"Бесконечная мелодия"

392

(нем. "Unendliche Melodie") - термин, введённый в обиход Р. Вагнером и связанный с особенностями его муз. Стиля. О необходимости поисков нового типа мелодии, отличающейся от мелодики традиционных опер, Вагнер писал в "Обращении к друзьям" (1851). Идею "Б. М." он обосновал в работе "Музыка будущего" (в форме открытого письма своему парижскому почитателю Ф. Вийо, 1860). Принцип "Б. М." был выдвинут им в противовес традиц. Оперной мелодике, в к-рой Вагнер усматривал чрезмерную периодичность и закруглённость, зависимость от форм танц. Музыки (имелись в виду прежде всего оперные арии). В качестве примеров более интенсивного и непрерывного развития мелодии Вагнер выделял вок. Сочинения И. С. Баха, а в инстр. Музыке - симфонии Л. Бетховена (значение мелодии нового типа у Бетховена Вагнер рассматривает в книге "Бетховен", 1870).

Стремясь отразить в музыке непрерывность жизненных процессов, Вагнер в своих реформаторских произв. (к 60-м гг. 19 в. Были написаны часть "Кольца нибелунга" и "Тристан и Изольда") отказывается от внутр. Членения действия на отд. Замкнутые номера и добивается сквозного развития. При этом осн. Носителем мелодич. Начала является обычно оркестр. "Б. М." в муз. Драмах Вагнера представляет собой цепь сменяющих друг друга лейтмотивов (один из типичных примеров - Траурный марш из "Гибели богов"). В вокальных партиях принцип "Б. М." выявляется в свободно построенных и осн. На муз. Декламации монологах и диалогич. Сценах, пришедших на смену обычным ариям и ансамблям и незаметно переходящих друг в друга - без характерных для оперных "номеров" чётких завершений.

Фактически под "Б. М." у Вагнера подразумевается "бесконечность" (непрерывность) во всей муз. Ткани, в т.ч. В гармонии - впечатление непрерывности развёртывания достигается также за счёт использования прерванных каденций и прерванных гармонич. Оборотов. У последователей Вагнера можно встретить явление, подобное "Б. М." (в частности, в нек-рых операх Р. Штрауса). Однако прямолинейное стремление Вагнера к непрерывности муз. Развития вызывало критику "Б. М.", в частности со стороны Н. А. Римского-Корсакова.Литература. Вагнер Р., Письма. Дневники. Обращение к друзьям, пер. С нем., М., 1911, с. 414-418. Его же, Бетховен, пер. С нем. В. Коломийцева, М. - СПБ, 1912, с. 84-92. Римский-Корсаков H. A., Вагнер. Совокупное произведение двух искусств или музыкальная драма, Полн.

Собр. Соч., Лит. Произв. И переписка, т. II, М., 1963, с. 51-53. Друскин М. С., История зарубежной музыки второй половины XIX в., вып. 4, М., 1963, с. 41.Г. В. Крауклис..

Значения в других словарях
"Баян"

1) Муз. Журнал, издававшийся в Петербурге в 1888-90, с ежемесячным нотным приложением. Выходил еженедельно. Первый издатель-редактор А. А. Астафьев, с 1889 (No 2) - А. И. Чарнова, позднее - П. П. Веймарн (1890). Среди постоянных авторов. Д. Н. Соловьёв, А. С. Фаминцын, Л. А. Саккетти, Е. Н. Опочинин. В журнале существовали рубрики. Эстетика и педагогика, портреты композиторов и артистов, история рус. Т-ра, внутр. И заграничная муз. Хроника, муз. Критика, корреспонденции и обзор муз. Жизни провин..

"Беккер"

("Фабрика роялей Я. Беккер") - крупнейшая рус. Фп. Фирма. Основана в 1841 в Петербурге Яковом Давыдовичем Б. (первонач. Как небольшая мастерская, изготовлявшая гл. Обр. Рояли). В 1861 мастерскую унаследовал Франц Б. (брат основателя фирмы). В 1871 она перешла в собственность П. Л. Петерсона и М. А. Битепажа (с 1899 - только Битепажа), сохранивших её прежнее название. Производство было расширено и модернизировано. Рояли фирмы Б. Отличались высоким качеством звука (певучесть и сочность тона), поль..

"Болгария"

Крупнейший концертно-театр. Зал Софии (НРБ). Построен страховым об-вом "Болгария" по проекту арх. С. Белковского. Открыт в 1937. Зал "Б." рассчитан на 1200 мест, отличается хорошей акустикой, на эстраде установлен большой конц. Орган. В 1944 во время воздушного налёта была разрушена значительная часть зрительного зала и эстрада с органом. Впоследствии зал был восстановлен (реконструирован по проекту Белковского) и вновь открыт в 1949. "Б." является важнейшим центром музыкальной жизни Софии. В нё..

"Боян"

Распространённое назв. Хор. И филармонич. Об-в, возникших в конце 19 - нач. 20 вв. В городах Зап. Украины (Львов, Перемышль, 1891. Стрый, 1894. Коломыя, 1895. Станислав, 1896. Снятин, 1901, и др.). Главной задачей об-в "Б." было развитие нац. Хор. Культуры, организация муз. Школ, нотных изд-в и б-к, устройство публичных концертов, конкурсов и т. Д. Интерес к хор. Музыке в значит. Степени обусловливался особенностью муз. Традиций в Зап. Украине, существованием там многочисл. Хор. Коллективов ("То..

Дополнительный поиск "Бесконечная мелодия" "Бесконечная мелодия"

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение ""Бесконечная мелодия"" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением "Бесконечная мелодия", различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "#". Общая длина 21 символа