Берг А.

82

(Berg) Альбан (9 II 1885, Вена - 24 XII 1935, там же) - австр. Композитор. В 1904-10 занимался композицией под рук. А. Шёнберга и в дальнейшем остался его ближайшим другом и соратником. Ранние произв. Б., появившиеся в кон. 900-х гг., не вызвали большого интереса. В 1915-18 композитор находился на воен. Службе. Признание принесла опера "Воццек" (по пьесе Г. Бюхнера, пост. 1925, Берлин). Это произв., пост. Также во мн. Городах Германии и др. Европ. Стран (в т.ч. В 1927 в Ленинграде), стало выдающимся событием муз.-театр. Жизни 20-х гг. В период нацизма была запрещена в Германии. После окончания 2-й мировой войны 1941-45 вновь ставится на оперных сценах Европы и Америки. Образцами зрелого творчества Б. Являются камерные инстр. Сочинения. Камерный концерт для фп., скрипки и духовых (1925), "Лирическая сюита" для струн.

Квартета (1926). В 1928 композитор начал работать над оперой "Лулу" (по пьесам "Дух земли" и "Ящик Пандоры" Ведекинда), но не успел её завершить. "Лулу" (пост. 1937), как и концерт для скрипки с оркестром (1935), были исполнены посмертно.Б. - один из виднейших представителей экспрессионизма в музыке. В своём творчестве он выразил острое недовольство действительностью, к-рое испытывали широкие круги зап.-европ. Интеллигенции в нач. 20 в., протест против бурж. Пошлости и подавления человеческой личности, смешанный с пессимизмом, чувством одиночества и бессилия. Ранние сочинения (более 70 романсов, из к-рых только немногие были позже изданы в перераб. Виде, соната для фп., 1908) ещё несамостоятельны и написаны под влиянием Р.

Шумана, И. Брамса, X. Вольфа. Но уже в них заметно стремление к повышенной экспрессии. Композитор придаёт особую выразительность отд. Мелодическим оборотам, ослабляет тональные связи. Эти процессы углубляются в струн. Квартете (1910), 4 пьесах для кларнета и фп. (1913), в к-рых Б. Отчасти следует за А. Шёнбергом, отчасти идёт по пути поисков новых выразительных средств параллельно с ним. В 5 песнях для голоса с оркестром (на сл. П. Альтенберга, 1912) своеобразно сочетаются черты импрессионизма, символизма и экспрессионизма. 3 пьесы для оркестра (1914) отмечены влиянием позднего симфонизма Г. Малера, но в отличие от его грандиозных симф. Концепций, характеризуются сжатостью, лаконизмом, афористичностью образов. Эти последние произв.

Стилистически во многом подготавливают оперу "Воццек".В "Воццеке" отразились антимилитаристские и социально-критич. Тенденции, свойственные творчеству художников-экспрессионистов этих лет. Драматургия оперы отличается характерной для экспрессионизма двуплановостью. Реальная драма несчастных, задавленных жизнью маленьких людей и фатальная предопределённость событий и поступков действующих лиц. Муз. Драматургия оперы построена на сочетании непрерывной текучести и разорванности муз. Ткани. В её основе лежит строгая рационалистич. Схема. Язык атональной музыки способствует созданию тревожной атмосферы неустойчивости и горячечного, возбуждённого бреда. В отдельных эпизодах композитор прибегает к последовательно выдержанному додекафонному ряду.

В позднейших произведениях Б. Придерживался принципов додекафонии, но своеобразно трактовал додекафонную серию, нарушая правила системы Шёнберга.В опере "Лулу" проявилась свойственная Б. Тяга к лиризму, по сравнению с "Воццеком" острота драматич. Ситуаций смягчена, более развита мелодика вок. Партий. Но композитору не удалось преодолеть декадентский характер сюжета, эротику, "поэтизацию порока".Вершиной инстр. Творчества Б. Является скрипичный концерт - произв. Крупного симф. Плана, по своему внутр. Строю близкое позднему творчеству Г. Малера. Сопоставление нар. Танц. Мелодии с темой траурного хорала, взятой композитором из кантаты И. С. Баха, служит средством ярко выразительного, драматич. Воплощения программного замысла. Скорбь расставания с жизнью, прощание с миром, полным красоты и поэзии.Б.

Занимает особое место среди композиторов т.н. Новой венской школы, к ведущим представителям к-рой он принадлежал. Ему не были свойственны ни экстатический мистицизм А. Шёнберга, ни рационалистич. Абстрактность А. Веберна. Его творчество более человечно, жизненно, эмоционально-непосредственно. Как в языке, так и в образном содержании музыки Б. Сохранились связи с иск-вом позднего романтизма. Конкретность образов Б. Определяется широким использованием бытующих жанров.Б. Принадлежит более 20 лит. Работ, в к-рых он обосновывал свои взгляды, пропагандировал творчество композиторов новой венской школы.Сочинения. Оперы - Воццек (ор. 7, 1917-21, пост. 1925, Берлин), Лулу (неоконч., 1928-35, пост. 1937, Цюрих). Для голоса с орк. - 5 песен (сл.

П. Альтенберга, ор. 4, 1912), Вино (конц. Ария, сл. Ш. Бодлера в нем. Пер. С. Георге, 1929). Для голоса с фп. - 7 ранних песен (1905-1908, нов. Ред. 1928, есть вариант для голоса с орк.), 4 песни (ор. 2, 1908-09). Для орк. - 3 пьесы (Прелюдия, Рондо, Марш. Ор. 6, 1914), Лулу-симфония (1934). Концерт для скрипки с орк. "Памяти ангела" (1935). Камерный концерт для фп. Скр. И 13 дух. Инструментов (1925). Струн. Квартет (ор. 3, 1910), 4 пьесы для кларнета и фп. (ор. 5, 1913), Лирическая сюита для струн. Квартета (1926, перелож. 3 частей струн. Орк., 1928). Для фп. - соната (ор. 1, 1908), 12 вариаций на оригинальную тему (1908).Литературные сочинения и письма. Ecrits choisis, Monaco,1957. Briefe an seine Frau, Mьnch. - W., 1965. Unverцffentliche Briefe A. Bergs an A. Schцnberg, в кн.

Festschrift Friedrich Blume zum 70. Geburtstag, Kassel - Basel, 1963, S. 272-80. Jarman D., Two unpublished letters from Berg, "Musical times", L., 1972, Apr., No 1550, p. 350-52.Литература. "Воццек" А. Берга, Л., 1927 (Новая музыка, Сб. IV, под ред. Игоря Глебова и С. Гинзбурга). Келдыш Ю., "Воццек" и музыкальный экспрессионизм, "СМ", 1965, No 3. Кремлев Ю., Этика и эстетика оперы "Воццек", в сб. Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 5, Л., 1967. Холопова В., О композиционных принципах скрипичного концерта А. Берга, в сб. Музыка и современность, вып. 6, М., 1969. Reich W., A. Berg, W., 1937 (в приложении собраны все лит. Работы Б.). Redlich H. F., A. Berg, W.-Z.-L., 1957 (англ. Вариант, L., 1957, N. Y., 1957). Vоgelsang К., A. Berg. Leben und Werk, В., 1959.

Alban Berg. Bildnis im Wort. Selbstzeugnisse und Aussagen der Freunde. Hrsg. W. Reich, Z., 1959. Adorno Th. W., Alban Berg, W., 1968. Plоebsch G., Alban Bergs Wozzeck, W., 1968.Ю. В. Келдыш..

Значения в других словарях
Берберян К.

(Berberian) Кэти (р. 4 VII 1928, Атлборо, шт. Массачусетс) - амер. Певица (сопрано и меццо-сопрано). Училась сценич. Иск-ву, затем танцу в Нью-Йорке, пению - в Милане (1949) и Париже. Дебютировала в Неаполе в 1957. Выступает в концертах совр. Музыки совм. С итал. Композитором-авангардистом Л. Берио (была его женой), исполняет его произв. ("Коммерческая музыка", "Народные песни" и др.), а также др. Композиторов сер. 20 в. (от соч. Д. Мийо до репертуара группы "Битлз"). Прославилась как интерпрета..

Бервальд Ф. А.

(Berwald) Франц Адольф (23 VII 1796, Стокгольм - 3 IV 1868, там же) - швед. Композитор, скрипач и дирижёр. Род. В семье музыкантов. По нац. Немец. Муз. Образование получил под рук. Отца - Кристиана Фридриха Б. И Э. Дю Пюи. В 1812-18 скрипач стокгольмской придв. Капеллы. Как скрипач гастролировал в Финляндии (1819), Германии (1829), Австрии (1841). С 1849 муз. Директор ун-та в Упсале. В 1864-67 преподавал в Корол. Академии музыки, в 1867-68 профессор консерватории в Стокгольме. Б. - автор первых ..

Берг Н. К.

(Berg) Натанаэль Карл (9 II 1879, Стокгольм - 5 X 1957, там же) - швед. Композитор. Чл. Швед. Академии музыки (1932). Учился в Стокгольмской консерватории пению у Ю. Гюнтера (1897-1900), затем композиции у Ю. Линдегрена. Совершенствовался в Париже (1907) и Вене (1919). Служил ветеринарным врачом в швед. Армии (1908-39). С 1907 занимался муз.-обществ. Деятельностью и композиторским творчеством. Вместе с К. Аттербергом принадлежал к видным представителям нац. Романтич. Школы в швед. Музыке, однако..

Бергамаска

(итал. Bergamasca) - в 16-17 вв. Итал. Танц. Песня, получившая назв. От провинции и г. Бергамо, где она зародилась. Для Б. Характерны размер, чёткое членение на восьмитакты. Этот оживлённый, энергичный танец приобрёл большую популярность в Италии и др. Зап.-европ. Странах (Англия, Германия, Франция). В 16-18 вв. Б. Становится жанром чисто инструментальным. Композиторы часто обращались к Б., воспроизводя в своих произв. Её мелодию или один ритм, сочиняя вариации на мелодию Б., данную в виде basso..

Дополнительный поиск Берг А. Берг А.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Берг А." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Берг А., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 7 символа