В нашей базе магии слов: 194 словаря. 2 207 871 слов

Агогика

25

(от греч. agogn - увод, унесение) - небольшие отклонения от темпа (замедления или ускорения), не обозначаемые в нотах и обусловливающие выразительность муз. исполнения. Термин "А." применялся в др.-греч. муз. теории; в совр. музыкознание введён в 1884 X. Риманом, разрабатывавшим общую теорию муз. исполнения. Ранее явления, относящиеся к области A., обозначались как "свободное Tempo rubato ". А. способствует выделению тактового и мотивного членения произв., подчёркивает особенности его гармонич. структуры. Связанные с фразировкой и артикуляцией, агогич. отклонения возникают параллельно муз. динамике и как бы вытекают из неё; в затакте лёгкое crescendo обычно сочетается с небольшим ускорением темпа; на звуках, приходящихся на сильное время, темп, как правило, слегка замедляется, т. е. их длительность растягивается (т. н. агогический акцент, обозначаемый в нотном письме знаком или над нотой), в diminuendo и на слабых (женских) окончаниях прежний темп восстанавливается.

Эти небольшие темповые отклонения в большинстве случаев взаимно компенсируются, чем обеспечиваются целостность, слитность муз. движения. Такая А. применяется в небольших муз. построениях. В более широких (объёмных) муз. построениях (напр., при длительных секвенцеобразных ходах) встречается А. иного типа - торможение движения, часто ещё более усиливающее действие динамич. подъёма, замедления, паузы при вступлении темы и т.п. Хотя А. возникла вместе с самим муз. иск-вом, масштаб применения агогич. темповых отклонений, прежде умеренный, очень возрос в 19 в., в эпоху расцвета муз. романтизма.

Особым видом А. является Tempo rubato.

Литература: Скребков С. С., Некоторые данные об агогике авторского исполнения Скрябина, в сб.: А. Н. Скрябин. К 25-летию со дня смерти, М., 1940; Lussy M., Traitй de l'espression musicale, P., 1878, 1904; рус. пер.: П.-M., 1888; Riemann H., Musikalische Dynamik und Agogik, Hdlb. St. Petersburg, 1884; его же, Ьber Agogik, в сб.: Prдludien und Studien, II, Lpz., 1900.

И. M. Ямпольский.







Значения в других словарях
Агдамский А. Б.

(наст. фам. Бадалбейли) Ахмед Башир оглы (5 1 1884, Шуша, ныне Нагорно-Карабахской АО Азерб. ССР - 1 IV 1954, Агдаш) - сов. певец (лирич. тенор). Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1943). Один из основоположников азерб. муз. т-ра. Сценич. деятельность начал в 1910 в труппе культурно-просветительного об-ва "Ниджат" (Баку). Выступал с исполнением мугамов и нар. песен, играл на таре. Был лучшим исполнител ...

Агирре Х.

(Aguirre) Хульян (28 1 1868, Буэнос-Айрес - 13 VIII 1924, там же) - аргент. композитор, пианист, муз. критик. Учился в Мадридской консерватории у К. Бека (класс фп.) и у Э. Арриеты (композиция). С 1887 работал в Буэнос-Айресе. А. - автор гл. обр. фп. миниатюр, стилизованных в форме аргент. танцев и песен. В его сочинениях проявляется влияние испан. и франц. совр. музыки, а также аргент. фольклора. ...

Агон

(греч. agon), в Др. Греции состязания, в т. ч. музыкальные, составлявшие часть торжеств. игр (Пифийских и др.). Различались А. в пении под сопровождение кифары (кифародический A.), авлоса (авлодический A.), в игре на кифаре (кифаристический А.) и авлосе (авлетический A.). Название А. носит один из балетов И. Ф. Стравинского (соч. 1957. ...

Дополнительный поиск Агогика

Комментарии
Комментариев пока нет
Оставить комментарий


На нашем сайте Вы найдете значение "Агогика" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Агогика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 14 символа