"Бесконечная мелодия"
(нем. "Unendliche Melodie") - термин, введённый в обиход Р. Вагнером и связанный с особенностями его муз. Стиля. О необходимости поисков нового типа мелодии, отличающейся от мелодики традиционных опер, Вагнер писал в "Обращении к друзьям" (1851). Идею "Б. М." он обосновал в работе "Музыка будущего" (в форме открытого письма своему парижскому почитателю Ф. Вийо, 1860). Принцип "Б. М." был выдвинут им в противовес традиц. Оперной мелодике, в к-рой Вагнер усматривал чрезмерную периодичность и закруглённость, зависимость от форм танц. Музыки (имелись в виду прежде всего оперные арии). В качестве примеров более интенсивного и непрерывного развития мелодии Вагнер выделял вок. Сочинения И. С. Баха, а в инстр. Музыке - симфонии Л. Бетховена (значение мелодии нового типа у Бетховена Вагнер рассматривает в книге "Бетховен", 1870).
Стремясь отразить в музыке непрерывность жизненных процессов, Вагнер в своих реформаторских произв. (к 60-м гг. 19 в. Были написаны часть "Кольца нибелунга" и "Тристан и Изольда") отказывается от внутр. Членения действия на отд. Замкнутые номера и добивается сквозного развития. При этом осн. Носителем мелодич. Начала является обычно оркестр. "Б. М." в муз. Драмах Вагнера представляет собой цепь сменяющих друг друга лейтмотивов (один из типичных примеров - Траурный марш из "Гибели богов"). В вокальных партиях принцип "Б. М." выявляется в свободно построенных и осн. На муз. Декламации монологах и диалогич. Сценах, пришедших на смену обычным ариям и ансамблям и незаметно переходящих друг в друга - без характерных для оперных "номеров" чётких завершений.
Фактически под "Б. М." у Вагнера подразумевается "бесконечность" (непрерывность) во всей муз. Ткани, в т.ч. В гармонии - впечатление непрерывности развёртывания достигается также за счёт использования прерванных каденций и прерванных гармонич. Оборотов. У последователей Вагнера можно встретить явление, подобное "Б. М." (в частности, в нек-рых операх Р. Штрауса). Однако прямолинейное стремление Вагнера к непрерывности муз. Развития вызывало критику "Б. М.", в частности со стороны Н. А. Римского-Корсакова.Литература. Вагнер Р., Письма. Дневники. Обращение к друзьям, пер. С нем., М., 1911, с. 414-418. Его же, Бетховен, пер. С нем. В. Коломийцева, М. - СПБ, 1912, с. 84-92. Римский-Корсаков H. A., Вагнер. Совокупное произведение двух искусств или музыкальная драма, Полн.
Собр. Соч., Лит. Произв. И переписка, т. II, М., 1963, с. 51-53. Друскин М. С., История зарубежной музыки второй половины XIX в., вып. 4, М., 1963, с. 41.Г. В. Крауклис..
Дополнительный поиск "Бесконечная мелодия"
На нашем сайте Вы найдете значение ""Бесконечная мелодия"" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением "Бесконечная мелодия", различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "#". Общая длина 21 символа