Сирано Де Бержерак

386

СИРАНО ДЕ БЕРЖЕРАК (фр. Сугапо de Bergerac) - центральный персонаж героической комедии Э. Ростана «Сирано де Берже-рак». Во французской драматической литературе, до появления на рубеже XIX и XX вв. «новой драмы», историки театра нередко отмечают три имени, дающих представление об эволюции понятия героя. Сид, Лоренцаччо и Сирано. Последний к тому же подводит итог поискам романтического героя, которому французская драматургия отдавала столь щедрую дань на протяжении всего XIX столетия. Закрепляя сближение романтической драмы с мелодрамой, начатое Гюго и Дюма-отцом, Ро-стан вводит в историю печальной и возвышенной любви С. К своей кузине Роксане мелодраматический мотив, слышимый особенно отчетливо в финальном акте.Грубиян и бретер, острослов и поэт, храбрый воин и страстный влюбленный, человек слова и действия, постоянно ищущий приключений, С.

Ростана на протяжении ста лет является воплощением национального характера в не меньшей степени, чем д'Артаньян, которого он напоминает больше, нежели свой реальный прототип, - французского писателя, философа, эссеиста, ученого и воина Сирано де Бержерака (1619-1655). Ростан заимствовал у реального С. Лишь несколько эпизодов из его биографии (например, участие в осаде Арраса, смерть от случайно упавшей ему на голову балки), но углубил его вольнодумство и независимый нрав, заставив своего героя словом или шпагой вступать в сражение при виде любой несправедливости. Придумана автором и любовная интрига, лежащая в основе «героической комедии». Судя по сохранившимся изображениям реального С., в его лице не было ничего аномального.

У Ростана «нос Сирано», заставляющий героя постоянно хвататься за шпагу, чтобы отомстить обидчику, и лишающий его смелости признаться в любви из страха увидеть в глазах Роксаны насмешку, становится не только «персонажем» блистательно написанного моноло га С., посвященного собственному носу, но и пружиной задуманной С. Акции. Свой поэтический дар он предоставляет в распоряжение счастливого соперника, юного Кристиана де Невилетта, обладающего привлекательной внешностью, но не способного самостоятельно завоевать любовь требовательной Роксаны. И в этой придуманной им интриге Ростан оказывается необычайно точен и верен времени, в которое жил реальный С. Его Роксана принадлежит к тому кругу французской знати, который высмеял в своей комедии «Смешные жеманницы» (16S9) Мольер и который формировался под влиянием идей «изысканности», «прециоз-ности» (неточно переведено на русский как «жеманство»), кои стали необычайно модны в Париже в первой половине XVI в.

Благодаря маркизе де Рамбуйе. «Прециозница» Роксана скорее могла бы полюбить талантливого урода С., чем бесталанного красавца Кристиана, о чем она и говорит С. Перед его смертью в столь мелодраматичном, а в чем-то и трагикомичном финале. Безгранично храброго, бесстрашного С. Лишил счастья разделенной любви страх перед собственной внешностью.«Нос Сирано» давно уже стал нарицательным выражением. Всем исполнителям этой роли приходится пользоваться накладками, делающими «сей предмет» действительно устрашающим. Сыграли эту чрезвычайно популярную роль за сто лет немало прекрасных актеров - от первого исполнителя, блистательного Коклена-старшего, до знаменитых актеров второй половины XX в. Д.Сорано, Ж.Марэ, Ж.Вебера и Ж.Депардье.

Знаменитый балетмейстер Ролан Пети создал балет, а Франко Альфано поставил в Ла Скала оперу о С.Лит. Дюшен И. Ростан//История западноевропейского театра. М., 1970. Т.5. С.121-131. Наркирьер Ф. Эдмон Ростан//Ростан Э. Пьесы. М., 1958. Ripert Е. Edmond Rostand. P., 1968.Т.Б.Проскурникова.

Значения в других словарях
Синав

СИНАВ - герой трагедии А.П.Сумарокова «Синав и Трувор» (1750). В основу сюжета пьесы легли сведения, взятые Сумароковым из сочинения историка И.Гизеля «Синопсис, или Краткое описание от различных летописцев о начале словенского народа, о первых киевских князьях и о жизни святого благоверного и великого князя Владимира» (1674), где изложено известное летописное предание о трех варяжских князьях - братьях Рюрике, Синаве и Труворе, призванных княжить на Руси. Действие происходит в Новгороде. В пьес..

Синяя Борода

СИНЯЯ БОРОДА (фр La Barbe-Bleue) - герой сказки Ш.Перро «Синяя Борода» (1697). Один из самых загадочных и зловещих сказочных персонажей. Трудно объяснить, что побудило Перро сделать героем детской сказки убийцу-маньяка. К тому же его образ дается весьма обобщенно, мотивировка поступков практически отсутствует, и в результате перед читателем предстает некий фантом, окутанный тайной. Шевалье С.Б. Живет в красивом замке, принимает гостей, имеет репутацию радушного хозяина. Настораживает то, что он ..

Скален

СКАЛЕН (фр. Scapin) - герой комедии Мольера «Плутни Скалена» (1671). С.- один из существеннейших персонажей мольеров-ского театра, по структурной и концептуальной сложности сопоставимый с Дон Жуаном и Альцестом. Кажущаяся элементарность образа скрывает его многомерность и парадоксальную серьезность, незамеченные учеными-современниками Мольера. Характерна реплика Буало. «И сквозь мешок, куда Скален залез постыдно,//Того, кем «Мизантроп» был создан, мне не видно».С.- один из многих слуг, действующ..

Скалозуб

СКАЛОЗУБ - центральный персонаж комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (1824). Если искать в характерах пьесы классицистические, а через них и античные прообразы, то С. Соответствует «хвастливый воин», популярная маска римских комедий, воплощенная в знаменитом «башнеградопобедителе» Пиргополини-ке, герое Плавта. Воин-забияка традиционно изображался не только хвастуном, но и персоной самовлюбленной. С., если изъять его из поэтического контекста, чем-то похож на своего далекого предка. Следует отмет..

Дополнительный поиск Сирано Де Бержерак Сирано Де Бержерак

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сирано Де Бержерак" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сирано Де Бержерак, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 18 символа