Самозванец

212

САМОЗВАНЕЦ1.Герой трагедии А.П.Сумарокова «Димитрий Самозванец» (1771). Исторический прототип - Лжедмитрий I, он же, вероятно, Юрий (Григорий) Отрепьев. В 1601 г. Самозванец объявился в Польше под именем Димитрия, сына Ивана IV Грозного. Летом 1604 г. С небольшим войском двинулся на Русь и 20 июня следующего года занял Москву. Через месяц был венчан на царство. В ночь с 16 на 17 мая 1606 г. Убит в результате боярского заговора.Исторические сведения для сюжета трагедии Сумароков мог получить из материалов Г.-Ф.Миллера и князя М.М.Щербатова, работавших в то время над «Летописью о многих мятежах и разорении Московского государства от внутренних и внешних неприятностей», а также из анонимной рукописной «Повести, како восхити неправдою на Москве царский престол Борис Годунов».

Среди использованных материалов могли быть мемуары Ж.Map жерета, французского офицера, служившего в России в период правления Бориса Годунова.В сюжете пьесы Сумарокова исторические мотивы сплетены с вымышленными. Выбор фабулы о самозваном царе для автора был связан с актуальными политическими вопросами. Проблема пьесы в том, что реальный монарх, тем или иным путем получивший власть, как правило, далек от идеального государя, достойного такой власти, образ которого создавали деятели Просвещения. С. Сумарокова свойственны не просто низкие, но патологические страсти и желания. Уже к началу пьесы он, по словам его наперсника мудрого Пармена, «много варварства и зверства сотворил», превратив «прекрасный град» Москву в темницу для ее жителей.

Игнорируя предостережения наперсника, С. Задумывает новое преступление, требует новой жертвы. Он пытается заставить дочь князя Шуйского, Ксению, стать его женой. Свою же нынешнюю жену, «католичку», собирается отравить. С. Не беспокоит, что Ксения - невеста князя Галицкого, Георгия. Он берет под стражу обоих, демонстрируя свое право использовать их в своих интересах. Законом отныне становится сама «царска власть», а основанием закона - «царска страсть». «Беззаконная воля» царя делает всякого подданного «ползающей тварью», «червем на земли».Этическая проблематика сюжета сплетена с политической и религиозной. Философско-религиозный спор об истинной православной вере, с которого начинается пьеса, переходит в политическую и нравственную коллизию истинного и мнимого царского величия.

(С. «Здесь царствуя, я тем себя увеселяю, / Что россам ссылку, казнь и смерть определяю».) Образ С. Предстает как средоточие зла, не имеющего пределов. Герой одержим ненавистью к людям, упорной, маниакальной идеей погублен ия России, Москвы и всего народа, подвластного царю.С. Как характер неизменен во внутреннем своем содержании. В нем нет контрастных начал, противоположных свойств и их борьбы. Сумароков представляет мир С. Воплощением произвола темных страстей и ненависти ко всему, устроенному иначе. Монологи героя демонстрируют его жуткое одиночество (непременный атрибут в изображении тирана в классицистической трагедии). «Беги, тиран, беги. Кого бежишь. Себя. Не вижу никого другого пред собою. Беги. Куда бежать. Твой ад везде с тобою».Царя, объявившего себя богом для своих подданных, терзает страх.

Он ощущает его с первых и до последних минут действия. Ночь перед смертью С. Проводит в кошмарных снах. Когда же начинается восстание народа против деспота, С. Пронзает себя кинжалом и, по ремарке Сумарокова, «издыхает».Трагедия «Димитрий Самозванец» была одной из самых популярных пьес драматурга. Легендарный успех снискал себе И.А.Дмитревский, исполнявший роль Д.С. С 1771 по 1797 г. Эту роль играли выдающиеся актеры XVIII в. И.И.Калиграф, П. А.Плавильщиков. Лит. См. К статье «ХОРЕЕ».Е.В.Юсим.

Значения в других словарях
Саломея

САЛОМЕЯ (франц. Salome) - героиня драмы О. Уайльда «Саломея» (1893). Пьеса была написана по-французски и позднее переведена на английский язык лордом А.Дугласом. Уайльд использует в драме библейский сюжет, рассказывающий о гибели Иоанна Крестителя. Принцесса иудейская С. Влюблена в пленника, брошенного в темницу царя Ирода, - пророка Ио-канаана (так назван автором Иоанн Креститель), но встречает только ненависть и презрение с его стороны. Капризная принцесса, привыкшая видеть лишь восхищенные вз..

Сальери

САЛЬЕРИ - герой трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» (1830), второй пьесы цикла «Маленькие трагедии». Исторический прототип. Итальянский композитор Антонио Сальери (1750-1825), автор сорока с лишним опер, пользовавшихся в конце XVIII в. Большой популярностью (самая известная среди них - «Тарар» на либретто П.Бомарше).Замысел этой «маленькой трагедии» возник в середине 20-х годов, когда вокруг имени Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) сложился своеобразный культ, одним из проявлений которого..

Санин

САНИН - герой романа русского писателя М.П.Арцыбашева «Санин» (1907). Фигура С. Имеет некоторые автобиографические черты, главным образом это относится к нравственно-мировоззренческим установкам С. Герой явился результатом развития ряда предшествующих ему образов. Художник Молочаев («Жена», ок.1902), Иван Ланде («Смерть Ланде», 1904), Андреев и Коренев («Тени утра», 1905). В образе С. Арцыбашев выявил социальный тип - человека «новой нравственности», резко отвергающего идеал самопожертвования ли..

Сантьяго

САНТЬЯГО (англ. Santiago) - герой повести Э.Хемингуэя «Старик и море» (1952). Реальными прототипами считаются Фернандо Мануэль Передос (по прозвищу Гальего), Ан-сельмо Эрнандо, Григорио Фуэнтес, капитан лодки Хемингуэя. Сам Хемингуэй писал, что отразил «черты характера одного знакомого старого рыбака из Касабланки». Можно сказать, что С.- собирательный образ рыбака с северного побережья о.Куба, в районе Кохима-ра. Вместе с тем это образ-символ, в котором сильны романтические и фольклорные мотивы..

Дополнительный поиск Самозванец Самозванец

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Самозванец" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Самозванец, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 10 символа