Тарелкин

230

ТАРЕЛКИН - центральный персонаж драмы А.В.Сухово-Кобылина «Дело» (1861, сцен, назв. «Отжитое время» - 1882) и комедии-шутки «Смерть Тарелкина» (1869, сцен. Назв. «Расплюевские веселые дни» - 1900). В иерархии «Дела» Кандит Касторович Т. Принадлежит к категории «Силы». Коллежский советник, приближенное лицо Варравина - правителя дел всего ведомства, Т.- важный персонаж в армии антихриста, «обложившего» всю христианскую землю. Автор моделирует образ как динамический характер, в основе которого не литературные нормы, а социальные роли.Т.- олицетворение «новой» России, новой морали, выражение нигилистического мировоззрения. Т.- человек, способный на все («с мертвого снял бы шкуру»), готовый на любое преступление, но фатально невезучий.

Его цинизм беспределен, однако он не обладает страшной жестокой хваткой победителя Варравина. Т. Жалок в своей мерзости, он не человек, а тень. Автор создает оригинальный образ маленького человека, одержимого социальной мимикрией, готового за грош продать душу дьяволу. В сюжетном пространстве существует линия внешней жизни Т., выставленной напоказ. Приличный человек, одет безукоризненно, завсегдатай итальянской оперы и т.д. И другая, подлинная жизнь - «в засаде». Внешне благополучный Т.- беден, одержим злобой и завистью. Уже в «Деле» заложен мотив мнимости и миражности этого образа. Автор указывает на парик и вставные зубы Т., его вечное стремление улизнуть, скрыться, забиться в щель. «...найму квартирку у Успенья на Мо-гильцах, в Мертвом переулке, в доме купца Гробова, да так до второго пришествия и заночую».

В своем подпольном сознании он выстроил «положительную» программу жизни, в центре которой - законность взятки и «капкана». И вдруг на наших глазах все строение разрушено, развалилось, как карточный домик. Его обманули. Какой пафос в финальном монологе «Дела». Взяточник, подлец, провокатор взывает к справедливости, к закону, состраданию. Он поднимается до патетики в защите своих искаженных ценностей и целей (ср. Финальный монолог Ихарева в «Игроках» Гоголя). Образ Т. Усиливает звучание эсхатологических мотивов драматурга. В «Смерти...» они приобретают особый символический строй. С этим персонажем (не только сюжет-но, но и идеологически) связаны темы антихриста, конца света, дьявола, вурдалака. В пространстве двух пьес образ Т.

Строится как череда бесконечных превращений, переодеваний, смены ролей, ликов. Подмена внешности, документов, судьбы - метафора уничтожения личности. Превращение ничтожества Т. Перед собственным гробом в либерала, законника, гуманиста, шагающего «впереди прогресса», - свидетельство разрушения истинных роциальных ориентиров. (Не случайно первоначально Т. Носил фамилию Хлестаков.) Он - кукла, муляж, духовный труп. Т., жаждущий другой жизни, прославляющий сладость мести почти как романтический герой (на чем и строится интрига «Смерти...»), до конца останется «омерзительной жабой», «ядовитой гадиной». С вожделением творящий подлости, Т. Навсегда останется побежденным. Но парадокс Сухово-Кобылина состоит в том, что в постоянной трансформации Т.

Его сила и жизнестойкость. Погибнет Муромский, а с ним добро, справедливость, правда, - Т. Останется жить и управлять делами в российском государстве.Н.С.Пивоварова.

Значения в других словарях
Танкред

ТАНКРЕД, ГИСМОНДА и ГВИСКАРДО - герои одной из новелл книги Д.Боккаччо «Декамерон» (1350-1353) - 1-я новелла 4-го дня. Танкред, правитель Салернский, убивает Гви-скардо, любовника своей дочери Гисмонды, и посылает ей в золотом кубке его сердце. Она поливает сердце отравой, выпивает отраву и умирает.Сюжет этой новеллы Боккаччо восходит к всемирно известному фольклорному сюжету - мифу о «съеденном сердце» как символическом наказании за прелюбодеяние по закону талиона, по принципу возмездия par par..

Тарас Бульба

ТАРАС БУЛЬБА - герой повести Н.В.Гого-ля «Тарас Бульба» (перв. Ред. 1835, вторая - 1842). Исторические прототипы образа Т.Б.- выдающиеся деятели национально-освободительного движения Украины XV-XVII вв. На-ливайко, Лобода, Тарас Трясыло, Гуня, Остра-ница. Некоторые биографические черты связывают Т.Б. И Богдана Хмельницкого. Однако Т.Б.- собирательный образ, и главным источником служил Гоголю фольклор. Украинские народные песни и думы, исторические песни, героические былины и сказки о богатырях.О..

Тарзан

ТАРЗАН (англ. Tarzan) - герой романного цикла Э.Р.Берроуза о сыне английского лорда, который вырос в африканских джунглях среди обезьян. Т.- воплощение руссоистского и романтического идеала «благородного дикаря», живущего по законам природы и не испорченного губительной этикой цивилизации. Начало сериалу о «новом Маугли» положил «Тарзан среди обезьян» (1914), за ним последовало еще 25 книг, по словам автора, переведенных на 56 языков. «Усыновленный» гориллой, которая и назвала годовалого найдены..

Тартарен Из Тараскона

ТАРТАРЕН ИЗ ТАРАСКОНА (фр. Tartarin de 397 Tarascon) - герой трилогии А.Доде «Тартарен из Тараскона» (1869), «Тартарен в Альпах» (1885) и «Порт-Тараскон» (1890). В герое А.Доде уживаются две совершенно различные натуры. Он, по словам автора, «обладал душой Дон-Кихота. Теми же рыцарскими порывами, теми же героическими идеалами, той же страстью ко всему романтическому и грандиозному . Но тело Т. Было, наоборот, жирное, грузное, чувственное, изнеженное, вечно недовольное, с буржуазными привычками и..

Дополнительный поиск Тарелкин Тарелкин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тарелкин" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тарелкин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 8 символа