Беляевский кружок

148

Группа музыкантов-композиторов, исполнителей, собиравшихся в 80-90-е гг. 19 в. На муз. Вечерах в доме муз. Деятеля и мецената, пропагандиста творчества рус. Композиторов М. П. Беляева ("беляевские пятницы"). Возглавлял кружок Н. А. Римский-Корсаков. В состав входили гл. Обр. Его ученики. Композиторы Ф. С. Акименко, Н. Н. Амани, К. А. Антипов, Ф. М. И С. М. Блуменфельды, Я. Витол (И. И. Витоль), А. К. Глазунов, В. А. Золотарёв, И. И. Крыжановский, А. К. Лядов, Н. А. Соколов, H. H. Черепнин, дирижёр Г. О. Дютш, пианист Н. С. Лавров, пианист и комп. А. А. Винклер. К постоянным посетителям Б. К. Принадлежали А. П. Бородин и В. В. Стасов. В 90-е гг. Тесные связи с Б. К. Устанавливаются у нек-рых моск. Композиторов, в т.ч. У С. И. Танеева и А. Н. Скрябина. Римский-Корсаков, а позднее также Глазунов и Лядов являлись художеств.

Руководителями издательской и конц.-организаторской деятельности Беляева. После смерти Беляева этот триумвират составил Попечительный совет по управлению всеми делами беляевского изд-ва и концертов.Преемственно связанный с "Могучей кучкой", Б. К. Не выдвигал определённой идейно-художеств. Программы. Как яркие творч. Индивидуальности в нём выделялись Лядов и Глазунов. Творчество большинства "беляевцев", в отличие от смелого боевого новаторства "Могучей кучки", носило академич. Замкнутый, нередко эпигонский характер. Преимуществ. Внимание уделялось вопросам проф. Мастерства и технологии. На первый план выдвигались инстр. Жанры и отчасти камерно-вок. Лирика. Опера, занимавшая важнейшее место в творчестве Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, почти совсем выпадает из поля зрения "беляевцев".

Приёмы творчества "кучкистов", гл. Обр. Римского-Корсакова, часто приобретали у композиторов Б. К. Внешний, формальный характер. Сам Римский-Корсаков критически относился к этим тенденциям, осуждая молодых "беляевцев" за отсутствие творч. Смелости, нек-рый идейный индифферентизм и проф. Ограниченность.Литература. Курбанов М. М., Воспоминания о беляевском кружке и о "беляевских пятницах", в кн. Памяти Митрофана Петровича Беляева. Сб. Очерков, статей и воспоминаний, Париж, 1929. Римский-Корсаков A. H., H. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество, вып. 3, М. 1936. Глиэр Р., Встречи с беляевским кружком, "СМ", 1949, No 8. Кюи Ц., Итоги русских симфонических концертов. Отцы и дети, Избр. Статьи, Л., 1952, с. 381-86. Асафьев Б. В., Из моих бесед с Глазуновым (К десятилетию со дня его кончины), в кн.

Асафьев Б. В., Избр. Труды, т. 2, М., 1954. Римский-Корсаков H. A., Полное собр. Соч., Литературные произведения и переписки, т. 1, М., 1955. Летопись моей музыкальной жизни, СПБ, 1909, М., 1955. Золотарёв В., Воспоминания о моих великих учителях, друзьях и товарищах, М., 1957. Асафьев В., Русская музыка XIX и начало XX в., Л., 1968.А. И. Кандинский..

Значения в других словарях
Беляев Е. М.

Евгений Михайлович (р. 11 IX 1926, г. Клинцы Брянской обл.) - советский певец (лирический тенор). Нар. Арт. СССР (1967). Чл. КПСС с 1952. В 1968 окончил Моск. Муз.-педагогический ин-т им. Гнесиных. В 1947 солист Ансамбля песни и пляски Прикарпатского военного округа, в 1953-55 - Ансамбля песни и пляски Киевского военного округа, с 1955 солист Краснознамённого Ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова. Исполняет рус. И зарубежную классику, нар. Песни, произв. Сов. Композиторо..

Беляев М. П.

Митрофан Петрович (10(22) II 1836, Петербург - 22 XII 1903 (4 I 1904), по другим данным, 28 XII 1903 (10 I 1904), там же) - рус. Муз. Деятель и нотоиздатель. Получил домашнее муз. Образование. Играл на альте, фп., участвовал в любительских квартетах и оркестре. Богатый лесопромышленник, меценат Б. Способствовал развитию русской музыки. В 80-90-х гг. 19 в. На муз. Вечерах в доме Б. Собиралась группа музыкантов, объединившихся в т.н. Беляевский кружок. Высоко ценя талант А. К. Глазунова и творчест..

Бём Г.

(Behm) Георг (2 IX 1661, Хоэнкирхен, Ордруф - 18 V 1733, Люнебург) - немецкий композитор и органист. Учился в Готе (1678-84), затем в Йене, в 1693-97 жил в Гамбурге. С 1698 работал органистом Йоханнескирхе в Люнебурге. Писал орг. Музыку в стиле позднего барокко. Возможно, И. С. Бах в юности (в годы службы в Люнебурге) брал у него уроки. В орг. Сочинениях Баха ощутимо влияние его стиля.Б. - автор духовной оратории "Страсти по Луке" ("Lukas-Passion", утеряна), 2 мотетов (1-й утерян) и кантат (мн. ..

Бём Й.

(Behm) Йозеф (4 III 1795, Пешт - 28 III 1876, Вена) - венг. Скрипач и педагог. Ученик П. Роде. С 1815 концертировал в Вене и Италии. В 1819-48 профессор консерватории, в 1821-68 солист придв. Капеллы в Вене. Основатель т.н. Венской скрипич. Школы 19 в. Среди учеников Б. Я. Донт, Й. Иоахим, Э. Раппольди, Э. Ременьи, Й. Хельмесбергер, Г. Эрнст и др. Автор скрипич. Пьес.. ..

Дополнительный поиск Беляевский кружок Беляевский кружок

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Беляевский кружок" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Беляевский кружок, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 17 символа