Тарас Бульба

305

ТАРАС БУЛЬБА - герой повести Н.В.Гого-ля «Тарас Бульба» (перв. Ред. 1835, вторая - 1842). Исторические прототипы образа Т.Б.- выдающиеся деятели национально-освободительного движения Украины XV-XVII вв. На-ливайко, Лобода, Тарас Трясыло, Гуня, Остра-ница. Некоторые биографические черты связывают Т.Б. И Богдана Хмельницкого. Однако Т.Б.- собирательный образ, и главным источником служил Гоголю фольклор. Украинские народные песни и думы, исторические песни, героические былины и сказки о богатырях.Образ Т.Б. Эпичен, героиней и масштабен. Его судьба разворачивается на фоне грозных исторических событий - борьбы Запорожской вольницы против польской шляхты, турецкого и татарского владычества. Т.Б.- тип положительного героя, ибо он неотъемлемая часть родового единства казачьего братства.

Его поступками в основном руководит кодекс рыцарской чести. Он сражается и умирает во имя интересов Русской земли и православной веры. В нем «широкая, разгульная замашка русской природы». Положительное начало образа Т.Б. Уравновешивает безыдеальность образов «уродов» и «существователей» (Гоголь создает образ Т.Б. Одновременно с работой над «Мерт-выми душами»). В образе Т.Б. Идея товарищества, скрепляющая стихию коллектива, противостоит эгоизму отрешенной индивидуальности, а утопическая республика Запорожской Сечи с ее свободой, равенством, братством противопоставлена узости, мелочности, преклонению перед чинами и капиталом холодного и бездушного Петербурга (Г.А.Гуковский).Портрет Т.Б. Гиперболичен. Богатырская сила, телесная мощь, суровость и прямолинейность, чуждая всякому лукавству, составляют основу облика Т.Б.

«Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст». «. Навесил он еще ниже на очи свои хмурые, исчерна-белые брови, подобные кустам, выросшим по высокому темени горы, которых верхушки вплоть занес иглистый северный иней». «весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава». Широта и могучий размах Т.Б. В пиршестве и ратном деле приобретают былинные, грандиозно-стихийные черты. «Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков, тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние. Да горелки побольше, не с выдумками горелки, не с изюмом и всякими вытребеньками, а чистой, пенной горелки, чтобы играла и шипела, как бешеная».

Т.Б. В гневе колотит горшки и фляжки. В пылу боя «рубится и бьется Тарас, сыплет гостинцы тому и другому на голову . Рубя в капусту встречных и поперечных». Раненый, Т.Б. Грохнулся, «как подрубленный дуб, на землю». «А тем временем набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи. Двинулся было он всеми членами, но уже не посыпались на землю, как бывало прежде, схватившие его гайдуки. Но не старость была виною. Сила одолела силу. Мало не тридцать человек повисло у него по рукам и ногам». Образ Т.Б. Неоднозначен. Ему свойственны жестокость и коварство, считающиеся этической нормой в XV-XVII вв. Т.Б. Низлагает кошевого, отказавшегося нарушить клятву и возобновить войну, только потому, что два сына Т.Б. Должны закалиться в боях.

Т.Б. Напоил казаков, подговорил их устроить общий сбор, и хмельные казаки, по наущению Т.Б., сместили кошевого, выбрав угодного Т.Б. Кир-дягу. После казни Остапа Т.Б. Мстит шляхте, справляет «поминки» по сыну. Грабит замки, выжигает 18 местечек, костелы. «Ничего не жалейте!» - повторял только Тарас. Не уважили казаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц. У самых алтарей не могли спастись они. Зажигал их Тарас вместе с алтарями не внимали ничему жестокие казаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя».В образе Т.Б. Сливаются две стилевые стихии гоголевского повествования. Историческая конкретность и реализм изображения грубого века, когда обоюдная свирепость казаков и поляков - обычное явление, и, с другой стороны, торжественно-лирический пафос народно-поэтического эпоса, смысл которого - апофеоз богатырской мощи Русской земли.

Сыноубийство мотивировано предательством и изменой Андрия Русской земле и православной вере, следовательно, этически оправданно. ««Так продать. Продать веру. Продать своих. Я тебя породил, я тебя и убью!» - сказал Тарас...» Гоголь переосмысливает библейский мотив жертвоприношения Авраама. Андрий (жертвенный агнец Исаак) не спасен Богом, а Т.Б. (ветхозаветный Авраам) приносит его в жертву православию. «как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова». В противоположность изменнику Андрию Остап, другой сын Т.Б., распят мучителями на эшафоте за веру, подобно Христу («Остап выносил терзания и пытки, как исполин»). Т.Б. «стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил.

«Добре, сынку, добре!»« Отцеоставленность Остапа и его крик, подобный воплю Христа на кресте. «Батько. Где ты. Слышишь ли ты?» (ср. «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» - Матф., 27:46) рождает ответный возглас Т.Б. (как бы ответ Бога умирающим за него верным христианам). «Слышу!» (М.Вайскопф). Таким образом, эпическое единство образа Т.Б. Раздваивается в образах его сыновей. Образ Остапа воплощает идею неразрывной связи с родовым телом, верность рыцарской чести и Отечеству, образ Андрия - идею отпадения, эгоистической разобщенности людей, отрыва от целого. Коллектива, народа, Бога (мотив грехопадения), что характерно для современной Гоголю европейской цивилизации (ср. Критику последней в «Мертвых душах» и петербургских повестях).Кровавая битва - стихия Т.Б.

В ней звучит мотив смертного пиршества, как в «Слове о полку Игореве». Смерть витязей за Отечество угодна Богу («И вылетела молодая душа. Подняли ее ангелы под руки и понесли к небесам»). Казаки, следовательно, предстают Божьим воинством, и крылатые слова Т.Е., подбадривающие их («Есть ли еще порох в пороховницах. Крепка ли еще казацкая сила. Не гнутся ли еще казаки?»), есть слова «наказного атамана», поставленного Божьим промыслом во славу Русской земли. Русская земля приобретает в понимании Гоголя мессианский смысл. Гибель Т.Б. Сохраняет тот же высокий христианский пафос, хоть и снижена юмористическим мотивом потерянной Т.Б. Люльки. «И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную спутницу на морях и на суше, и в походах, и дома».

Поляки сжигают Т.Б. На огне, распиная на древесном стволе (ср. Традиционный хри стианский символ древа-креста). «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»Лит. Каманин И.М. Научные и литературные произведения Н.В.Гоголя по истории Малороссии//Памяти Гоголя. Киев, 1902. Карпенко А.И. О народности Н.В.Гоголя. Киев, 1973. См. Также Лит. К статье «Чичиков».А.Б.Галкин.

Значения в других словарях
Тандил

ТАНДИЛ и ТИНАТИН - герои эпической поэмы грузинского поэта Шота Руставели (период царствования царицы Тамар, 1184-1213) «Витязь в тигровой шкуре» («Вепхисткаоса-ни» - варианты перевода. «Барсова кожа», «Носящий барсову кожу «). Сюжет поэмы, видимо, берет начало в персидском фольклоре. Об этом говорит прежде всего сам Руставели. «Эта повесть из Ирана занесенная давно». Предположения о персидских истоках сюжета высказывались и некоторыми литературоведами (Н.Марр). Сами герои поэмы формально тоже ..

Танкред

ТАНКРЕД, ГИСМОНДА и ГВИСКАРДО - герои одной из новелл книги Д.Боккаччо «Декамерон» (1350-1353) - 1-я новелла 4-го дня. Танкред, правитель Салернский, убивает Гви-скардо, любовника своей дочери Гисмонды, и посылает ей в золотом кубке его сердце. Она поливает сердце отравой, выпивает отраву и умирает.Сюжет этой новеллы Боккаччо восходит к всемирно известному фольклорному сюжету - мифу о «съеденном сердце» как символическом наказании за прелюбодеяние по закону талиона, по принципу возмездия par par..

Тарелкин

ТАРЕЛКИН - центральный персонаж драмы А.В.Сухово-Кобылина «Дело» (1861, сцен, назв. «Отжитое время» - 1882) и комедии-шутки «Смерть Тарелкина» (1869, сцен. Назв. «Расплюевские веселые дни» - 1900). В иерархии «Дела» Кандит Касторович Т. Принадлежит к категории «Силы». Коллежский советник, приближенное лицо Варравина - правителя дел всего ведомства, Т.- важный персонаж в армии антихриста, «обложившего» всю христианскую землю. Автор моделирует образ как динамический характер, в основе которого не ..

Тарзан

ТАРЗАН (англ. Tarzan) - герой романного цикла Э.Р.Берроуза о сыне английского лорда, который вырос в африканских джунглях среди обезьян. Т.- воплощение руссоистского и романтического идеала «благородного дикаря», живущего по законам природы и не испорченного губительной этикой цивилизации. Начало сериалу о «новом Маугли» положил «Тарзан среди обезьян» (1914), за ним последовало еще 25 книг, по словам автора, переведенных на 56 языков. «Усыновленный» гориллой, которая и назвала годовалого найдены..

Дополнительный поиск Тарас Бульба Тарас Бульба

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тарас Бульба" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тарас Бульба, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 12 символа