В нашей базе магии слов: 194 словаря. 2 207 871 слов

A cappella

29

(а капелла, итал., ранее a capella, alla capella) - многоголосное хоровое пение без инстр. сопровождения. Термин "А с." происходит от слова капелла и вошёл в употребление в конце 17 в.Первоначально обозначал определённый стиль хор. музыки, в к-ром осн. внимание обращалось не столько на чёткую передачу текста, сколько на певучесть и самостоятельность голосов, на гармоничность общего звучания. Стиль А с. был полифоническим; использовались исключительно диатонич. лады, избегались краткие длительности звуков. К вок. голосам могли присоединяться инструменты. Ещё в средние века, до того как стал применяться термин "А с.", этот стиль стал осн. стилем культовой музыки; он достиг расцвета в эпоху Возрождения в творчестве великих полифонистов нидерландской (Жоскен Депре, Орландо Лассо) и римской (Палестрина) школ. С нач. 19 в., когда стиль А с. занял видное место и в светском муз. иск-ве, инструменты перестали применяться в относящихся к этому стилю произв. и термин приобрёл совр. значение. С этого времени в зап.-европ. странах старинная музыка А с. часто рассматривалась как совершенная форма изложения церк. музыки; совр. церк. музыку стремились приблизить к этому идеалу.

Правосл. церковь использует только хор. пение А с. (выдающиеся образцы культовой музыки А с. принадлежат В. П. Титову, М. С. Березовскому, А. Л. Веделю, Д. С. Бортнянскому, П. И. Чайковскому, С. В. Рахманинову).

Пение А с. широко распространено в нар. творчестве (русском, болгарском, латышском, эстонском). В нём с большой полнотой раскрываются богатство и красота человеческого голоса, отсюда интерес к стилю А с. композиторов самых разл. эпох (К. М. Вебер, Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс, К. Дебюсси, М. Равель, Б. Барток, З. Кодаи, Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев, А. Т. Гречанинов, А. Д. Кастальский). значит. распространение хоры А с. получили в сов. музыке (В. Я. Шебалин, Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов, В. Н. Салманов). Как в СССР, так и за рубежом существуют проф. хор. коллективы, исполняющие преим. музыку А с.

Литература: Кrоуer Th., Zur a cappella-Frage, "AfMw", II, 1919/20; его же, Das a cappella-Ideal, "Acta musicologica", VI, 1934; Кatz Е., Die musikalischen Stilbegriffe des 17. Jahrhunderts, Freib. in Br., 1926 (Diss.); Handschin J., Die Grundlagen des A cappella-Stils, в кн.: Н. Hдusermann und der Hдusermannsche Privatchor, Z., 1929.

В. С. Попов.







Значения в других словарях
A ballata

(a баллата, итал. - в стиле баллады) - обозначение в нотах, указывающее на повествовательный, "балладный" характер музыки. Применяется обычно в начале муз. пьесы. ...

A beneplacito

(а бенеплaчито, итал. - по произволу, по желанию исполнителя, как угодно) - то же, что и Ad libitum (l. ...

A due corde

(а дуэ корде, итал. - на двух струнах) - указание, применяемое в фп. произведениях. Следуя ему, пианист нажимает на левую педаль и сдвигает клавиатуру рояля по отношению к струнам. Благодаря этому молоточки ударяют только по двум из трёх струн каждого тона и звук получается более тихим. Ранее, когда на каждый тон фп. приходилось не по три, а по две струны, в тех же целях применялось указание ad un ...

Дополнительный поиск A cappella

Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "A cappella" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением A cappella, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "A". Общая длина 10 символа