Бёрд У.

69

(Byrd, Byrde, Bird) Уильям (1543 или 1544, Линкольншир - 4 VII 1623, Стондон-Масси, Эссекс) - англ. Композитор, органист и нотоиздатель. Музыке обучался, возможно, у Т. Таллиса. С 1563 работал церк. Органистом в Линкольншире. С 1570 чл. Корол. Капеллы, с 1572 придв. Органист. В 1575 получил совм. С Таллисом привилегию на монопольное издание и продажу в Лондоне нот. После его смерти (1585)- владелец нотоиздательства. До 1593 жил в Лондоне, затем - в Стондон-Масси. Опубликовал ряд сб. Многогол. Культовых сочинений и произв. Англ. Мадригалистов и вёрджинелистов (см. Вёрджинел). Б. - крупнейший мастер вёрджинельной музыки и мадригала. В его произв., отличающихся простотой и мужественностью стиля, сочностью письма, отразились особенности иск-ва англ.

Возрождения - эпохи К. Марло и У. Шекспира. Вёрджинельная музыка Б., охватывающая разл. Жанры (фантазия, вариации, хоральная фигурация, англ. Нар. Песня и танец), интонационно связана с нац. Муз. Фольклором (мн. Пьесы для вёрджинела опубликованы в сб-ках "My Ladye Nevelles booke", 1591, "Parthenia", 1611, и др. Прижизненных изд.). Искусный полифонист, Б. Художественно переосмыслил в произв. Для вёрджинела приёмы вок. Контрапунктич. Письма. Наиболее самобытен Б. В небольших пьесах песенного склада, нередко проникнутых лирич., пасторальными настроениями. Во мн. Из них запечатлены жанровые сцены - это и остроумные вариации на тему популярной охотничьей песни "Уолсингэм", и обр. Популярной песни елизаветинских времён "О, госпожа моя" ("О Mistresse Myne".

Упоминается У. Шекспиром в комедии "Двенадцатая ночь"), и воспроизведение посвиста извозчика. Б. Писал и произв. Программно-изобразит. Характера (батальный цикл "Битва"). Камерной музыке Б. Для ансамбля виол, при сложности и изысканности полифонич. Фактуры, присущи лирич. Теплота и интимная выразительность. Выделяются его фантазии, паваны и гадьярды для виолы. Б. Сыграл видную роль в развитии инстр. Музыки, в выработке нового муз. Языка, новых инстр. Форм, в частности вариаций. Он является также родоначальником англ. Мадригала. С творчеством Б. Связано увлечение этим новым для Англии жанром светской вок. Музыки, к-рый получил дальнейшее развитие в работах его ученика Т. Морли). Своя эстетич. Взгляды Б. Изложил в предисловии к сб. "Псалмы, сонеты и песни грусти и печали" ("Psalmes, Sonets and Songs of Sadnes and Pietie", 1588), в к-ром высказал пожелание, чтобы его музыка "счастливо неcла хоть немного нежности, отдохновения и развлечения".

Б. Отдал значит. Дань и культовой католич. Музыке (мессы, градуалы и др.). Мн. Сочинения изданы при жизни Б., но мн. Остались в рукописи.Сочинения. Камерно-инстр. - музыка для разл. Составов виол (в т.ч. 15, фантазий, паваны и гальярды), ок. 140 пьес для вёрджинела, пьесы для лютни, вок. Соч. - ок. 70 мадригалов для 3-6 голосов, св. 30 песен для 1, 2 и 3 голосов с инстр. Сопровождением (б. Ч. Опубликованы в сб. Псалмы, сонеты и песни грусти и печали, 1588, 1611), Песни разного рода (Songs of sundrie natures, 1589), культовые (католич.) произв. - 3 мессы, 2 сб. Мотетов ( 1589, 1591), 2 сб. Градуалов (1605, 1607) и др.Литература. Алексеев А. Д., Клавишное искусство, М.-Л., 1952, с. 32, Друскин М. С., Клавирная музыка. Л., 1960 с. 106-108. Fellowеs Е. H., The English madrigal composers, L., 1921, 1948, его же.

William Byrd, a short account of his life and work, L., 1923, 1928. Его же, William Byrd, L., 1936, 1948. Howes F., William Byrd, L., 1928. Dent E. J., W. Byrd and the madrigal, в сб. Festschrift fьr Johannes Wolf zum sechzigsten, Geburtstage, B., 1929, Glyn W. H., About Elizabethan virginal musis and its composers, L., 1935. Meyor E. H., English chamber music, L., 1946.И. М. Ямпольский..

Значения в других словарях
Бергсма Л.

(Bergsma) Уильям Лоуренс (р. 1 IV 1921, Окленд) - амер. Композитор. Учился у X. Хансона и Б. Роджерса в Истменской муз. Школе в Рочестере (1940-44). Преподавал композицию в Джульярдской муз. Школе в Нью-Йорке (1946-63), затем руководил Муз. Школой шт. Вашингтон в Сиэтле. Соч. Б. Отличаются лиричностью, композиционной стройностью. Пр. Гуггенхейма (1946, 1951).Сочинения. Опера Жена Мартина Герре (The wife of Martin Guerre, 1956, Джульярдская муз. Школа). Балеты - Пол Беньян (1939, Сан-Франциско, д..

Берд Т.

(Baird) Тадеуш (р. 26 VII 1928, Гродзиск-Мазовецки) - польский композитор. Учился композиции у Б. Войтовича и К. Сикорского, игре на фп. - у Витуского. Композицию изучал под руководством П. Рытеля и П. Перковского в консерватории (1947-51), музыкознание - у З. Лиссы в ун-те в Варшаве (1948-50). В 1949 основал совм. С К. Сероцким и Я. Кренцем творч. Содружество "Группа-49", ставившее целью внедрение и разработку новых приёмов муз. Письма. Б. - один из видных представителей польск. Авангардизма. В..

Бердяев В.

(Bierdiajew) Валериан (7 III 1885, Гродно - 28 XI 1956, Варшава) - польский дирижёр и педагог. По нац. Русский. Учился в Лейпцигской консерватории у М. Регера (композиция), А. Никиша (дирижирование) и X. Зитта (скрипка). Приобрёл известность как интерпретатор русской музыки, а также произв. Л. Бетховена. В 1906 дебютировал в Лейпциге и Дрездене как дирижёр (оперы "Евгений Онегин" и "Пиковая дама"). С 1908 дирижёр Мариинского т-ра в Петербурге. Выступал как симф. Дирижёр во мн. Городах России. В ..

Береговский М. Я.

Моисей Яковлевич (11(23) I 1892, с. Термаховка, ныне Иванковского р-на Киевской обл. - 12 VIII 1961, Киев) - советский музыковед-фольклорист. Кандидат искусствоведения (1943). В 1915-20 учился (класс виолончели) в Киевской консерватории, к-рую окончил в 1920 по классу композиции Б. Л. Яворского. В 1922-24 занимался в Петрогр. Консерватории у М. О. Штейнберга. В 1928-50 работал в разл. Учреждениях АН УССР, связанных с изучением евр. Фольклора. В 1937-41 и в 1944-48 зав. Кабинетом этнографии Киевс..

Дополнительный поиск Бёрд У. Бёрд У.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бёрд У." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бёрд У., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 7 символа