Ставрогин
СТАВРОГИН - герой романа Ф.М.Достоевского «Бесы» (1870-1872). Впервые вопрос о реальных прототипах Николая Всеволодовича С. Был поставлен в 1920-е годы. Л.П.Гроссман предположил, что роман, «считавшийся до сих пор изображением нечаевщины, является у нас первой монографией о Бакунине» и представляет собой «одну из самых выдающихся трактовок личности Бакунина во всей мировой литературе». Как неубедительную оценил версию Гроссмана В.П.Полонский, установив полную независимость С. От анархиста Бакунина. Несомненным (хотя и подвергшимся сложному субъективному переосмыслению) прототипом С., «аристократа, пошедшего в демократию», можно считать петрашевца Н.А.Спешнева (1821-1882), атеиста, социалиста и коммуниста, оказавшего сильнейшее влияние на молодого Достоевского и названного писателем «мой Мефистофель».
О.Ф.Миллер, первый биограф Достоевского, в этой связи считал «Бесы» романом автобиографическим «в психологическом смысле». В контексте отношений Достоевского и Спешне-ва может быть интерпретировано письмо автора «Бесов» (от 8/20 октября 1870) к издателю «Русского вестника» М.Н.Каткову. «Я сел за поэму об этом лице потому, что слишком давно уже хочу изобразить его. По моему мнению, это и русское и типическое лицо. Мне очень, очень будет грустно, если оно у меня не удастся. Еще грустнее будет, если услышу приговор, что лицо ходульное. Я из сердца взял его».Творческая история С. Загадочна и драматична. Поиски «настоящего» героя вынудили автора радикально изменить первоначальный замысел, забраковать работу целого года и приступить к написанию связного текста только тогда, когда С.
Был вознесен на «безмерную высоту» и получил статус «обворожительного демона», властного соблазнителя и «господина разговора», «любопытного и язвительного, как Мефистофель». В одном из автокомментариев к образу С. Достоевский писал. «Это целый социальный тип (в моем убеждении), наш тип, русский, человека праздного, не по желанию быть праздным, а потерявшего связи со всем родным и, главное, веру, развратного из тоски, но совестливого и употребляющего страдальческие судорожные усилия, чтоб обновиться и вновь начать верить. Рядом с нигилистами это явление серьезное. Клянусь, что оно существует в действительности» (письмо к Н.А.Любимову от марта-апреля 1872).Художественная хронология «Бесов», романное действие которых длится один месяц, все же позволяет реконструировать и датировать биографическую предысторию С.
1840 - год рождения С. 1849 - начало домашнего воспитания. Осень 1855 - декабрь 1860 - годы учебы в петербургском Лицее. 1861 - служба в гвардии и успехи в высшем свете. 1862 - дуэли, суд и разжалование в солдаты. 1863 - участие в польской кампании, производство в офицеры и отставка. 1864 - приключения в петербургских «углах», сближение с Петром Верховенским, Лебядкиным и Кирилловым. Июнь 1864 - «происшествие» с Матрешей. Март 1865 - женитьба на Лебяд-киной. Июнь 1865 - приезд к матери («зверь выпустил когти»). Весна 1866 - отъезд из России в Европу, начало четырехлетних путешествий. Осень 1867 - интеллектуальные эксперименты над Шатовым и Кирилловым («В то же самое время, когда вы насаждали в моем сердце Бога и родину.
Вы отравили сердце этого. Маньяка, Кириллова, ядом. Вы утверждали в нем ложь и клевету»), участие в реорганизации тайного общества по новому плану и написание для него устава. Май 1868 - появление галлюцинаций, родивших идею покаяния и исповеди. Конец 1868 - отказ от русского гражданства и покупка дома в Швейцарии. Январь-июль 1869 - связь с Марией Шаговой в Париже, увлечение Лизой, скандальная история с Дашей, замысел двоеженства. «Я почувствовал ужасный соблазн на новое преступление. Но я бежал, по совету другой девушки, которой я открылся почти во всем». Июль - август 1869 - написание исповеди и печатание ее в заграничной типографии. Август 1869 - приезд в Россию вместе с тиражом «листков, назначенных к распространению».
12 сентября 1869 - начало романного действия. За месяц романного времени С. Проживает целую жизнь. Между намерениями, решениями и поступками пролегает бездна - надежд, сомнений, «проб», разочарований и краха. Каждый шаг С. Обусловлен другим, давно происшедшим, каждое мгновение совершающейся катастрофы, каждая точка кризиса отягощены грузом прошлого. Стремление освободиться от ненавистных воспоминаний-галлюцинаций путем исповеди, покаяния («новая мысль» С.) и обнародования «листков» граничит с дерзким вызовом («Оглашу внезапно и именно в какую-нибудь мстительную, ненавистную минуту...»). Визит к старцу Тихону, разгадавшему подпольные замыслы С., и неудача акта исповеди провоцируют публичное признание, совершенное С.
В гордыне «беспредельного высокомерия» и обернувшееся тотальной катастрофой («Я не убивал и был против, но я знал, что они будут убиты, и не остановил убийц»).Пружиной романного действия и тайной интригой «Бесов» оказывается противостояние беса-политика Петра Верховенского, стремящегося втянуть С., аристократа и демонического красавца, в широкомасштабную провокацию, предполагавшую убийство Шатова и самоубийство Кириллова, а также подчинить С. Своему влиянию и путем шантажа навязать ему роль самозванца и Лжецаря («Иван-Царевича»), соучастника и соруководителя смуты. Причины, по которым С. Ввязался в политическую авантюру, случайны и непреднамеренны. «Я к этому обществу совсем не принадлежу, не принадлежал и прежде.
Напротив, с самого начала заявил, что я им не товарищ, а если помогал случайно, то только так, как праздный человек...» В романе констатирован трагический итог пути «аристократа, пошедшего в демократию». С. Попустительствовал политическим мошенникам, поддался минутному искушению страсти и погубил Лизу, совершил смертный грех самоубийства. Вместе с тем «князь и ясный сокол» отказался от трона и венца царя-самозванца, не принял бесовской идеи захвата мира, а с ней - звания кумира-идола живого бога, дал нравственную оценку «верховенцам». «Я не мог быть тут товарищем, ибо не разделял ничего. Потому, что все-таки имею привычки порядочного человека и мне мерзило».Фамилия «С.» (от греч. 5тошро. - крест) намекает на высокое предназначение героя.
По мнению Вяч. Иванова, С. Изменяет своему назначению. «Изменник перед Христом, он неверен и Сатане. Он изменяет революции, изменяет и России (символы. Переход в чужеземное подданство и, в особенности, отречение от своей жены, Хромоножки). Всем и всему изменяет он, и вешается, как Иуда, не добравшись до своей демонической берлоги в угрюмом горном ущелье. Николай С. - отрицательный русский Фауст, - отрицательный потому, что в нем угасла любовь и с нею угасло то неустанное стремление, которое спасает Фауста. Роль Мефистофеля играет Петр Вер-ховенский, во все важные мгновения возникающий за С. С ужимками своего прототипа»(статья «Основный миф в романе «Бесы»«). Как писал Н.А.Бердяев, «поражает отношение самого Достоевского к Николаю Всеволодовичу С.
Он романтически влюблен в своего героя, пленен и обольщен им. Никогда ни в кого он не был так влюблен, никого не рисовал так романтично. Николай С. - слабость, прельщение, грех Достоевского. В чем же трагедия ставрогинского духа, в чем тайна и загадка его исключительной личности. Приблизить к разрешению этой загадки может лишь миф о С. Как творческой, мировой личности, которая ничего не сотворила, но вся изошла, иссякла в эмалировавших из нее «бесах». Это мировая трагедия истощения от безмерности, трагедия омертвения и гибели человеческой индивидуальности от дерзновения на безмерные, бесконечные стремления, не знавшие границы, выбора и оформления». По оценке С.Н.Булгакова, «С. Нет, ибо им владеет дух небытия, и он сам знает о себе, что его нет, отсюда вся его мука, вся странность его поведения, эти неожиданности и эксцентричности, которыми он хочет как будто самого себя разубедить в своем небытии.
А равно и та гибель, которую он неизбежно и неотвратимо приносит существам, с ним связанным». А.Л.Волынский видел в лице С. «большое психологическое явление. Получившее впоследствии наименование декадентства». «С. - величайшее художественное создание Достоевского, - утверждал К.В.Мочульский, квалифицируя трагедию героя как агонию сверхчеловека. - Это человек нового зона. По сравнению с которым сверхчеловек Ницше кажется только тенью». Современная Достоевскому критика высказывала предположения о возможном литературном генезисе С. «Это какая-то смесь Печорина с Дон-Жуаном и с тем героем «Парижских тайн», который посвящает досуги своей аристократической жизни и золото своих карманов скитанью по самым отвратительным .
Вертепам преступления!» (Е.Марков. Критические беседы). Л.П.Гроссман видел в образе С. Итог размышлений Достоевского о людях могучей воли и сильных страстей. «Необъятная сила, непосредственно ищущая спо-кою, волнующаяся до страданий и с радостью бросающаяся во время исканий и странствий в чудовищные уклонения и эксперименты». Подчеркивая, что тип С. Восходит к байроническому герою с его демонизмом, пессимизмом и пресыщенностью, Г.М.Фридлендер отмечал в образе С. Новый трагический вариант романтического демонизма, присущего «хищному типу». С. «индивидуалист до мозга костей, занятый всецело самим собой и в то же время именно поэтому болезненно ощущающий в себе зияющую «роковую» пустоту». Ф.И.Евнин называл историю С.
«мистерией гибели великого грешника».В постановке «Бесов», осуществленной в МХТ в 1913 г. (инсценировка Вл.И.Немиро-вича-Данченко называлась «Николай Ставро-гин»), роль С. Играл В.И.Качалов. Горький, выступавший с протестами против постановки и требовавший ее запрещения, писал. «Не С. Надобно показывать. Теперь, а что-то другое. Необходима проповедь бодрости, необходимо духовное здоровье, деяние, а не самосозерцание. Довольно уже самооплеваний. Бестолкового анархизма и всяких судорог» (Еще о «карамазовщине»//Русское слово. 1913. 27 октября).Лит. Долинин А.С. «Исповедь Ставрогина» (в связи с композицией «Бесов»)//Литературная мысль. 1922. Вып. 1. М, 1922. Александрович. Мат-решкина проблема. «Исповедь Ставрогина» и проблема женской души.
М., 1922. Гроссман Л.П. Спешнее и Ставрогин//Каторга и ссылка. 1924. N 4. Гроссман Л.П. Стилистика Ставрогина//Ф.М.Достоевский. Статьи и материалы. Сб. 2. Л., 1924. Полонский В.П. Николай Ставрогин и роман «Бесы»//Спор о Бакунине и Достоевском. Статьи Л.П.Гроссмана и Вяч.Полонского. Л., 1926. Бем А.Л. Эволюция образа Ставрогина//О Dostojevskem. Sbornik stati a materialu. Praha, 1972. Гессен С.И. Трагедия зла (философский смысл образа Ставрогина)//Путь. Париж, 1932. N 36. Комментарии к роману «Бесы»//Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Л., 1975. Т. 12. Натова Н.А. Роль философского подтекста в романе «Бесы»//Записки русской академической группы в США. Т. XTV. New York, 1981. Буданова Н.Ф. Творчество и спасение (Ставрогин в интерпретации Николая Бердяева)//Достоевский.
Материалы и исследования. СПб., 1994. Т. 11. Сараскина Л.И. Федор Достоевский. Одоление демонов. М., 1996.Л.И.Сараскина.
Дополнительный поиск Ставрогин
На нашем сайте Вы найдете значение "Ставрогин" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ставрогин, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 9 символа