Аристоксен

140

('Aristoxenos) (354, Тарент - ок. 300 до н. Э.) - др.-греч. Муз. Теоретик. Учился у Аристотеля в Афинах, там же преподавал. Своё учение изложил в многочисл. Работах (св. 450. Б. Ч. Утеряна). Сохранился его труд "Гармоника" (в 3 кн.), фрагменты из "Ритмики", нек-рые положения его учения дошли до нас в изложении Плутарха. А. Предпринял попытку синтезировать аристотелевскую концепцию с критически переосмысленными элементами учения Пифагора. Звуки, их высота, интервалы представляют собой, по мнению A., феномены естеств. И строго закономерного движения и порядка в природе. Также и ритмич. Организация звуков имеет объективную основу, составляя ритмизированную, упорядоченную разновидность объективного "порядка времён". В противовес идеализму Платона, А.

Утверждал, что душа - это гармония тела, обладающая муз. Строем, подобным струн. Инструментам. Это даёт людям возможность эмпирич. Познания музыки и её закономерностей. Он отвергал учение пифагорейцев о чисто математич. Природе звуковых отношений и обращался к чувств. Опыту. "О величинах интервалов мы судим при помощи слуха". А. Впервые выдвинул предположение, что в "непосредственной слышимости" муз. Звуки несколько отклоняются от "чистого строя", сконструированного пифагорейской школой. Но высота звука и величина интервала не заключают в себе всей полноты муз. Звучания. По слуху можно определить величину интервалов, но для того чтобы понять их значение, необходимо размышление. Разработал систематику "гармонических" (музыкальных) явлений, различающихся по наклонениям, интервалам, абсолютной высоте, ладам, возможным модуляциям, композиц.

Принципам. А. Классифицировал интервалы по консонантности и диссонантности звучания, по степени их сложности, по рациональности структуры. Для А. Ритм - выражение мужественного, активного начала в музыке. Он связывал ритм в музыке с ритмом стиха и с мерностью физич. Движения в природе. А. Оказал влияние на муз. Концепции школы неоплатоников, на муз. Теорию ср. Веков и эпохи Возрождения.Издания. Aristoxenus von Tarent, Melik und Rhythmik des classischen Hellenentums, Bd 1, ьbers. U. Erklцrt durch R. Westphal, Lpz., 1883. То же, Bd 2. Berichtigter Originaltext..., hrsg. Von Fr. Saran, Lpz., 1893.Литература. Античная музыкальная эстетика. Вступит. Очерк и собрание текстов А. Ф. Лосева, М., 1960, с. 52-54 и 207-208. Laiоу L., Aristoxиne de Tarente, P., 1904.

Abdy W. Ch. Fr., The Aristoxenian theory of musical rhythm, Camb., 1911. Handsсhin J., Der Toncharakter, Z., 1948.K. K. Розеншильд.

Значения в других словарях
Аристакесян Э. А.

Эмин (Эмиль) Аспетович (р. 19 XI 1936, Ереван) - советский композитор. В 1961 окончил Ереванскую консерваторию по классу композиции Г. И. Егиазаряна, в 1964 - аспирантуру этой консерватории. Осн. Сфера творчества А. - симф. И инстр. Музыка.Сочинения. Балет - Прометей (1967, Арм. Т-р оперы и балета, пр. Ленинского комсомола Арм. ССР 1969). Для орк. - симфония (1962), концерт для альта (1963). Симфониетта для струн. Орк., фп. И ксилофона (1969). Для фп., в т. Ч. Фантастические вариации (1965), кап..

Аристид Квинтилиан

('Aristeidis Kointilianos) (2 или 3 в. Н. Э.) - др.-греч. Писатель. В трактате о музыке А. К. Изложил мн. Вопросы теории и эстетики муз. Иск-ва эпохи позднего эллинизма. Центр. Место в трактате А. К. Занимают проблемы муз. Метра, ритма, темпа, их связи с ладами, регистрами, жанрами, эмоцион. Выразительностью и этосом (нравственно-воспитат. Значением) греч. Музыки. Нек-рые положения трактата сохранили свою ценность. О разделении мелодий на номические, дифирамбические и трагические (с определением..

Аристотель

('Aristotelns) (384 до н. Э., Стагир, п-ов Халкидика - 322 до н. Э., Халкида, о. Эвбея) - др.-греч. Философ, естествоиспытатель, социолог, психолог, эстетик, муз. Теоретик. Оказал влияние на развитие муз. Теории и эстетики в странах Европы и Востока. Ученик Платона (Афины), воспринявший его муз.-эстетич. Воззрения, A., однако, не разделял многих его филос. Идей. Учение А. О музыке изложено в трактатах "Поэтика", "Политика", "Метафизика", "Риторика" и "О душе". По A., гл. Значение музыки - познав..

Ария

(итал. Aria, англ. И франц. Air) - жанр вокальной музыки. Законченный по построению эпизод (номер) в опере, оратории или кантате, с мелодикой преим. Песенного склада, исполняющийся певцом-солистом в сопр. Оркестра. В отличие от речитатива и ариозо, непосредственно связанных со сценич. Действием, А. Как бы обобщает в эмоциональном плане определённый его этап. По сравнению с песней и романсом А. Обладает более сложным, многочастным строением.Термин "А." встречается в западноевроп. Музыке уже в 15 ..

Дополнительный поиск Аристоксен Аристоксен

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Аристоксен" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аристоксен, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 10 символа