Убю

250

УБЮ (фр. Ubu) - герой цикла пьес А.Жарри «Убю король» (1896), «Убю рогоносец» (1896), «Убю прикованный» (1899), «Убю на Холме» (1901) и «Альманаха папаши Убю», издававшегося драматургом, а после его смерти - А.Волларом. У. Изначально был задуман как собирательный карикатурный образ всего самого отвратительного и отталкивающего в человеке. Главные черты этого персонажа - трусость и наглость, жадность и бессердечие, тупость и хитрость, цинизм и самонадеянность, равнодушие к окружающим и жестокость. Первые очертания У. Рождались в стенах коллежа в Ренне, где учился А.Жарри, решивший вместе с товарищами беспощадно высмеять ненавистного учителя физики по фамилии Эбер. Придуманный ими Эбе (плод мальчишеского острословия и мстительности) - скопище всех пороков, главный из которых - бесконечное самодовольство, - впервые появился под именем Убю в придуманном Жарри спектакле для марионеток (1888).

В 1896 г. Папаша Убю во плоти вышел на сцену театра с красноречивым названием «Нуво театр» (Новый театр), в помещении которого уже очень известный к тому времени режиссер Люнье-По показал первое драматическое произведение своего молодого помощника А.Жарри, «Убю король». По прошествии столетия очевидно, что грандиозный скандал, разразившийся в вечер премьеры в маленьком театре у подножия Монмартрского холма, был провозвестником новых эстетических принципов, утверждения безобразного, абсурдного, шокирующего, провокационного как постулатов эпатирующей театральной эстетики.Сведение персонажа У. К карикатуре на буржуазию (через сто лет после Великой французской революции она столь успешно пожинала ее плоды, что вызвала к жизни сонм высмеивающих ее и обличающих художественных произведений) весьма обедняет творение Жарри.

У.- символический образ Хама. Поэтому невозможно обрисовать его поведенческие реакции с точки зрения здравого смысла. Вкрапление примет реальной эпохи, в которой очевидны отголоски франко-прусской войны и Парижской Коммуны, не могущих служить верными ориентирами для соотнесения поступков У. С конкретными событиями, лишь делает более объемным универсализм предло женной Жарри модели человеческого существования. Появление персонажа У. На сценических подмостках разрушило все существовавшие до того стереотипы представлений о взаимоотношениях сцены и зала. Самим своим бытием У оскорблял зрителей, убежденных в том, что они способны понять происходящее на сцене, нравится им это или нет. Даже символический театр стремился с помощью слова и живописных выразительных средств заставить работать воображение публики.

У. Же всячески демонстрировал, что ему на нее наплевать, а извергаемые им ругательства, приводившие ее в шоковое состояние, - единственный доступный ему язык.Бесполезно пересказывать похождения У -старается ли он завоевать корону весьма условной Польши, оказывается ли прикованным по возвращении в Париж, становится ли рогоносцем или осваивается на Монмартрском холме. С!уть его остается неизменной - вызов толпе, утверждающей, что ее заставляют смотреться в кривое зеркало, не желающей узнавать себя в персонаже Жарри. Толпа отомстила художнику, идентифицировав автора с его персонажем. Решив идти в своем сражении с ней до конца, Жарри сознательно окружил себя слухами, столь же нелепыми, как и жутковатые выходки папаши У.

В первые десятилетия XX в. Прием отождествления себя со своим персонажем станет почти обязательным моментом мифологизации творцами своих биографий. Но в отличие от трагического опыта, «поставленного» на себе создателем У, его последователи использовали холодно-остра-ненное и пародийно-игровое начало подобной мистификации.Естественно, что такое создание, как У, не может похвастаться какой бы то ни было родословной. Очевидно лишь, что Жарри опирался в какой-то мере на смеховую стихию Рабле, заимствуя у него и гротескно разработанную тему «телесного низа». А вот потомство У.- весьма многочисленно, хотя и не все готовы признавать его своим прародителем, и его легче всего обнаружить среди персонажей драматургии абсурда.Сценическая жизнь У, особенно богатая и разнообразная в 70-80-е годы, хранит имена таких великих исполнителей этой роли, как игравший премьеру Ф.Жемье, один из самых зна менитых французских актеров и режиссеров первой половины XX в., и очень популярный во второй половине века актер и режиссер Ж.Вильсон (постановка «Убю короля» Ж.Вила-ром в ran, 1958), Люнье-По и П.Брук (постановка в «Буфф дю Нор», 1977), - этими именами отмечены вехи в столетней истории жизни персонажа Жарри.

В 1969 г. Ж.-Л.Барро ставит спектакль «Жарри на Холме», используя произведения об У и архивные материалы автора.В год столетия появления на свет У. Во Франции начинает выходить журнал «Убю», посвященный европейскому театру.Лит. Жемье Ф. Театр. М., 1958. Зингер Г. А.Жар-ри//Барро Ж.-Л. Воспоминания для будущего. М., 1979. С.383-384. Проскурникова Т.Б.Сюрреали-стические мотивы во французском театре. От Альфреда Жарри до Антонена Арго//На грани тысячелетий. М., 1994. С. 124-145. Вёлаг H. Jany dramaturge. P. 1980. Besnier P., Alfred Jairy. P., 1990.Т.Б.Проскурникова.

Значения в других словарях
Тузенбах

ТУЗЕНБАХ - центральный персонаж драмы А.П.Чехова «Три сестры» (1900). Барон Т., обрусевший немец, родившийся в Петербурге, «холодном и праздном», - самый счастливый человек в пьесе. Он остро чувствует «рубеж-ность», «переломность» настоящего времени и всем своим существом устремлен к надвигающейся «громаде», «здоровой, сильной буре», которая «сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку». В горячей убежденности Т. В необходимости труда, последовательной, обязател..

Турандот

ТУРАНДОТ (итал. Turandot) - героиня трагикомедии К.Гоцци «Турандот» (1761). Дочь китайского императора, прекрасная и умная Т. Уже отвергла несколько женихов. Они заплатили жизнью за то, что не смогли отгадать ее три загадки. Тайно прибывший в Пекин ногайский принц Калаф отваживается искать руки Т. И отгадывает все ее загадки. Но Т., усматривая в победе Калафа оскорбление своему уму, не желает выходить замуж. Благородный и великодушный принц предлагает ей испытание. До следующего утра она должна ..

Удаяна

УДАЯНА - центральный персонаж многих произведений индийской средневековой литературы, повествовательной и драматургической. Герой-любовник в натаках Бхасы, в романтических эпосах Будхасвамина, Кшемендры, Сомадевы, тамильском «Перунгадаи» и др. Его любовные похождения проходят под своего рода контролем министра Яугандхараяны, использующего их в интересах политических, для организации матримониальных союзов во имя упрочения мощи царства и приращения земель к царству Ватса. К образу У обращался дра..

Ульрих

УЛЬРИХ (нем. Tllrich) - герой романа Р.Му-зиля «Человек без свойств» (1930-1943). В дневниках писателя на стадии замысла романа - Ахилл, Андерс. У.- сын известного юриста, 36 лет, независим и обеспечен. Был офицером, инженером, затем математиком, но ни одна из этих профессий не дала ему удовлетворения, несмотря на то, что в каждой из них 417 он добился успеха. Поэтому У решает взять «отпуск от жизни», чтобы найти более подходящее применение своим способностям и заняться «отделкой собственной лич..

Дополнительный поиск Убю Убю

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Убю" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Убю, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 3 символа