Софья

437

СОФЬЯ - героиня комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (1824). По мере того как легкая комедийная игра первых эпизодов пьесы начинает приобретать черты драматические, меняется облик героини. А.С.Пушкин по прочтении «Горя от ума» сетовал на то, что «Софья начертана неясно». Незакрепленность «знака» характера создает игру психологических парадоксов, которыми образ особенно интересен. Софья Павловна, дочь Фамусова, является главным противником Чацкого в той «несложной драме лирических отношений» (Ю.Н.Тынянов), которая разворачивается на бурном общественном, политическом фоне русской жизни начала 20-х годов XIX в. С. Распускает слух о сумасшествии Чацкого, «рядит его в шуты» и побеждает в той борьбе, которая происходит между ними.

Но победа ее мнима. Темы «обмана» и «горя» касаются не только Чацкого, но и С.«Горе» С. Связано с ошибкой внутреннего зрения, с неудачным выбором «героя романа». С. Платит за «коварство» Молчалина и собственную нравственную неразборчивость глубоким унижением и одиночеством («А горе ждет из-за угла...»).Взаимоотношения Чацкого и С. Совсем непросты. Независимо от желания С., ее интерес к Чацкому не гаснет. Он поддержан воспоминаниями прошлого, детской дружбой, теми впечатлениями, которые герой возбуждал в ней несколько лет назад. Этим объясняется постоянная борьба с собой, ожесточенность эмоций, категоричность неприятия Чацкого.Уже в первом акте внезапное возвращение Чацкого ломает все надежды С. На прочность ее отношений с Молчаливым.

Тема возникает в сцене воспоминаний о Чацком в ответ на упреки Лизы. «Я очень ветрено, быть может, поступила//И знаю, и винюсь, но где же изменила. Кому?» Ход сюжета на тысячи ладов повторит мотив «измены», десятки раз поставит вопрос «Кому?». Чацкому не надо совершать никаких поступков, уже само постоянное присутствие его в доме Фамусовых делает проблематичным то «скромное» обаяние Молчалина, которое С. Так высоко ценит. Не страх разоблачения ее романа Фамусовым, а ужас перед вероятным разоблачением «идеала» толкает С. Защищать достоинства Молчалина от каждого, кто посягнет их оспорить, особенно если это Чацкий.Конфликт между героями по ходу сюжета насыщается эмоциями и страстями. Чацкий любит С., та хочет доказать всем, что должна и может сама решать свою судьбу.

Но в коллизию вмешивается случай. Он дает С. Шанс уничтожить Чацкого в глазах общества, обрядить его в шуты («А, Чацкий. Любите вы всех в шуты рядить,//Угодно ль на себе примерить?»). Инициатива С. Подхвачена всеми «московскими» родственниками, знакомыми, друзьями, и сплетня приобретает вес «общественного мнения». «Не я сказал, - другие говорят». Этому «бесенку в юбке» (Блок) остается торжествовать личную победу, она ищет встречи с Молчаливым, случайно является не вовремя, становится свидетелем признаний своего «сахара медовича» Лизе и прозревает. Развязка драмы происходит в темноте сеней, при робком свете двух дрожащих свечей. Многое между героями остается недосказанным, непроясненным, отвечая желанию автора «завлекать зрителей в любопытство».Истолкование С.

На театральной сцене происходило по двум основным направлениям. Одно - лирико-психологическое (С. Любит Чацкого, но сама того не понимает) - сложилось уже в первых постановках пьесы. В таком рисунке С. Играли актрисы XIX века от М.Д.Лыювой-Синецкой (1830) до М.Н.Ермоловой (1874). Другое - обличительное (С. - дочь Фамусова, плоть от плоти «московской жизни», смертельный враг Чацкого). Эта линия проявилась в спектакле МХАТ (1925), где С. Исполняла А.О.Степанова. Особняком стоят С. - М.Н.Германовой (МХТ 1906), С. - З.Н.Райх (ТИМ 1928), сломавших стереотипы и сыгравших одна - «чайную розу» (В.И.Немирович-Данченко), другая - сложное «переплетение своенравных чувств» (П.А.Марков). Самым ярким современным прочтением образа остается С.

- Т.В.Дорониной в спектакле Г.А.Товстоногова (БДТ, 1962). Актриса неожиданно соединила самые разнообразные свойства. Женственность и властность, ранимость и жизненную хватку, упрямство и эмоциональность. Эта С. Страстно любила Молчалива. В финале она так же трагично, как Чацкий, переживала драму измены, обмана, предательства.Лит. См. К статье «ЧАЦКИЙ».Е.В.Юсим.

Значения в других словарях
Сольнес

СОЛЬНЕС (норв. Solness) - герой драмы Г.Ибсена «Строитель Сольнес» (1892), профессиональный строитель. С.- один из самых сложных и противоречивых образов Ибсена. Мечтающий о сверхчеловеческом подвиге, он сам себе самый жестокий, безжалостный прокурор. Автор знакомит нас с героем незадолго до его гибели. Возможно, самое сильное чувство, переживаемое этим немолодым человеком,- страх. Поначалу кажется, что он боится оказаться хуже, чем должен или мог бы быть. Он должен быть лучшим архитектором, луч..

Сомс Форсайт

СОМС ФОРСАЙТ (англ. Soms Forsyte) - герой серии романов Д.Голсуорси «Собственник», «В петле», «Сдается внаем», «Белая обезьяна» и других, объединенных общим названием «Сага о Форсайтах» (1906-1928). С. - представитель многочисленной, преуспевающей, респектабельной семьи Форсайтов, этой опоры Англии, в чем они неизменно убеждены и что в сущности правда, так как именно Форсайты (если понимать их как некий обобщенный образ) с их чувством собственности, цепкостью и жизненной стойкостью обеспечили пр..

Ставрогин

СТАВРОГИН - герой романа Ф.М.Достоевского «Бесы» (1870-1872). Впервые вопрос о реальных прототипах Николая Всеволодовича С. Был поставлен в 1920-е годы. Л.П.Гроссман предположил, что роман, «считавшийся до сих пор изображением нечаевщины, является у нас первой монографией о Бакунине» и представляет собой «одну из самых выдающихся трактовок личности Бакунина во всей мировой литературе». Как неубедительную оценил версию Гроссмана В.П.Полонский, установив полную независимость С. От анархиста Бакуни..

Стародум

СТАРОДУМ - центральный персонаж комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (1781). По амплуа это персонаж-резонер, значимый не столько действиями, сколько речами и наставлениями. Он олицетворяет авторскую линию сюжета «Недоросля». Своеобразную исповедь, переходящую в нравственную заповедь. Отец С., служивший Петру Великому, внушил своему подрастающему сыну правило. «имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время». С. Убежден, что истинное воспитание состоит в воспитании души. «Невежда без души -..

Дополнительный поиск Софья Софья

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Софья" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Софья, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 5 символа