Человек

238

ЧЕЛОВЕК - герой пьесы Л.Н.Андреева «Жизнь человека» (1907). «Бунтарь, стучащийся в железную дверь темницы жизни» - так определяет историк театра и литературы С.А.Венгеров сущность творчества Андреева. «Искание бесконечного в конечных его проявлениях» настолько сильно у писателя, что едва ли есть хотя бы одно произведение, где бы ни ставились основные вопросы бытия человеческого. О смерти и бессмертии, о цели и смысле жизни, о бессилии человека в борьбе с роком, о природе добра и зла. Признание объективной бессмысленности человеческой жизни идет у Андреева рядом с осознанием ее субъективной целенаправленности. Мрачно-фаталистическое изображение в пьесе «всей жизни человека, с ее темным началом и темным концом» существует параллельно с утверждением «последнего отчаяния», бунта как единственной возможности бытия.

А.А.Блок назвал андреевского Ч. «реальнейшим из реальных людей, без примеси необычного или фантастического». М.Горький, разбирая в письме к автору «Жизнь человека», писал. «В жизни твоего человека - почти нет человеческой жизни, а то, что есть,- слишком условно, не реально. Вообще ты слишком оголил твоего человека, отдалив его от действительности, и тем лишил его трагизма, плоти, крови». В.Вересаев увидел не «образ человека вообще», а только «человека-обывателя».Избрав своеобразную форму для своей пьесы, соединяющую «древнюю мистерию» с «наивностью лубка», Л.Андреев настаивал на том, что «драмы в жизни человека нет», что вся образная система пьесы лишь «рассказ о жизни, представление как живут». Резкие контрасты света и тьмы, бунта и смирения, протеста и мольбы сопровождают Ч.

От рождения до смерти. Сгущены до предела обстоятельства всей его жизни. Юность, бедная и голодная, но окрашенная мерцающей надеждой на счастье. Признание, богатство, зрелость, а с ними понимание тщеты славы, коварства подлых и завистливых врагов. Крушение иллюзий в старости, нелепая смерть сына. Смерь Ч. В нищете и бесславии, среди пьяниц с «мертвыми душами» в грязном и мрачном кабаке. С самого рождения Ч. Финал его жизни предопределен. Некто в сером, «наемный чтец», с «суровым безразличием» читает Книгу Судеб. В его руках оплывает свеча - символ сгорающей человеческой жизни. В молодости Ч.-роман-тик звал на бой Неизвестное. «Эй ты, как тебя там зовут. Рок, дьявол или жизнь, я бросаю тебе перчатку...» После смерти сына звучит яростное проклятье Ч.

«Проклинаю мое сердце, мою голову - и все бросаю назад, в твое жестокое лицо, безумная Судьба». Апофеоз бунта - заключительная сцена. Ч. Встает, выпрямляется и кричит неожиданно громко, призывным голосом, полным тоски и гнева. «Где мой оруженосец. - Где мой меч. - Где мой щит. - Я обезоружен. - Скорее ко мне. - Скорее. - Будь прокля...» На этом слове он умирает. Ч.- жертва и борец в надрывной трагической русской действительности XX века.Н.И.Короткова.

Значения в других словарях
Чанг

ЧАНГ - центральный персонаж рассказа И.А.Бунина «Сны Чанга» (1916), пес, щенком купленный у первого хозяина-китайца вторым, и главным, хозяином - капитаном. Действительность интерпретируется Ч. В соответствии с условно «собачьим» восприятием жизненной драмы капитана с его теорией «двух правд», постоянно сменявших друг друга. «первая - та, что жизнь несказанно прекрасна, а другая, что жизнь мыслима лишь для сумасшедших». Приверженность то одной, то другой «правде» знаменует взлеты и падения судьб..

Чацкий

ЧАЦКИЙ - герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (1824. В первой редакции написание фамилии - Чадский). Вероятные прототипы образа - П.Я.Чаадаев (1796-1856) и В.К.Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии.Александр Андреевич Ч. - один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косн..

Человек Подполья

ЧЕЛОВЕК ПОДПОЛЬЯ - герой «Записок из подполья» Ф.М.Достоевского (1864), от лица которого они ведутся. Сорокалетний чиновник в отставке, он живет в «углу» - «дрянной, скверной» комнате на краю Петербурга. В «подполье» он и психологически. Почти всегда один, предается безудержному «мечтательст-ву», мотивы и образы которого взяты из «книжек». Проявляя ум и мужество, он исследует собственное сознание, так определяя цель своей исповеди - «испытать. Можно ли хоть с самим собой совершенно быть откровен..

Ченчи

ЧЕНЧИ (англ. Cenci, фр. Cenci)1.персонажи трагедии П.Шелли «Ченчи» (1819-1820). Борджиа, Висконти, Медичи, Сфорца, Ченчи, богатейшие и знатнейшие итальянские семьи, расцвет которых приходится на XV-XVI вв. За этими фамилиями закрепилась слава могущественных кланов, раздираемых враждой и соперничеством, оказывающих столь мощное влияние на экономические и финансовые события своего времени, что главным их девизом становятся вседозволенность и безнравственность. Презрительный взгляд на окружающих ис..

Дополнительный поиск Человек Человек

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Человек" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Человек, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 7 символа