Человек Подполья

265

ЧЕЛОВЕК ПОДПОЛЬЯ - герой «Записок из подполья» Ф.М.Достоевского (1864), от лица которого они ведутся. Сорокалетний чиновник в отставке, он живет в «углу» - «дрянной, скверной» комнате на краю Петербурга. В «подполье» он и психологически. Почти всегда один, предается безудержному «мечтательст-ву», мотивы и образы которого взяты из «книжек». Проявляя ум и мужество, он исследует собственное сознание, так определяя цель своей исповеди - «испытать. Можно ли хоть с самим собой совершенно быть откровенным и не побояться всей правды?».Герой бунтует против открытых современной наукой законов природы, «каменная стена» которых - «несомненность» только для «тупого», посредственного человека, деятеля. «Врет» наука, что личность может быть сведена к рассудку, ничтожной доле «способности жить», и «расчислена» по «табличке».

«Хотенье» - вот «проявление всей жизни. И с рассудком, и со всеми почесываниями». Вопреки «научным» выводам социализма о человеческой природе и человеческом благе он отстаивает свое право к «положительному благоразумию примешать пошлейшую глупость», чтобы подтвердить, что «люди все еще люди, а не фортепьянные клавиши». В «отрицательный век» он тоскует по идеалу, способному удовлетворить его внутреннюю «широкость». Это не наслаждение, не карьера и не «хрустальный дворец» социалистов, отнимающий у человека свободу выбора, суживающий личность. Ведь в человеческой природе не только потребность порядка, благоденствия, счастья, но и хаоса, разрушения, страдания. Герой протестует против отождествления добра и знания, против безоговорочной веры в прогресс науки и цивилизации.В 24 года, еще служа, он как-то забрел в трактир, где случайно заслонил дорогу офицеру.

Тот молча передвинул «низенького и истощенного» человека на другое место. Несколько лет герой стремился отомстить за пренебрежение и успокоился, лишь толкнув «обидчика» в плечо на Невском.«Деспот в душе», он не способен к дружбе, стремясь к полновластному господству над людьми и обстоятельствами, наподобие автора литературного произведения. Но «действительность» не подчиняется законам литературы. Стыдясь самого себя и понимая, что «подполье» есть «нравственное растление», герой не может преодолеть страх перед «живой жизнью».Несмотря на генетическую связь с Голядки-ным («Двойник») и Мечтателем («Белые ночи»), это новый тип героя Достоевского, человек с «разорванным сознанием», чьи черты впоследствии так или иначе воплотились в образах Раскольникова, Ставрогина, Аркадия Долгорукого, Версилова, Карамазовых и др.

«Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону», - писал Достоевский.Лит. Страхов Н.Н. Наша изящная словесность//Отечественные записки. 1867, №2. Михайловский Н.К. Жестокий талант//Отечественные записки. 1882, № 9-10. Шестов Л.И. Достоевский и Ницше (Философия трагедии). Спб., 1903. Чирков Н.М. О стиле Достоевского. Проблематика, идеи, образы. М., 1967. Назиров Р.Г. Об этической проблематике повести «Записки из подполья»//Достоевский и его время. Л., 1971.О.А.Богданова.

Значения в других словарях
Чацкий

ЧАЦКИЙ - герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (1824. В первой редакции написание фамилии - Чадский). Вероятные прототипы образа - П.Я.Чаадаев (1796-1856) и В.К.Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии.Александр Андреевич Ч. - один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косн..

Человек

ЧЕЛОВЕК - герой пьесы Л.Н.Андреева «Жизнь человека» (1907). «Бунтарь, стучащийся в железную дверь темницы жизни» - так определяет историк театра и литературы С.А.Венгеров сущность творчества Андреева. «Искание бесконечного в конечных его проявлениях» настолько сильно у писателя, что едва ли есть хотя бы одно произведение, где бы ни ставились основные вопросы бытия человеческого. О смерти и бессмертии, о цели и смысле жизни, о бессилии человека в борьбе с роком, о природе добра и зла. Признание о..

Ченчи

ЧЕНЧИ (англ. Cenci, фр. Cenci)1.персонажи трагедии П.Шелли «Ченчи» (1819-1820). Борджиа, Висконти, Медичи, Сфорца, Ченчи, богатейшие и знатнейшие итальянские семьи, расцвет которых приходится на XV-XVI вв. За этими фамилиями закрепилась слава могущественных кланов, раздираемых враждой и соперничеством, оказывающих столь мощное влияние на экономические и финансовые события своего времени, что главным их девизом становятся вседозволенность и безнравственность. Презрительный взгляд на окружающих ис..

Чиполлино

ЧИПОЛЛИНО (итал. Cipollino) - герой повести-сказки Д.Родари «Приключения Чиполлино» (1951), отважный мальчик-луковка. Образ Ч. В большой степени новый вариант Пиноккио, прославленного героя К.Коллоди. Он такой же непосредственный, трогательный, добродушный, непоседливый, но при этом совсем не капризный, ничуть не своевольный и гораздо менее доверчивый. Он никогда никого не обманывает, твердо держит свое слово и всегда выступает защитником слабых.Ч. Выглядит почти совсем так, как и все мальчишки...

Дополнительный поиск Человек Подполья Человек Подполья

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Человек Подполья" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Человек Подполья, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 16 символа