Снежимочка

269

СНЕЖИМОЧКА - главный персонаж драматической сказки Велимира Хлебникова «Снежимочка» (1908). Литературным прототипом С. Сам Хлебников называл образ Снегурочки из пьесы А.Н.Островского, ставшей также героиней одноименной оперы Н.А.Римского-Корсакова. Сама же Снегурочка является одним из самых известных персонажей русского фольклора.Однако образы С. И Снегурочки находятся как бы в разных литературных пространствах. Если Островский в Снегурочке хотел выразить всепроникающее единство и возвышенность любви и природы, то Хлебников ставит перед собой совершенно иную задачу. В ранних драматических произведениях он во многом связан с символистским театром (драматургия Ф.К.Сологуба, В.Я.Брюсова, З.Н.Гиппиус, А.А.Ремизова, А.А.Блока, а также М.Метер-линка).

Символистский принцип драматур-гическо-мифологического мира «сущностей» получает у Хлебникова столь яркое отображение, что некоторые исследователи называют его «еще более крайним символистом, чем сами символисты» (Р.Дуганов). Хлебниковская С. Является читателю в трех ипостасях - эпической, лирической и мистериальной. Как эпический образ С. - сказочный фольклорный персонаж, приходящий из своего сказочно-эпического прошлого (леса, природы) в эпическое настоящее (город с его нищими и городовыми, учеными и мальчишками). Лирический образ С. Передается стенаниями и плачем обитателей снежного леса, в коротких диалогах С. С встречающимися ей людьми. Но главным в образе С. Является ее мистериаль-ность.Хлебников, по замечанию Ю.Тынянова, был одновременно и «крупнейшим новатором», и «крупнейшим архаистом».

Он стремился оживить мир славянского архаического мифа, мир славянских богов и сказочных героев, стремился перевести его из прошлого в будущее - «длящееся тело художественного произведения, начинающееся «тут же» у подножия настоящего» (Н.Башмакова). Обновление этого мифологического мира Хлебников начинает с переименования его «жителей», и прежде всего он дает новое имя архаической Снегурочке - Снежимочка. В пьесе эти имена сравниваются-противопоставляются. Снегурочка - персонаж уже «застывший» в определенном культурном слое. По ходу пьесы и взрослые и дети воспринимают поначалу С. Как Снегурочку, как персонаж из оперы Римского-Кор-сакова, как персонаж спектакля в «Народном доме». И лишь в заключительной сцене пьесы, во время возрожденного ритуала «праздника Очищения - Чистый день» (действующий ритуал - один из главных признаков «живого» мифа) С.

Уже называют Снежимочкой, а не Снегурочкой. В имени С. Хлебников воплощает свою поэтическую идею «самовитого слова». По мнению некоторых исследователей, пьеса «Снежимочка» есть «действие-в-слове», способное преобразиться в «действие в воображении» (Р.Дуганов). Необычное название драматического действия у Хлебникова - «деймо» - расшифровывается как «действие и письмо». Название это можно понимать и как «действие мистериальное». В пьесе в самом деле разворачивается мистерия.Сначала оживает наделенный новыми именами мифологический снежный мир русской природы. Он вступает в сражение с вторгающимися в него чуждыми существами из городской жизни. Но такое сражение бесконечно и бесплодно. И тогда С. Уходит в чуждый мир города, чтобы преобразить его, соединить с миром мифа.

Пораженный, переживший очищение мир города, мир «омертвевшей» культуры, соединяется с миром «живых» мифов через ритуал, славя С., «воскресшую» в весенних цветах, и, восприняв «предвечный закон», уходит в будущее («Голос удаляющихся»).Мифологические корни образа С. Уходят к древнегреческому культу Диониса, бога весны и урожая, олицетворявшего веселое буйство природы, и его пророка Орфея, который погибал и воскресал милостью своего бога, - с ним связано и понятие очищения, чистилища. Затронут здесь и миф о Коре, дочери Деметры, возвращающейся из Аида на землю (Элевсин-ские мистерии). В образе С. Просматриваются христианские мотивы «распятия», «любви», «нового завета». С образом С. Тесно связано характерное для творчества Хлебникова понятие вторичного синкретизма (R.Cruel) - смешение разных мифологических систем и мотивов религиозных культов в творческом сознании и произведении художника.Пьеса «Снежимочка» предназначалась для постановок «будетлянского театра» в 1913 г.

Вместе с трагедией «Владимир Маяковский» В.Маяковского и «Победой над солнцем» А.Крученых, однако постановка так и не была осуществлена.Лит. Дуганов Р. Велимир Хлебников. Природа творчества. М., 1990. Башмакова Н. Слово и образ. О творческом мышлении В.Хлебникова. Хельсинки, 1987. Cruel R. The Montage of Codes and Genres as Secondary Syncretism in Chlebnikov's Zangezi//Velimir Chlebnikov (1885-1922). Myth and reality.А.Л.Цуканов.

Значения в других словарях
Смердяков

СМЕРДЯКОВ - центральный персонаж романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» (1878-1880), слуга помещика Федора Павловича Карамазова, его незаконнорожденный сын от городской юродивой Лизаветы Смердящей (отсюда происходит и фамилия, определившая в какой-то степени главные нравственные черты этого персонажа). Исследователи творчества Достоевского считают, что С. Как персонаж «Братьев Карамазовых» появился тогда, когда Достоевский обратился к давнишним записям, озаглавленным «Словечки», в поисках х..

Снегурочка

СНЕГУРОЧКА - героиня «весенней сказки» А.Н.Островского «Снегурочка» (1873). Действие пьесы происходит в «стране беренде-ев в доисторическое время». Мифопоэтичес-кий образ Берендеева царства навеян устным народным творчеством. Это - идиллическое царство мира и согласия. Любовь - сердцевина жизни берендеев, форма их служения могучему языческому богу Солнца - Яриле. Появление среди людей «холодной» С. Вносит в их жизнь «ревность, брань, усобицу». В сердца людей проникает «остуда немалая».Дочь Весны..

Собакевич

СОБАКЕВИЧ - персонаж поэмы Н.В.Гого-ля «Мертвые души» (перв. Том 1842, под ценз. Назв. «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Втор, том 1842-1845). Фольклорные источники образа С.- былинные и сказочные богатыри (Еруслан Лазаревич, Илья Муромец и т.п.). Возможные литературные источники. Тарас Скотинин из комедии Д.Фонвизииа «Недоросль», медведеподоб-ный разбойник Бурдаш из романа М.Загоскина «Юрий Милославский». Богатырская мощь С. (нога, обутая в сапог исполинского размера), подвиги за обеденн..

Солёный

СОЛЁНЫЙ - центральный персонаж драмы А.П.Чехова «Три сестры» (1900). Штабс-капитан С. По типу характера, по строению психики относится к тем людям, которых принято называть тяжелыми. В его облике, поведении, в идущих вразрез с общим диалогом репликах, каком-то «ритуальном» опрыскивании рук и груди духами - есть какая-то «сочиненность», бросающаяся в глаза «неподлинность». От застенчивости он сочинил себе образ «ужасно страшного человека», бретера и теперь вынужден его постоянно подтверждать и по..

Дополнительный поиск Снежимочка Снежимочка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Снежимочка" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Снежимочка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 10 символа