"Глагол пражский"

323

(Hlahol prazэsky) - один из старейших хор. Коллективов Чехословакии. Основан в Праге в 1861 как мужской хор на базе небольшого певческого кружка по инициативе оперного певца Я. Л. Лукеса и хормейстера Ф. Геллера. Задачей хора была пропаганда мужского хор. Пения. Официальным девизом "Г. П." стали (с 1862) слова Б. Сметаны. "Песней - к сердцу, сердцем - к родине", вытканные на знамени хора. В начальный период деятельности "Г. П." его репертуар состоял преим. Из нар. Песен. Вскоре хор стал включать также классич. Произв. В 1863-65 "Г. П." возглавлял Б. Сметана, в 1865-77 К. Бендль. При них значительно повысился художеств. Уровень хора, репертуар пополнился рядом крупных ораториальных сочинений. В последние десятилетия 19 в. "Г. П." занимал важное место в культурной жизни Чехии, был участником многих значит.

Муз. Событий. Большую роль в развитии "Г. П." сыграл К. Книтль, возглавлявший хор в 1877-90 и 1897-1902. По его инициативе в состав "Г. П." вошёл женский хор, и коллектив стал выступать как отдельными группами, так и смешанным составом. Конц. Деятельность вели и небольшие ансамбли, выделявшиеся из состава "Г. П.". "Кружок", Певческий квартет, Женский октет и др.В нач. 20 в. "Г. П." руководили видные чеш. Музыканты. А. Пискачек (1903-11), Я. Кржичка (1911-20), Я. Герле (1921-39). Основой репертуара "Г. П." наряду с мировой классикой становится чеш. Музыка, представленная произв. Б. Сметаны, А. Дворжака, Й. Б. Фёрстера, З. Фибиха, К. Бендля, К. Коваржовица, Й. Сука, Я. Яначека, О. Еремиаша и др. "Г. П." активно сотрудничал с оркестром Чешской филармонии и Оркестровым об-вом, пропагандируя творчество нац.

Композиторов. В 20-30-е гг. Хор регулярно участвовал в симф. Концертах под унр. Ф. Буша, Э. Клейбера, Н. Малько, Б. Молинари, Б. Вальтера, Ф. Вейнгартнера, А. Цемлинского и др. Известных дирижёров. В годы фашистской оккупации коллективу под рук. В. Сметачека удалось сохранить лучшие исполнит. Традиции, несмотря на вынужденные перерывы в работе. В послевоен. Период под рук. К. Пехачека (1946-48) и З. Томаша (с 1948) "Г. П." продолжает оставаться ведущим любительским муз. Коллективом ЧССР, выдерживая конкуренцию проф. Хоров. Репертуар хора пополнился значит. Количеством произв. Композиторов соц. Стран, а также рус. И сов. Музыкой. В 1956 "Г. П." впервые участвовал в конц. Исполнении оперы ("Набукко" Верди). Первые гастроли "Г. П." за пределами Чехословакии (в Любляне и Триесте) состоялись в 1909, затем коллектив хора гастролировал в Нидерландах, Германии, Польше, Югославии, Австрии и др.

Странах, завоевав мировое признание. С 1954 функционирует при Городском доме просвещения под назв. "Пражский глагол".Литература. Nеjеdlэ Z., Dйjiny pruz Hlaholu, Praha, 1911.M. M. Яковлев..

Значения в других словарях
"Гамма Римского-Корсакова"

Звукоряд, ступени к-рого образуют поочерёдную последовательность тонов и полутонов (гамма тон-полутон или полутон-тон). Объединяет звуки системы, условно обозначаемой как уменьшенный лад (термин Б. Л. Яворского). Опорой (условной тоникой) в этой системе служит ум. Септаккорд (см. Аккорд).В рус. Музыке впервые применена Н. А. Римским-Корсаковым в целях муз. Изобразительности:Н. А. Римский-Коpсаков. Симфоническая картина "Садко" (1-я редакция, 1867). Погружение Садко в морскую пучину.Ранее гамма т..

"Гамма Черномора"

Звукоряд, ступени к-рого образуют последовательность целых тонов. Наз. Также целотонной гаммой.М. И. Глинка. "Руслан и Людмила". Увертюра.Целотонная гамма объединяет звуки системы, к-рую иногда условно обозначают как увеличенный лад. Впервые в мировой муз. Лит-ре "Г. Ч." применил М. И. Глинка в опере "Руслан и Людмила" для характеристики образа Черномора (отсюда и название гаммы). Вслед за Глинкой при обрисовке гл. Обр. Фантастич. Персонажей ее использовали А. С. Даргомыжский ("Каменный гость"),..

Гаага

('s-Gravenhage, Den Haag) - один из крупнейших культурных центров Нидерландов. 536,7 тыс. Жит. (1971). До 17 в. В муз. Жизни Г. Большое место занимала игра на органе во время церк. Служб, в к-рых иногда участвовали певцы-солисты и гор. Музыканты - т.н. Стадпейперы (ведавшие и обучением музыке), а также игра на карийоне. Муз. Жизнь оживляется в 17 в. Во 2-й пол. Столетия устраиваются спектакли франц. Оперной труппы, даются публичные концерты, одни из первых в Европе. Организатором их был гамбист ..

Гаазе Ф. Б.

Фёдор (Фердинанд) Богданович (2 VIII 1788, Силезия - 18(30) X 1851, Петербург) - рус. Воен. Капельмейстер. По национальности немец. Участвовал как волонтёр франц. Армии в рус. Походе 1812. Был взят в плен. С 1816 капельмейстер рус. Войск в Варшаве. С 1830 жил в Петербурге, был капельмейстером гвардейского и гренадерского корпусов, руководил обучением музыкантов гвардейских войск, в течение мн. Лет дирижировал концертами в пользу инвалидов. Автор маршей (в т.ч. Известного "Преображенского марша")..

Дополнительный поиск "Глагол пражский" "Глагол пражский"

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение ""Глагол пражский"" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением "Глагол пражский", различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "#". Общая длина 17 символа