Смердяков

254

СМЕРДЯКОВ - центральный персонаж романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» (1878-1880), слуга помещика Федора Павловича Карамазова, его незаконнорожденный сын от городской юродивой Лизаветы Смердящей (отсюда происходит и фамилия, определившая в какой-то степени главные нравственные черты этого персонажа). Исследователи творчества Достоевского считают, что С. Как персонаж «Братьев Карамазовых» появился тогда, когда Достоевский обратился к давнишним записям, озаглавленным «Словечки», в поисках характерных выражений для речи героев романа. Давая общую характеристику людям, едва приобщившимся к культуре, Достоевский писал в «Дневнике писателя» за апрель 1876 года. «...малообразованные, но уже успевшие окультуриться люди, окультуриться хотя бы только слабо и наружно, всего только в каких-нибудь привычках своих, в новых предрассудках, в новом костюме, - вот эти-то всегда и начинают именно с того, что презирают прежнюю среду свою, свой народ и даже веру его, иногда даже до ненависти».В творчестве Достоевского С.

Имеет своих предшественников. Некоторые из черт той «лакейской» психологии, законченным воплощением которой стал С., были запечатлены Достоевским в образах лакея Видоплясова из «Села Степанчикова» и в особенности в характеристике «лакея, дворового», который, нося «фрак, белый официантский галстух и лакейские перчатки», «презирает» на этом основании народ (Введение к «Ряду статей о русской 377 литературе», 1861). При создании образа у Достоевского возникали ассоциации с Жабером (В.Гюго «Отверженные»). О своем желании создать русский вариант «enfant trouve» (незаконнорожденный, «подкидыш», как определил это Достоевский в своей записной тетради 1876-1877 гг. За май месяц) писатель рассказывает в связи с посещением воспитательного дома для незаконнорожденных детей.

«Поэзия иногда касается этих типов, но редко. Кстати, мне припомнился сыщик Javert из романа Victor'a Hugo «Les Miserables» - он родился от матери с улицы, чуть ли не в укромном уголке. И всю жизнь ненавидел этих женщин. За ними присматривал как полицейский и был их тираном. Он всю жизнь обожал крепкий порядок, данный строй общества, богатство, имущество, родоначальность, собственность, и не как лакей, о, совсем нет» («Дневник писателя» за 1876г., май).Введение в повествование четвертого брата, С., которому была поручена роль отцеубийцы, позволило психологически и философски углубить характер другого Карамазова - Ивана. Существование подлинного отцеубийцы только усугубляет нравственную вину Ивана. Поэтому Достоевский придавал огромное значение психологической мотивированности трех свиданий героев и каждой из этих встреч посвятил отдельную главу («Первое свидание со Смердяковым», «Второй визит к Смердяко-ву», «Третье, и последнее, свидание со Смердяковым»).

К.В.Мочульский отмечал, что С. - это воплощенный соблазн и олицетворенный грех Карамазовых. В образе С. Достоевский выразил русский вариант «enfant trouve», принадлежащего к «средине и бездарности» и поэтому «подлеца».Лит. Кийко Е.И. Из истории создания «Братьев Карамазовых» (Иван и Смердяков)//Ф.М.Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1976. Т. 2.Т.В.Глазкова.

Значения в других словарях
Скален

СКАЛЕН (фр. Scapin) - герой комедии Мольера «Плутни Скалена» (1671). С.- один из существеннейших персонажей мольеров-ского театра, по структурной и концептуальной сложности сопоставимый с Дон Жуаном и Альцестом. Кажущаяся элементарность образа скрывает его многомерность и парадоксальную серьезность, незамеченные учеными-современниками Мольера. Характерна реплика Буало. «И сквозь мешок, куда Скален залез постыдно,//Того, кем «Мизантроп» был создан, мне не видно».С.- один из многих слуг, действующ..

Скалозуб

СКАЛОЗУБ - центральный персонаж комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (1824). Если искать в характерах пьесы классицистические, а через них и античные прообразы, то С. Соответствует «хвастливый воин», популярная маска римских комедий, воплощенная в знаменитом «башнеградопобедителе» Пиргополини-ке, герое Плавта. Воин-забияка традиционно изображался не только хвастуном, но и персоной самовлюбленной. С., если изъять его из поэтического контекста, чем-то похож на своего далекого предка. Следует отмет..

Снегурочка

СНЕГУРОЧКА - героиня «весенней сказки» А.Н.Островского «Снегурочка» (1873). Действие пьесы происходит в «стране беренде-ев в доисторическое время». Мифопоэтичес-кий образ Берендеева царства навеян устным народным творчеством. Это - идиллическое царство мира и согласия. Любовь - сердцевина жизни берендеев, форма их служения могучему языческому богу Солнца - Яриле. Появление среди людей «холодной» С. Вносит в их жизнь «ревность, брань, усобицу». В сердца людей проникает «остуда немалая».Дочь Весны..

Снежимочка

СНЕЖИМОЧКА - главный персонаж драматической сказки Велимира Хлебникова «Снежимочка» (1908). Литературным прототипом С. Сам Хлебников называл образ Снегурочки из пьесы А.Н.Островского, ставшей также героиней одноименной оперы Н.А.Римского-Корсакова. Сама же Снегурочка является одним из самых известных персонажей русского фольклора.Однако образы С. И Снегурочки находятся как бы в разных литературных пространствах. Если Островский в Снегурочке хотел выразить всепроникающее единство и возвышенность ..

Дополнительный поиск Смердяков Смердяков

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Смердяков" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Смердяков, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 9 символа