A cappella

259

(а капелла, итал., ранее a capella, alla capella) - многоголосное хоровое пение без инстр. Сопровождения. Термин "А с." происходит от слова капелла и вошёл в употребление в конце 17 в.Первоначально обозначал определённый стиль хор. Музыки, в к-ром осн. Внимание обращалось не столько на чёткую передачу текста, сколько на певучесть и самостоятельность голосов, на гармоничность общего звучания. Стиль А с. Был полифоническим. Использовались исключительно диатонич. Лады, избегались краткие длительности звуков. К вок. Голосам могли присоединяться инструменты. Ещё в средние века, до того как стал применяться термин "А с.", этот стиль стал осн. Стилем культовой музыки. Он достиг расцвета в эпоху Возрождения в творчестве великих полифонистов нидерландской (Жоскен Депре, Орландо Лассо) и римской (Палестрина) школ.

С нач. 19 в., когда стиль А с. Занял видное место и в светском муз. Иск-ве, инструменты перестали применяться в относящихся к этому стилю произв. И термин приобрёл совр. Значение. С этого времени в зап.-европ. Странах старинная музыка А с. Часто рассматривалась как совершенная форма изложения церк. Музыки. Совр. Церк. Музыку стремились приблизить к этому идеалу.Правосл. Церковь использует только хор. Пение А с. (выдающиеся образцы культовой музыки А с. Принадлежат В. П. Титову, М. С. Березовскому, А. Л. Веделю, Д. С. Бортнянскому, П. И. Чайковскому, С. В. Рахманинову).Пение А с. Широко распространено в нар. Творчестве (русском, болгарском, латышском, эстонском). В нём с большой полнотой раскрываются богатство и красота человеческого голоса, отсюда интерес к стилю А с.

Композиторов самых разл. Эпох (К. М. Вебер, Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс, К. Дебюсси, М. Равель, Б. Барток, З. Кодаи, Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев, А. Т. Гречанинов, А. Д. Кастальский). Значит. Распространение хоры А с. Получили в сов. Музыке (В. Я. Шебалин, Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов, В. Н. Салманов). Как в СССР, так и за рубежом существуют проф. Хор. Коллективы, исполняющие преим. Музыку А с.Литература. Кrоуer Th., Zur a cappella-Frage, "AfMw", II, 1919/20. Его же, Das a cappella-Ideal, "Acta musicologica", VI, 1934. Кatz Е., Die musikalischen Stilbegriffe des 17. Jahrhunderts, Freib. In Br., 1926 (Diss.). Handschin J., Die Grundlagen des A cappella-Stils, в кн. Н. Hдusermann und der Hдusermannsche Privatchor, Z., 1929.В. С. Попов.

Значения в других словарях
A ballata

(a баллата, итал. - в стиле баллады) - обозначение в нотах, указывающее на повествовательный, "балладный" характер музыки. Применяется обычно в начале муз. Пьесы.. ..

A beneplacito

(а бенеплaчито, итал. - по произволу, по желанию исполнителя, как угодно) - то же, что и Ad libitum (l.. ..

A due corde

(а дуэ корде, итал. - на двух струнах) - указание, применяемое в фп. Произведениях. Следуя ему, пианист нажимает на левую педаль и сдвигает клавиатуру рояля по отношению к струнам. Благодаря этому молоточки ударяют только по двум из трёх струн каждого тона и звук получается более тихим. Ранее, когда на каждый тон фп. Приходилось не по три, а по две струны, в тех же целях применялось указание ad unum corde (на одной струне) или una corda (одна струна). Особенности конструкции пианино не позволяют..

A livre ouvert

(а ливр увер, франц. - с листа) - исполнение по нотам какой-либо пьесы без предварительного её разучивания. То же, что a prima vista.. ..

Дополнительный поиск A cappella A cappella

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "A cappella" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением A cappella, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "A". Общая длина 10 символа