Адлер Г.
(Adler) Гвидо (1 XI 1855, Эйбеншюц, ныне Иванчице, Чехословакия -15 II 1941, Вена) - австр. Музыковед. В 1874 окончил Венскую консерваторию, где среди его учителей был А. Брукнер. В 1870-х гг.выступил как пропагандист творчества Р. Вагнера (А. - один из основателей Академического вагнеровского об-ва). В 1876, перед открытием вагнеровского т-ра в Байрёйте, А. Прочитал цикл лекций о композиторе. Нек-рое время работал как юрист, в 1880 защитил дисс. "Об основных исторических типах европейской христианской музыки до 1600" ("Die historischen Grundklassen der christlichen-abendlцndischen Musik bis 1600"). С 1882 приват-доцент Венского ун-та, с 1885 профессор Нем. Ун-та в Праге. В 1898-1927 рук. Кафедры музыковедения в Венском ун-те.
А. - один из основателей и ред. Периодич. Изд. "Квартальник музыкальной науки" ("Vierteljahrsschrift fьr Musikwissenschaft", 1884). В статье "Объём, цель и метод музыкознания" ("Umfang, Methode und Ziel der Musikwissenschaft"), открывавшей это издание, А. Дал систематизацию отраслей науки о музыке и выдвинул программу дальнейшего развития музыковедения. В 1894-1938 руководил изданием серии "Памятники музыкального искусства в Австрии" ("Denkmцler der Tonkunst in Цsterreich"). С 1927 до конца жизни - почётный пред. Междунар. Об-ва музыковедения. После нацистской оккупации Австрии (1938) А. Было запрещено выступать в печати.А. - один из основоположников совр. Европ. Музыковедения. Его науч. Интересы охватывали многочисл. Явления муз.
Иск-ва разных эпох - от ср.-век. Монодии до творчества Р. Вагнера и Г. Малера. Особое внимание уделял вопросам методологии истории музыки. А. Считал основой истории музыки не творчество отдельных "героев", а изучение стилей в их возникновении, развитии и смене. В своих теоретич. Трудах "Стиль в музыке" ("Der Stil in der Musik", 1911) и "Метод истории музыки" ("Methode der Musikgeschichte", 1919) он выдвинул понятие "стилевой критики" (Stilkritik) как гл. Задачи муз.-историч. Исследования. Его концепция смены и развития муз. Стилей легла в основу капитального "Руководства по истории музыки" ("Handbuch der Musikgeschichte", 1924), созданного коллективом учёных под ред. А.Эклектичность и позитивистская ограниченность, характерные для методологич.
Позиций A., помешали ему дать чёткое и последовательное определение стиля как эстетич. И художественно-историч. Категории. А. Признавал необходимость использования разл. Культурно-историч. Данных для объяснения фактов истории музыки, но усматривал в соотношении музыки с др. Сторонами духовной жизни человечества лишь нек-рый параллелизм, а не глубокую неразрывную связь, обусловленную общими историч. Закономерностями. Он подчёркивал, что основой муз.-историч. Периодизации должен быть "органический ход развития музыки как особого искусства".При всём этом труды А. Сыграли выдающуюся роль в формировании истории музыки как науки, в определении её задач и методов, в создании источниковедч. Базы для историко-муз. Обобщений, а также в конкретном выяснении особенностей разл.
Историч. Стилей европ. Музыки.Сочинения. Die musikalischen Autographen und revidierten Abschriften Beethovens im Besitze von A. Artaria, W., 1890. R. Wagner, W., 1904. Der Stil in der Musik, Lpz., 1911. G. Mahler, W., 1916. Methode der Musikgeschichte, Lpz., 1919. Handbuch der Musikgeschichte, hrsg. Von Guido Adler, Fr./M.-В., 1924, 2 Aufl., Tl 1-2, В., 1930. Wollen und Wirken. Aus dem Leben eines Musikhistorikers, W., 1935.Ю. В. Келдыш.
Дополнительный поиск Адлер Г.
На нашем сайте Вы найдете значение "Адлер Г." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Адлер Г., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 8 символа