Австралийская музыка

281

А. М. Складывалась во взаимодействии двух совершенно различных муз. Культур - коренных жителей континента и колонистов (гл. Обр. Англичан), заселявших Австралию с конца 18 в.и принёсших с собой европ. Муз. Культуру - нар. И профессиональную. На этой основе происходило формирование совр. А. М., к-рая в ходе своего развития приобрела типич. Местные особенности. Муз. Культура аборигенов Австралии, сохранившая множество архаич. Черт, восходивших к древнейшему прошлому страны, синкретична и органически связана с их обществ. Жизнью и бытовым укладом. Наиболее распространено песенное творчество. Песни обычно сопровождаются танцами, бытовыми и культовыми плясками - корробори, исполняющимися на празднествах, при разл. Церемониях. Напевы австрал.

Песен короткие - секундового, терцового, реже квартового объёма, с характерным повтором звуков одной и той же высоты либо строящиеся в виде нисходящего, поступенного, как бы "сползающего" звукоряда. Объём звукоряда иногда расширяется до октавы и более (гл. Обр. В напевах Центр. Австралии). Для песенных напевов типичны традиционные ритмич. Формулы, выработанные в процессе отбивания ритма при исполнении песен, сопровождающих пляски. Ритмика нек-рых напевов, связанных с охотничьими обрядовыми плясками, - своего рода подражание прыжкам кенгуру, а также движениям других животных.Для хор. Пения характерны часто повторяемые октавные, иногда квартовые и квинтовые удвоения напева, как бы "утолщающие" мелодию, в чём нек-рые совр.

Исследователи усматривают зачатки многоголосия. Наибольшее развитие получили выразительные средства вокальной А. М., для к-рой характерна не столько мелодич. Интервалика, сколько многообразно варьируемые оттенки звучания. Различаются 2 осн. Вида такого варьирования. 1) сопоставление в одном и том же регистре, в среднем его диапазоне, разл. Оттенков речевых интонаций, мало контрастных по степени и напряжённости. 2) противопоставление в двух разных регистрах звуков разл. Силы и напряжённости. В высоком регистре - напряжённых и резких, в среднем и низком - мягких, негромких, как бы полуразговорных. В высоком регистре напев с призывными интонациями начинается резко напряжённым звучанием, а его начальный, самый высокий звук - с характерным сильным акцентом.

В нек-рых напевах такому начальному звуку предшествует своеобразный мелодич. Ход-разбег, образуемый короткой восходящей мелодией из секунды, терции и незаполненной кварты. В А. М. Существует определённая связь между содержанием песен и их ладовой структурой. Различен ладовый "строй" у напевов охотничьих песен, корробори, обрядовых, в т. Ч. Песен-заклинаний, а также любовных и др.Муз. Инструментарий аборигенов. Простейшие ударные - дощечки для отбивания такта, гуделка - деревянная дощечка, к-рую вращают за продетый в отверстие на её конце шнурок (звук гуделки символизирует голос духа в религиозных обрядах). В Сев. Австралии встречается носовая флейта (вероятно, заимствована из Новой Гвинеи). Там же распространено пение через примитивный рупор - диджериду (труба из бамбука, полого куска дерева или дуплистой палки ок.

60 см длины и 5 см диаметром), усиливающий звук голоса, изменяющий его окраску и напряжённость, т. Е. Придающий определённую муз. Интонацию. Варьирование тембровых оттенков достигается чередованием ударов в ладоши, по животу и бёдрам, к-рыми сопровождаются пляски, а также с помощью ударов бумеранга о бумеранг, двух палок о землю и простейшего мембранного барабана (из шкуры опоссума, свёрнутой в трубку или натянутой между коленями, по к-рой ударяют руками. В Сев. Австралии применяется также более усовершенствованный - деревянный барабан с натянутой кожей ящерицы. В Центр Австралии ритмич. Ударами камня о камень изображают голоса предков).Принесённая первыми поселенцами в кон. 18 в.европ. Муз. Культура, преим. Нар. Происхождения, получала распространение по мере заселения страны.

По образцу англ., а частично и ирл. Нар. Песен создавались песни и баллады стригалей, ковбоев и др. С ростом городов развивалась гор. Муз. Культура. В Сиднее в 1830 были организованы первые в Австралии концерты инстр. И хор. Музыки, в 1834 в т-ре "Ройял" - первое оперное представление. В 1833 было основано Сиднейское, в 1844 - Австралийское филармонич. Об-во. Позднее муз. Об-ва были созданы в крупнейших городах страны (Виктории, Брисбене, Мельбурне и др.). Пионерами в проф. Муз. Культуре, её видными деятелями были композитор, пианист и скрипач У. Уоллес и органист Ф. Дин, открывшие в 1836 в Сиднее первые в Австралии муз. Школы, композитор А. Натан - автор первой нац. Австрал. Оперы "Дон Джон Австрийский" (пост. 1847), к-рый сыграл большую роль в развитии муз.

Жизни страны как организатор концертов ораториальной музыки и оперных спектаклей. В нач. 1850-х гг.в Сиднее была основана оперная компания, возглавлявшаяся дирижёром Л. X. Лавеню, ставившим в разных городах оперы гл. Обр. Итал. Композиторов. В те же годы выдвигаются певцы А. Я. Прингл, Э. Рассел, А. Янсен, Ч. Тилбери, Л. Аренс, М. Юджин, Р. Бакмен и др. Во 2-й пол. 19 в.в Сиднее постоянно гастролировали оперные, балетные и опереточные труппы, солисты-инструменталисты и вокалисты. В 1885 в Сиднее дебютировала австралийская оперная певица Н. Мелба, впоследствии завоевавшая мировую известность. В дальнейшем большую роль в развитии нац. Оперного театра сыграли Оперная лига (с 1920-х гг.среди исполнителей - Н. Мелба, певцы. Бедфорд, Р. Итлер, Д. Маккинес.

Позднее певица М. Де Ганст), Движение Национального театра (1935, Мельбурн), Национальная оперная компания Юж. Уэльса (1951, Сидней. В 1952 слилась с Мельбурнской оперной компанией) и "Австралийский Елизаветинский театральный трест" (1954), задача к-рого - развитие всех жанров проф. Театра. Распространению инстр. А. М. Способствовала организация струн. Квартета Зербини (первый камерный ансамбль Австралии, 1880) и первого постоянного симф. Оркестра под руководством А. Зелмана (1906). В совр. Австралии существуют 6 постоянных симф. Оркестров, организованных Австралийским радио. Мельбурнский, Сиднейский (с 1946, дирижёр Ю. Гуссенс, в 1956-61 - Н. Малько), Квинслендский симф. Оркестр (с 1947), Тасманийский (с 1948), Южно-австрал. (с 1949) и Западноавстралийский (с 1950).

Популярны симф. Концерты для детей и концерты на открытом воздухе.Первый муз. Колледж (позднее - консерватория) основан в 1883 в Аделаиде, в 1900-е гг.муз. Школа в Мельбурне была реорганизована в консерваторию (позднее - им. Н. Мелбы), в Сиднее в 1914 была основана консерватория, в 1925 - оперная школа. Существуют также муз. Ф-ты в ун-тах Мельбурна, Аделаиды и Квинсленда.Наиболее значит. Муз. Деятели Австралии 20 в. Композитор, муз. Педагог и поэт Л. Лаватер, комп. И пианист П. О. Грейнджер, комп. А. Л. Бенджамин и А. Хилл. Последний, новозеландец по происхождению, использовал в своих операх и кантатах муз. Фольклор маори (коренных жителей Новой Зеландии). Он был одним из основателей Сиднейской консерватории. Широкую известность приобрели балет Дж.

Г. Антилла "Корробори" ("Corroborree"), в к-ром использованы нар. Пляски и мелодии, а в оркестре - нар. Инструменты аборигенов, и его опера "Эндимион". На нац. Сюжеты написаны мн. Балеты композиторов Э. Роуфа, Дж. Пенберти, Г. Купера и др. Элементы австрал. Фольклора используют комп. К. Дуглас, автор симфонии "Наматжира" (1954), посв. Австрал. Художнику-аборигену А. Наматжире, и Э. Л. Бэйнтон, создавший ряд симф. И хор. Произв. За пределами Австралии известны камерные сочинения М. Сатерленд и X. Клиффорда.Среди совр. Исполнителей. Дирижёры Дж. Уильямсон, Б. Т. Хейнце, пианист Э. Хатчесон, скрипачка Б. Кимбер, певица Дж. Сатерленд, певец-абориген X. Блейр.Австрал. Композиторы объединены в т. Н. Гильдию австрал. Композиторов (основана в 1935). Работают Нац. Совет муз. Ассоциаций (с 1932), Австрал.

Совет иск-в (с 1944), ассоциация камерн. Музыки "Musica viva" (с 1946, Сидней).С 1960 в Аделаиде раз в два года проводится фестиваль иск-в.Литература. Токарев С. A., Толстов С. П. (ред.), Народы Австралии и Океании, М., 1956, с. 252-54. Хейнце Б., Музыкальная культура Австралии, "СМ", 1959, No 1, с. 171-173. Brewer F. С., The drama and music in New South Wales, Sydney, 1892. Lethbridge H. O., Australian aboriginal songs, Melb., 1937. Davies Е. H., Music in primitive society, Adelaide, 1947 (Occasional publications of Anthropological Society of South Australia, No 2). Orchard W. A., Music in Australia. More than 150 years of development, Melb., 1952. Tindale N. В., Musical rocks and associated objects of the Pitjandjara people, "Records of the South Australian Museum", 1963, v.

14, No 3, p. 499-514. Ellis C., Aboriginal music making. Adelaide, 1964. Trevor A. Jones, Australian aboriginal music, в кн. Aboriginal man in Australia, ed. By R. M. And С. Н. Berndt, Sydney, 1965, p. 285-374.В. Р. Кабо.

Значения в других словарях
Аврамский А. С.

Александр Савватьевич (р. 10(22) I 1898, г. Луцк, ныне Волынской обл.) - сов. Композитор и фольклорист. Брал уроки фп. У К. Н. Игумнова, композиции - у Г. Л. Катуара. В 1922-27 учился в Моск. Консерватории по классу композиции Н. Я. Мясковского. С 1951 преподаватель семинара для начинающих композиторов при Союзе композиторов СССР. Внёс большой вклад в собирание, запись и обработку рус. Нар. Песен. Автор сб. "Песни русского Севера" (М., 1959).Сочинения. Уйгурская муз. Драма Ляйлихан-Анархан (1943..

Авранек У. И.

Ульрих Иосифович (26 XII 1853, Клученице, Чехия - 12 VIII 1937, Москва) - сов. Хормейстер и дирижёр. По национальности чех. Нар. Арт. РСФСР (1932). Герой Труда (1934). В 1870 окончил Пражскую консерваторию (по классам виолончели и теории музыки), играл в оркестре нем. Оперы в Праге. С 1874 жил в России. Работал виолончелистом и дирижёром оперной антрепризы П. М. Медведева (Казань, Н. Новгород, Самара, Саратов, Харьков и др. Города). С 1882 дирижёр и гл. Хормейстер Большого т-ра (Москва). Под упр..

Австрийская музыка

Истоки А. М. Восходят к первым столетиям нашей эры. Она развивалась в постоянном взаимодействии с муз. Иск-вом др. Народов, территории к-рых сначала примыкали, а потом входили в состав империи Габсбургов. Помимо тесных связей с муз. Культурой Германии, обусловленных общностью языка и близостью худож. Традиций, широкое распространение в австр. Муз. Быту получили венг., чеш., моравские, серб., хорватские и др. Нар. Напевы. Кроме того, в А. М. Заметны следы итал. И франц. Влияний. Однако, несмотря ..

Автентическая каденция

Автентический каданс (от греч. Aytentikos - главный, основной) - последование аккордов V ступени (доминанты) и I ступени (тоники), завершающее муз. Построение или целое произв. Назв. Происходит от автентич. Средневековых ладов, в к-рых V ступень (доминанта) играла особенно важную роль. А. К. Получила широкое распространение с 17 в.Как и др. Каденции (кадансы), А. К. Может быть полной (D - Т) или половинной (Т - D). В свою очередь полные каденции разделяют на совершенные и несовершенные. В соверш..

Дополнительный поиск Австралийская музыка Австралийская музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Австралийская музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Австралийская музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 20 символа