначала С. Сетует на несправедливость судьбы, отказавшей ему в награде за годы «трудов, усердия, молений», одарившей бессмертным гением «безумца, гуляку праздного». Потом с ужасом, видимо впервые, произносит вслух признание, что сделался «завистником презренным» - завидует Моцарту «глубоко, мучительно».

Однако не из зависти С. Отваживается на убийство. (В этом смысле знаменателен отказ Пушкина от раннего варианта названия трагедии - «Зависть».) Чувство зависти послужило лишь импульсом. Однако руководствуется С. Иными мотивами, в его понятиях вполне возвышенными, соответствующими «гордому Сальери», как он себя называет. Услышав «безделицу» Моцарта, потрясшую его глубиной и стройностью, а еще более тем, что, сочинив «это», Моцарт «мог остановиться у трактира и слушать скрипача слепого», С. Осознает свою историческую миссию. «Я избран, чтоб его остановить». Убивая Моцарта, С., как он полагает, восстанавливает справедливость и спасает искусство от слишком райских песен, недосягаемых «чадам праха». А иначе, убежден С., «мы все погибли, мы все, жрецы, служители музыки».

Тайная цель С. - сделаться гением большим, чем Моцарт, проявив свою гениальность уже не в музыке, а на земле и «выше», ибо правды нет ни там, ни здесь, и он, С., призван такое положение исправить.Образ пушкинского С. Получил множество истолкований. В.Г.Белинский объяснял коллизию Моцарта и С. Как столкновение «двух типов» художественного дарования. «непосредственной гениальности», проявляющей себя без усилия, без расчета на успех, и мастерства, добытого ремеслом. Развивая мысли Белинского, Г.А.Гуковский усматривал конфликт этой трагедии в противоборстве двух эстетических направлений - классицизма и романтизма. Подобные трактовки не лишены оснований. С., «в науке искушенный», разъявший музыку, «как труп», чтобы проверить «алгеброй гармонию», определенно тяготеет к «картезианскому» типу художника XVII-XVHI вв., опирающемуся на рассудок, преимущество которого отстаивал, например, Д.Дидро в своем «Парадоксе об актере».

В пользу этого прочтения свидетельствует ряд характеристических совпадений между героем и образом «русского Расина», А.П.Сумарокова, каким тот представлен у Пушкина. «завистливый гордец, холодный Сумароков, предрассуждениям обязанный венцом».Подобное сугубо эстетическое толкование образа С. Вызвало отповедь у критиков, искавших в трагедии более глубокий экзистенциальный смысл. В контексте последнего С. Предстал выразителем идеологии масс-медиа, рупором черни, «тупой бессмысленной толпы», нетерпимой ко всему, что гениально и возвышается над общей массой. В самом деле, С. Апеллирует к большинству («мы все...»), но к избранному большинству жрецов искусства (слова о бессмысленной толпе принадлежат ему, С.). Герой Пушкина отнюдь не «маленький человек», подавленный величием Моцарта и в своем ничтожестве пожелавший гения «сузить».

Маленьких людей С. Презирает (уличный скрипач для него «фигляр презренный», который бесчестит пародией высокое искусство). Гениев же ненавидит. Первые в глазах С. Слишком малы, вторые чересчур высоки - те и другие не укладываются в понятие меры, а значит, и справедливости.Оригинальное толкование образ С. Получил в поздней эссеистике Вяч.И.Иванова (статья «О Пушкине», 1937). Поэт-символист увидел в С. Предтечу «теургов», мечтавших посредством искусства установить над жизнью свою деспотическую власть. С. В интерпретации Иванова «ревностный строитель красоты», созидающий «художническую церковь» и лишенный за эту подмену божественной благодати, нисходящей на Моцарта. Эту пушкинскую тему, считает Иванов, позднее продолжил Достоевский в легенде о Великом инквизиторе, где Христос, снова появившийся среди людей, объявлен нежелательным гостем.«Моцарт и Сальери» - единственная пьеса Пушкина, поставленная при его жизни (Александрийский театр, 1832).

Первыми исполнителями ролей Моцарта и С. Были соответственно И.И.Сосницкий и А.А.Брянский. Впоследствии роль С. Играли М.С.Щепкин (1854), К.С.Станиславский (1915), Н.К.Симонов (1962), И.М.Смоктуновский (1979). Последний играл также и Моцарта. Трагедия обрела воплощение в одноименной опере Н.А.Рим-ского-Корсакова (соч. 1897), либретто которой почти дословно соответствует пушкинскому тексту. Первым исполнителем партии С. Был Ф.И.Шаляпин (1898).Лит. Алексеев М.П. «Моцарт и Сальери». Комментарии//Пушкин А.С. Поли. Собр. Соч. 1937. Т. VII. Рассадин С. Друг Сальери//Рассадин С. Драматург Пушкин. М., 1977. С. 101-148.С.В.Стахорский.

Значения в других словарях
Саламбо

САЛАМБО (фр. Salammbo) - героиня романа французского писателя Г.Флобера «Салам-бо» (1850-1862). Источником для романа послужил рассказ Полибия, античного историка II века до н.э. С., дочь карфагенского военачальника Гамилькара, и ливиец Маю, предводитель восставших воинов, - личности исторические. Флобер соединил их в любовной коллизии, желая слить воедино политику и психологию, историю и мистику. «Ребенок и варвар (первобытный человек) не отличают действительного от фантастического», - писал Фл..

Саломея

САЛОМЕЯ (франц. Salome) - героиня драмы О. Уайльда «Саломея» (1893). Пьеса была написана по-французски и позднее переведена на английский язык лордом А.Дугласом. Уайльд использует в драме библейский сюжет, рассказывающий о гибели Иоанна Крестителя. Принцесса иудейская С. Влюблена в пленника, брошенного в темницу царя Ирода, - пророка Ио-канаана (так назван автором Иоанн Креститель), но встречает только ненависть и презрение с его стороны. Капризная принцесса, привыкшая видеть лишь восхищенные вз..

Самозванец

САМОЗВАНЕЦ1.Герой трагедии А.П.Сумарокова «Димитрий Самозванец» (1771). Исторический прототип - Лжедмитрий I, он же, вероятно, Юрий (Григорий) Отрепьев. В 1601 г. Самозванец объявился в Польше под именем Димитрия, сына Ивана IV Грозного. Летом 1604 г. С небольшим войском двинулся на Русь и 20 июня следующего года занял Москву. Через месяц был венчан на царство. В ночь с 16 на 17 мая 1606 г. Убит в результате боярского заговора.Исторические сведения для сюжета трагедии Сумароков мог получить из м..

Санин

САНИН - герой романа русского писателя М.П.Арцыбашева «Санин» (1907). Фигура С. Имеет некоторые автобиографические черты, главным образом это относится к нравственно-мировоззренческим установкам С. Герой явился результатом развития ряда предшествующих ему образов. Художник Молочаев («Жена», ок.1902), Иван Ланде («Смерть Ланде», 1904), Андреев и Коренев («Тени утра», 1905). В образе С. Арцыбашев выявил социальный тип - человека «новой нравственности», резко отвергающего идеал самопожертвования ли..

Дополнительный поиск Сальери Сальери

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сальери" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сальери, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 7 символа