Эдип
ЭДИП -1) герой трагедий Софокла «Царь Эдип» (430-425 до н.э.) и «Эдип в Колоне» (405, поставлена в 401, после смерти автора). Э.- герой древних эпических песен, отголоски которых встречаются у Гомера в «Илиаде» и «Одиссее». Первая трагедия Софокла подразумевает следующую предысторию. Фиванский царь Лай посягнул на целомудрие юноши Хрисип-па, сына царя Пелопса. В наказание за это у него и его жены Иокасты не рождались дети. Когда он обратился к Дельфийскому оракулу, Аполлон ему ответил, что если у него родится сын, он убьет отца. Когда у царя все-таки появился сын, мать Иокаста по приказу Лая отдала младенца с проколотыми ступнями рабу-пастуху, чтобы тот выкинул его в безлюдном месте. Пастух сжалился над младенцем и пере дал его другому пастуху, который служил коринфскому царю Полибу.
Так как Полиб и его жена Меропа были бездетны, они взяли ребенка и воспитали как сына. Мальчик, названный Э. Из-за вздувшихся проколотых ног, вырос, и однажды на пиршестве его попрекнули незаконным происхождением. Э. Отправился в Дельфы, чтобы узнать правду, но Аполлон не ответил на его вопрос, а вместо этого предсказал, что он убьет собственного отца и женится на матери. Считая Полиба и Меропу своими родителями, Э. Решает не возвращаться в Коринф. Недалеко от Дельфов, на узкой дороге Э. Встретил Лая на колеснице. Тот оскорбил и ударил Э., и юноша, не зная, что перед ним отец, убил его. Оказавшись вблизи Фив, Э. Столкнулся с чудовищем Сфинксом, который задавал всем проходящим загадку, а потом убивал их, так как никто не мог ее разгадать.
Загадка звучала так. «Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Э. Понял, что имеется в виду человек в его младенчестве, зрелости и старости. Услышав разгадку, Сфинкс бросился в пропасть, а фиванцы поставили Э. Царем вместо убитого Лая и женили на вдове Лая Иокасте. От этого кровосмесительного брака родились сыновья Этеокл и Полиник и дочери Антигона и Йемена. Дети уже выросли, когда Фивы поразила страшная эпидемия.В прологе трагедии «Царь Эдип» граждане Фив обращаются за помощью к Э. Как мудрому правителю, но Э. Уже раньше послал в Дельфы с вопросом, как спасти город, брата Иокасты Креонта. По возвращении Креонт сообщает, что Аполлон требует казнить или изгнать убийц Лая. Э. Произносит проклятия в адрес убийц и начинает их розыск.
Прежде всего он вызывает знаменитого прорицателя Тире-сил, который, однако, не желает назвать убийц. Э. Настаивает и угрожает ему, и тогда Тиресий объявляет Э., что он и есть убийца Лая и вдобавок кровосмеситель. Э., проявляя не лучшие черты характера самоуверенность и вспыльчивость, обвиняет Тиресия и Креонта в заговоре с целью лишить его власти. Иокаста вмешивается, чтобы примирить их, и истина начинает постепенно раскрываться. В результате допроса двух пастухов, один из которых когда-то передал Э. Другому (он же был свидетелем гибели Лая), страшная правда раскрывается полностью. Иокаста в ужасе кончает жизнь самоубийством, а Э. Выбирает для себя, как он считает, еще более тяжкое наказание. Он уходит в изгнание.
Трагедию «Царь Эдип» Аристотель считал лучшей из всех трагедий, а образ Э. Расценивал как наиболее яркое воплощение трагедийного характера.Смерти Э. Посвящена трагедия «Эдип в Колоне». В ней Э., уже глубокий старик, после многолетних скитаний в сопровождении дочери Антигоны приходит к священной роще в Колоне - пригороде Афин. Здесь, где почитаются Евмениды, Аполлон обещал ему смерть - конец его страданий. Появляется дочь Э. Йемена и сообщает о ссоре братьев Этеокла и Полиника и о предсказании Аполлона, что Э., поселившийся под Фивами, а затем там же похороненный, принесет счастье городу и его гражданам. Э., который хотел бы вернуться в Фивы, возмущен этим половинчатым предложением. Приходит Креонт со стражей и сначала пытается убедить Э., а затем захватывает в качестве заложницы Антигону.
Но Э. Уже заручился заступничеством царя Афин Тесея. Он не дает Креонту арестовать Э. И освобождает Антигону. Тщетной оказывается и попытка Полиника привлечь отца на свою сторону. Э. Проклинает обоих сыновей. Затем Э. Обещает Тесею, что после смерти будет благодатью для Афин, уходит с ним в глубину рощи и таинственно исчезает, так закончив свой тяжкий жизненный путь.Лит. Robert С. Oidipus, Geschichte eines poetischen Stones. I, II, Berlin, 1915. Knox B. Oedipus at Thebes. Sophocles' tragic hero and his time. New Haven, 1957. Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе//Античность и современность. М., 1972. Яр-хо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978. Neschke-Hentschke A. Griechischer Mythos und structural Anthropologie//Poetica.
1978, № 2-3. Хомерики Г.Г. Миф об Эдипе и его софокловская интерпретация. Тбилиси, 1985.А.И.Зайцев.
Дополнительный поиск Эдип
На нашем сайте Вы найдете значение "Эдип" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эдип, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Э". Общая длина 4 символа