Самозванец
САМОЗВАНЕЦ1.Герой трагедии А.П.Сумарокова «Димитрий Самозванец» (1771). Исторический прототип - Лжедмитрий I, он же, вероятно, Юрий (Григорий) Отрепьев. В 1601 г. Самозванец объявился в Польше под именем Димитрия, сына Ивана IV Грозного. Летом 1604 г. С небольшим войском двинулся на Русь и 20 июня следующего года занял Москву. Через месяц был венчан на царство. В ночь с 16 на 17 мая 1606 г. Убит в результате боярского заговора.Исторические сведения для сюжета трагедии Сумароков мог получить из материалов Г.-Ф.Миллера и князя М.М.Щербатова, работавших в то время над «Летописью о многих мятежах и разорении Московского государства от внутренних и внешних неприятностей», а также из анонимной рукописной «Повести, како восхити неправдою на Москве царский престол Борис Годунов».
Среди использованных материалов могли быть мемуары Ж.Map жерета, французского офицера, служившего в России в период правления Бориса Годунова.В сюжете пьесы Сумарокова исторические мотивы сплетены с вымышленными. Выбор фабулы о самозваном царе для автора был связан с актуальными политическими вопросами. Проблема пьесы в том, что реальный монарх, тем или иным путем получивший власть, как правило, далек от идеального государя, достойного такой власти, образ которого создавали деятели Просвещения. С. Сумарокова свойственны не просто низкие, но патологические страсти и желания. Уже к началу пьесы он, по словам его наперсника мудрого Пармена, «много варварства и зверства сотворил», превратив «прекрасный град» Москву в темницу для ее жителей.
Игнорируя предостережения наперсника, С. Задумывает новое преступление, требует новой жертвы. Он пытается заставить дочь князя Шуйского, Ксению, стать его женой. Свою же нынешнюю жену, «католичку», собирается отравить. С. Не беспокоит, что Ксения - невеста князя Галицкого, Георгия. Он берет под стражу обоих, демонстрируя свое право использовать их в своих интересах. Законом отныне становится сама «царска власть», а основанием закона - «царска страсть». «Беззаконная воля» царя делает всякого подданного «ползающей тварью», «червем на земли».Этическая проблематика сюжета сплетена с политической и религиозной. Философско-религиозный спор об истинной православной вере, с которого начинается пьеса, переходит в политическую и нравственную коллизию истинного и мнимого царского величия.
(С. «Здесь царствуя, я тем себя увеселяю, / Что россам ссылку, казнь и смерть определяю».) Образ С. Предстает как средоточие зла, не имеющего пределов. Герой одержим ненавистью к людям, упорной, маниакальной идеей погублен ия России, Москвы и всего народа, подвластного царю.С. Как характер неизменен во внутреннем своем содержании. В нем нет контрастных начал, противоположных свойств и их борьбы. Сумароков представляет мир С. Воплощением произвола темных страстей и ненависти ко всему, устроенному иначе. Монологи героя демонстрируют его жуткое одиночество (непременный атрибут в изображении тирана в классицистической трагедии). «Беги, тиран, беги. Кого бежишь. Себя. Не вижу никого другого пред собою. Беги. Куда бежать. Твой ад везде с тобою».Царя, объявившего себя богом для своих подданных, терзает страх.
Он ощущает его с первых и до последних минут действия. Ночь перед смертью С. Проводит в кошмарных снах. Когда же начинается восстание народа против деспота, С. Пронзает себя кинжалом и, по ремарке Сумарокова, «издыхает».Трагедия «Димитрий Самозванец» была одной из самых популярных пьес драматурга. Легендарный успех снискал себе И.А.Дмитревский, исполнявший роль Д.С. С 1771 по 1797 г. Эту роль играли выдающиеся актеры XVIII в. И.И.Калиграф, П. А.Плавильщиков. Лит. См. К статье «ХОРЕЕ».Е.В.Юсим.
Дополнительный поиск Самозванец
На нашем сайте Вы найдете значение "Самозванец" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Самозванец, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 10 символа