Ставрогин

217

СТАВРОГИН - герой романа Ф.М.Достоевского «Бесы» (1870-1872). Впервые вопрос о реальных прототипах Николая Всеволодовича С. Был поставлен в 1920-е годы. Л.П.Гроссман предположил, что роман, «считавшийся до сих пор изображением нечаевщины, является у нас первой монографией о Бакунине» и представляет собой «одну из самых выдающихся трактовок личности Бакунина во всей мировой литературе». Как неубедительную оценил версию Гроссмана В.П.Полонский, установив полную независимость С. От анархиста Бакунина. Несомненным (хотя и подвергшимся сложному субъективному переосмыслению) прототипом С., «аристократа, пошедшего в демократию», можно считать петрашевца Н.А.Спешнева (1821-1882), атеиста, социалиста и коммуниста, оказавшего сильнейшее влияние на молодого Достоевского и названного писателем «мой Мефистофель».

О.Ф.Миллер, первый биограф Достоевского, в этой связи считал «Бесы» романом автобиографическим «в психологическом смысле». В контексте отношений Достоевского и Спешне-ва может быть интерпретировано письмо автора «Бесов» (от 8/20 октября 1870) к издателю «Русского вестника» М.Н.Каткову. «Я сел за поэму об этом лице потому, что слишком давно уже хочу изобразить его. По моему мнению, это и русское и типическое лицо. Мне очень, очень будет грустно, если оно у меня не удастся. Еще грустнее будет, если услышу приговор, что лицо ходульное. Я из сердца взял его».Творческая история С. Загадочна и драматична. Поиски «настоящего» героя вынудили автора радикально изменить первоначальный замысел, забраковать работу целого года и приступить к написанию связного текста только тогда, когда С.

Был вознесен на «безмерную высоту» и получил статус «обворожительного демона», властного соблазнителя и «господина разговора», «любопытного и язвительного, как Мефистофель». В одном из автокомментариев к образу С. Достоевский писал. «Это целый социальный тип (в моем убеждении), наш тип, русский, человека праздного, не по желанию быть праздным, а потерявшего связи со всем родным и, главное, веру, развратного из тоски, но совестливого и употребляющего страдальческие судорожные усилия, чтоб обновиться и вновь начать верить. Рядом с нигилистами это явление серьезное. Клянусь, что оно существует в действительности» (письмо к Н.А.Любимову от марта-апреля 1872).Художественная хронология «Бесов», романное действие которых длится один месяц, все же позволяет реконструировать и датировать биографическую предысторию С.

1840 - год рождения С. 1849 - начало домашнего воспитания. Осень 1855 - декабрь 1860 - годы учебы в петербургском Лицее. 1861 - служба в гвардии и успехи в высшем свете. 1862 - дуэли, суд и разжалование в солдаты. 1863 - участие в польской кампании, производство в офицеры и отставка. 1864 - приключения в петербургских «углах», сближение с Петром Верховенским, Лебядкиным и Кирилловым. Июнь 1864 - «происшествие» с Матрешей. Март 1865 - женитьба на Лебяд-киной. Июнь 1865 - приезд к матери («зверь выпустил когти»). Весна 1866 - отъезд из России в Европу, начало четырехлетних путешествий. Осень 1867 - интеллектуальные эксперименты над Шатовым и Кирилловым («В то же самое время, когда вы насаждали в моем сердце Бога и родину.

Вы отравили сердце этого. Маньяка, Кириллова, ядом. Вы утверждали в нем ложь и клевету»), участие в реорганизации тайного общества по новому плану и написание для него устава. Май 1868 - появление галлюцинаций, родивших идею покаяния и исповеди. Конец 1868 - отказ от русского гражданства и покупка дома в Швейцарии. Январь-июль 1869 - связь с Марией Шаговой в Париже, увлечение Лизой, скандальная история с Дашей, замысел двоеженства. «Я почувствовал ужасный соблазн на новое преступление. Но я бежал, по совету другой девушки, которой я открылся почти во всем». Июль - август 1869 - написание исповеди и печатание ее в заграничной типографии. Август 1869 - приезд в Россию вместе с тиражом «листков, назначенных к распространению».

12 сентября 1869 - начало романного действия. За месяц романного времени С. Проживает целую жизнь. Между намерениями, решениями и поступками пролегает бездна - надежд, сомнений, «проб», разочарований и краха. Каждый шаг С. Обусловлен другим, давно происшедшим, каждое мгновение совершающейся катастрофы, каждая точка кризиса отягощены грузом прошлого. Стремление освободиться от ненавистных воспоминаний-галлюцинаций путем исповеди, покаяния («новая мысль» С.) и обнародования «листков» граничит с дерзким вызовом («Оглашу внезапно и именно в какую-нибудь мстительную, ненавистную минуту...»). Визит к старцу Тихону, разгадавшему подпольные замыслы С., и неудача акта исповеди провоцируют публичное признание, совершенное С.

В гордыне «беспредельного высокомерия» и обернувшееся тотальной катастрофой («Я не убивал и был против, но я знал, что они будут убиты, и не остановил убийц»).Пружиной романного действия и тайной интригой «Бесов» оказывается противостояние беса-политика Петра Верховенского, стремящегося втянуть С., аристократа и демонического красавца, в широкомасштабную провокацию, предполагавшую убийство Шатова и самоубийство Кириллова, а также подчинить С. Своему влиянию и путем шантажа навязать ему роль самозванца и Лжецаря («Иван-Царевича»), соучастника и соруководителя смуты. Причины, по которым С. Ввязался в политическую авантюру, случайны и непреднамеренны. «Я к этому обществу совсем не принадлежу, не принадлежал и прежде.

Напротив, с самого начала заявил, что я им не товарищ, а если помогал случайно, то только так, как праздный человек...» В романе констатирован трагический итог пути «аристократа, пошедшего в демократию». С. Попустительствовал политическим мошенникам, поддался минутному искушению страсти и погубил Лизу, совершил смертный грех самоубийства. Вместе с тем «князь и ясный сокол» отказался от трона и венца царя-самозванца, не принял бесовской идеи захвата мира, а с ней - звания кумира-идола живого бога, дал нравственную оценку «верховенцам». «Я не мог быть тут товарищем, ибо не разделял ничего. Потому, что все-таки имею привычки порядочного человека и мне мерзило».Фамилия «С.» (от греч. 5тошро. - крест) намекает на высокое предназначение героя.

По мнению Вяч. Иванова, С. Изменяет своему назначению. «Изменник перед Христом, он неверен и Сатане. Он изменяет революции, изменяет и России (символы. Переход в чужеземное подданство и, в особенности, отречение от своей жены, Хромоножки). Всем и всему изменяет он, и вешается, как Иуда, не добравшись до своей демонической берлоги в угрюмом горном ущелье. Николай С. - отрицательный русский Фауст, - отрицательный потому, что в нем угасла любовь и с нею угасло то неустанное стремление, которое спасает Фауста. Роль Мефистофеля играет Петр Вер-ховенский, во все важные мгновения возникающий за С. С ужимками своего прототипа»(статья «Основный миф в романе «Бесы»«). Как писал Н.А.Бердяев, «поражает отношение самого Достоевского к Николаю Всеволодовичу С.

Он романтически влюблен в своего героя, пленен и обольщен им. Никогда ни в кого он не был так влюблен, никого не рисовал так романтично. Николай С. - слабость, прельщение, грех Достоевского. В чем же трагедия ставрогинского духа, в чем тайна и загадка его исключительной личности. Приблизить к разрешению этой загадки может лишь миф о С. Как творческой, мировой личности, которая ничего не сотворила, но вся изошла, иссякла в эмалировавших из нее «бесах». Это мировая трагедия истощения от безмерности, трагедия омертвения и гибели человеческой индивидуальности от дерзновения на безмерные, бесконечные стремления, не знавшие границы, выбора и оформления». По оценке С.Н.Булгакова, «С. Нет, ибо им владеет дух небытия, и он сам знает о себе, что его нет, отсюда вся его мука, вся странность его поведения, эти неожиданности и эксцентричности, которыми он хочет как будто самого себя разубедить в своем небытии.

А равно и та гибель, которую он неизбежно и неотвратимо приносит существам, с ним связанным». А.Л.Волынский видел в лице С. «большое психологическое явление. Получившее впоследствии наименование декадентства». «С. - величайшее художественное создание Достоевского, - утверждал К.В.Мочульский, квалифицируя трагедию героя как агонию сверхчеловека. - Это человек нового зона. По сравнению с которым сверхчеловек Ницше кажется только тенью». Современная Достоевскому критика высказывала предположения о возможном литературном генезисе С. «Это какая-то смесь Печорина с Дон-Жуаном и с тем героем «Парижских тайн», который посвящает досуги своей аристократической жизни и золото своих карманов скитанью по самым отвратительным .

Вертепам преступления!» (Е.Марков. Критические беседы). Л.П.Гроссман видел в образе С. Итог размышлений Достоевского о людях могучей воли и сильных страстей. «Необъятная сила, непосредственно ищущая спо-кою, волнующаяся до страданий и с радостью бросающаяся во время исканий и странствий в чудовищные уклонения и эксперименты». Подчеркивая, что тип С. Восходит к байроническому герою с его демонизмом, пессимизмом и пресыщенностью, Г.М.Фридлендер отмечал в образе С. Новый трагический вариант романтического демонизма, присущего «хищному типу». С. «индивидуалист до мозга костей, занятый всецело самим собой и в то же время именно поэтому болезненно ощущающий в себе зияющую «роковую» пустоту». Ф.И.Евнин называл историю С.

«мистерией гибели великого грешника».В постановке «Бесов», осуществленной в МХТ в 1913 г. (инсценировка Вл.И.Немиро-вича-Данченко называлась «Николай Ставро-гин»), роль С. Играл В.И.Качалов. Горький, выступавший с протестами против постановки и требовавший ее запрещения, писал. «Не С. Надобно показывать. Теперь, а что-то другое. Необходима проповедь бодрости, необходимо духовное здоровье, деяние, а не самосозерцание. Довольно уже самооплеваний. Бестолкового анархизма и всяких судорог» (Еще о «карамазовщине»//Русское слово. 1913. 27 октября).Лит. Долинин А.С. «Исповедь Ставрогина» (в связи с композицией «Бесов»)//Литературная мысль. 1922. Вып. 1. М, 1922. Александрович. Мат-решкина проблема. «Исповедь Ставрогина» и проблема женской души.

М., 1922. Гроссман Л.П. Спешнее и Ставрогин//Каторга и ссылка. 1924. N 4. Гроссман Л.П. Стилистика Ставрогина//Ф.М.Достоевский. Статьи и материалы. Сб. 2. Л., 1924. Полонский В.П. Николай Ставрогин и роман «Бесы»//Спор о Бакунине и Достоевском. Статьи Л.П.Гроссмана и Вяч.Полонского. Л., 1926. Бем А.Л. Эволюция образа Ставрогина//О Dostojevskem. Sbornik stati a materialu. Praha, 1972. Гессен С.И. Трагедия зла (философский смысл образа Ставрогина)//Путь. Париж, 1932. N 36. Комментарии к роману «Бесы»//Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Л., 1975. Т. 12. Натова Н.А. Роль философского подтекста в романе «Бесы»//Записки русской академической группы в США. Т. XTV. New York, 1981. Буданова Н.Ф. Творчество и спасение (Ставрогин в интерпретации Николая Бердяева)//Достоевский.

Материалы и исследования. СПб., 1994. Т. 11. Сараскина Л.И. Федор Достоевский. Одоление демонов. М., 1996.Л.И.Сараскина.

Значения в других словарях
Сомс Форсайт

СОМС ФОРСАЙТ (англ. Soms Forsyte) - герой серии романов Д.Голсуорси «Собственник», «В петле», «Сдается внаем», «Белая обезьяна» и других, объединенных общим названием «Сага о Форсайтах» (1906-1928). С. - представитель многочисленной, преуспевающей, респектабельной семьи Форсайтов, этой опоры Англии, в чем они неизменно убеждены и что в сущности правда, так как именно Форсайты (если понимать их как некий обобщенный образ) с их чувством собственности, цепкостью и жизненной стойкостью обеспечили пр..

Софья

СОФЬЯ - героиня комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (1824). По мере того как легкая комедийная игра первых эпизодов пьесы начинает приобретать черты драматические, меняется облик героини. А.С.Пушкин по прочтении «Горя от ума» сетовал на то, что «Софья начертана неясно». Незакрепленность «знака» характера создает игру психологических парадоксов, которыми образ особенно интересен. Софья Павловна, дочь Фамусова, является главным противником Чацкого в той «несложной драме лирических отношений» (Ю.Н..

Стародум

СТАРОДУМ - центральный персонаж комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (1781). По амплуа это персонаж-резонер, значимый не столько действиями, сколько речами и наставлениями. Он олицетворяет авторскую линию сюжета «Недоросля». Своеобразную исповедь, переходящую в нравственную заповедь. Отец С., служивший Петру Великому, внушил своему подрастающему сыну правило. «имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время». С. Убежден, что истинное воспитание состоит в воспитании души. «Невежда без души -..

Степан Трофимович

СТЕПАН ТРОФИМОВИЧ - центральный персонаж романа Ф.М.Достоевского «Бесы». Основным, хотя и не единственным, реальным прототипом С.Т.Верховенского явился известный русский либеральный историк-западник, друг А.И.Герцена Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855). Источником сведений об историке, которого писатель не знал лично, послужила рецензия Н.Н.Страхова на книгу А.В.Станкевича «Т.Н.Грановский» (1869), опубликованная в «Заре». 26 февраля (10 марта) 1869 года Достоевский писал Страхову. «Книжонк..

Дополнительный поиск Ставрогин Ставрогин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ставрогин" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ставрогин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 9 символа