В нашей базе магии слов: 194 словаря. 2 207 871 слов

Агогика

67

(от греч. agogn - увод, унесение) - небольшие отклонения от темпа (замедления или ускорения), не обозначаемые в нотах и обусловливающие выразительность муз. исполнения. Термин "А." применялся в др.-греч. муз. теории; в совр. музыкознание введён в 1884 X. Риманом, разрабатывавшим общую теорию муз. исполнения. Ранее явления, относящиеся к области A., обозначались как "свободное Tempo rubato ". А. способствует выделению тактового и мотивного членения произв., подчёркивает особенности его гармонич. структуры. Связанные с фразировкой и артикуляцией, агогич. отклонения возникают параллельно муз. динамике и как бы вытекают из неё; в затакте лёгкое crescendo обычно сочетается с небольшим ускорением темпа; на звуках, приходящихся на сильное время, темп, как правило, слегка замедляется, т. е. их длительность растягивается (т. н. агогический акцент, обозначаемый в нотном письме знаком или над нотой), в diminuendo и на слабых (женских) окончаниях прежний темп восстанавливается.

Эти небольшие темповые отклонения в большинстве случаев взаимно компенсируются, чем обеспечиваются целостность, слитность муз. движения. Такая А. применяется в небольших муз. построениях. В более широких (объёмных) муз. построениях (напр., при длительных секвенцеобразных ходах) встречается А. иного типа - торможение движения, часто ещё более усиливающее действие динамич. подъёма, замедления, паузы при вступлении темы и т.п. Хотя А. возникла вместе с самим муз. иск-вом, масштаб применения агогич. темповых отклонений, прежде умеренный, очень возрос в 19 в., в эпоху расцвета муз. романтизма.

Особым видом А. является Tempo rubato.

Литература: Скребков С. С., Некоторые данные об агогике авторского исполнения Скрябина, в сб.: А. Н. Скрябин. К 25-летию со дня смерти, М., 1940; Lussy M., Traitй de l'espression musicale, P., 1878, 1904; рус. пер.: П.-M., 1888; Riemann H., Musikalische Dynamik und Agogik, Hdlb. St. Petersburg, 1884; его же, Ьber Agogik, в сб.: Prдludien und Studien, II, Lpz., 1900.

И. M. Ямпольский.







Значения в других словарях
Агдамский А. Б.

(наст. фам. Бадалбейли) Ахмед Башир оглы (5 1 1884, Шуша, ныне Нагорно-Карабахской АО Азерб. ССР - 1 IV 1954, Агдаш) - сов. певец (лирич. тенор). Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1943). Один из основоположников азерб. муз. т-ра. Сценич. деятельность начал в 1910 в труппе культурно-просветительного об-ва "Ниджат" (Баку). Выступал с исполнением мугамов и нар. песен, играл на таре. Был лучшим исполнител ...

Агирре Х.

(Aguirre) Хульян (28 1 1868, Буэнос-Айрес - 13 VIII 1924, там же) - аргент. композитор, пианист, муз. критик. Учился в Мадридской консерватории у К. Бека (класс фп.) и у Э. Арриеты (композиция). С 1887 работал в Буэнос-Айресе. А. - автор гл. обр. фп. миниатюр, стилизованных в форме аргент. танцев и песен. В его сочинениях проявляется влияние испан. и франц. совр. музыки, а также аргент. фольклора. ...

Агон

(греч. agon), в Др. Греции состязания, в т. ч. музыкальные, составлявшие часть торжеств. игр (Пифийских и др.). Различались А. в пении под сопровождение кифары (кифародический A.), авлоса (авлодический A.), в игре на кифаре (кифаристический А.) и авлосе (авлетический A.). Название А. носит один из балетов И. Ф. Стравинского (соч. 1957. ...

Дополнительный поиск Агогика

Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Агогика" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Агогика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 14 символа