Сюан Цзан
СЮАН ЦЗАН - герой романа китайского писателя У Чэн-эня «Путешествие на Запад» (середина XVI в.), он же Золотой кузнечик, Цзян-Лю, Танский наставник. Второй ученик Будды Татагаты, носивший имя Золотой кузнечик, за невнимание к великому учению был наказан и отправлен в восточные земли. В земной жизни обратился к «истинному учению», отправился за священными книгами. Во время путешествия претерпел «...девятикратное число девяти страданий», вошел во врата истины и сделался праведником, после чего вознесся на небо, где получил звание Будды Добродетельных заслуг.Отец С.Ц. - Чэнь Гуан-жуй, сдав экзамены в столице и заняв первое место, был назначен на высокую государственную должность. По дороге к месту службы был убит разбойником.
Мать подчинилась воле убийцы и стала его женой. При рождении С.Ц. Неведомый голос сообщил матери, что сын принесен ей по велению бодхисатвы Гуаньинь. Он будет необыкновенным человеком и прославится. Разбойник захочет погубить ребенка, и она должна его спасти. Муж, узнав о рождении ребенка, потребовал утопить его. Мать пошла к реке, привязала младенца шарфом к доске, положила ему на грудь письмо с историей его рождения и опустила доску с ребенком в воду. Младенца обнаружил настоятель монастыря Золотой горы, дал ему имя Цзян-лю (Принесенный рекой) и отдал на воспитание крестьянам. По исполнении Цзян-лю восемнадцати лет настоятель постриг его в монахи и дал монашеское имя Сюан Цзан. От настоятеля С.Ц. Узнает, как был найден, и читает историю своего рождения, изложенную в письме.
Он встречается с матерью, отцом, который чудесным образом возвращен к жизни, и мстит за родителей. Его принимает император и назначает главой всех монахов в стране. По поручению императора С.Ц. Отправляется в Западную землю за священными книгами буддийского канона в сопровождении двух монахов. В пути путешественников захватывает князь демонов. Спутники С.Ц. Погибают, а он спасается благодаря покровительству небесных сил и путешествует дальше в одиночку. В пути он освобождает Сун У-куна, царя обезьян. Много лет провел Сун У-кун в каменном ящике, придавленном горой, в наказание за буйство и непочтение к небесным владыкам. Освобожденный С.Ц. Сун У-кун стал его учеником и верным спутником.Много испытаний выпало на долю С.Ц.
Он совершил переход через двурогий хребет, переправился через реку сыпучих песков, на горе Сумеру обратился за помощью к бодхиста-ве Линцзи. Во дворце правителя страны Бао-сянго был принят за оборотня-тигра, подвешен в пещере Цветок Лотоса, заколдован дья-волом-нарой, унесен вихрем, тонул в черной реке. Дважды пытались С.Ц. Насильно женить. У заоблачной переправы он избавился от бренного тела и, получив из рук Будды священные книги, привез их императору. За совершенный подвиг был вознесен в небесный чертог.С.Ц. Выступает в романе в двух ипостасях. Как государственный чиновник высокого ранга (глава всех монахов) и как подвижник, на которого возложена высокая миссия. Он пользуется небесным покровительством и пронизан светом Будды.
Даже такой бунтарь, как Сун У-кун, бессмертный царь обезьян, склоняется перед ним и называет учителем.Заслуживают внимания следующие сюжетные параллели с произведениями европейской литературы. Младенец плывущий по реке (ср. Библейская история о Моисее). Освободитель мятежного духа Сун У-куна (ср. Греч. Миф о Геракле, освободившем Прометея). Путешествие С.Ц. (ср. Странствия Одиссея). Популяр-. Ность путешествия С.Ц. В Китае и других странах Юго-Восточной Азии сравнима со странствиями Одиссея для Европы.Прототипом С.Ц. Послужил китайский монах Сюан Цзан, совершивший в VII в. Путешествие в Индию за книгами буддийского канона. Сюан Цзан (600-664 гг.), не получив разрешения на путешествие, на свой страх и риск в одиночку отправился в Индию и достиг ее через год.
Семнадцать лет он провел в Индии, изучая теорию и практику в буддийских обителях и путешествуя по стране. Он собрал огромную библиотеку буддийских книг на санскрите, которую привез на родину. По возвращении был торжественно встречен и лично принят императором. Остаток жизни посвятил переводу на китайский язык привезенных им книг. Образ путешествующего монаха и его приключений развивался в устных народных преданиях. Первая литературная версия - соч. XI-XII вв. «Шихуа о том, как Трипитака Великой Тан добыл священные книги».Б.Ю.Гелибтер.
Дополнительный поиск Сюан Цзан
На нашем сайте Вы найдете значение "Сюан Цзан" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сюан Цзан, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 9 символа