Гаде Н.
(Gade) Нильс Вильгельм (22 II 1817, Копенгаген - 21 XII 1890, там же) - дат. Композитор, скрипач, органист и муз. Деятель. Сын мастера по изготовлению муз. Инструментов. С детства обучался игре на скрипке у Ф. Г. Вексшалля. Впервые выступил в концерте в 1833. С 1834 играл в придв. Оркестре в Копенгагене. Учился композиции у А. П. Берггрена и К. Ф. Вейзе. Из ранних сочинений наиболее значительны увертюра "Отзвуки Оссиана" (1840, 1-я пр. На конкурсе датского Муз. Об-ва) и 1-я симфония (1841), к-рая привлекла внимание Р. Шумана, а также Ф. Мендельсона (дирижировал ею в концерте Гевандхауза в Лейпциге в 1843). Получив гос. Стипендию, Г. Уехал в Германию. С 1844 работал в Лейпциге 2-м дирижёром оркестра Гевандхауза (под руководством Мендельсона), преподавал там в консерватории.
По возвращении на родину (1848) активно участвовал в муз. Жизни Копенгагена. В 1850-90 руководил муз. Об-вом "Музикфоренинген", дирижируя симф. Концертами (пропагандировал творчество Л. Бетховена, Р. Шумана, Р. Вагнера, Ф. Листа). Одновременно работал как органист. В 1862 дирижёр Корол. Т-ра в Копенгагене, где в 1866 вместе с датскими музыкальными деятелями И. П. Э. Хартманом и X. С. Паулли основал первую в Дании консерваторию, был её директором до конца жизни.Г.- крупнейший дат. Композитор 19 в., яркий представитель романтич. Направления в дат. Музыке. Юность его прошла в атмосфере нац. Подъёма и увлечения нар. Искусством. Г. Испытал влияние писателя-сказочника X. К. Андерсена и поэта-романтика А. Эленшлегера. Большое воздействие на него оказал также его учитель - композитор и фольклорист, составитель сб.
Нар. Песен Берггрен. Г. Первым ввёл сканд. Мотивы в европ. Музыку 19 в. Одновременно Г. Увлекался творчеством композиторов нем. Романтич. Школы, особенно Мендельсона.Уже в ранних произв. Г., проникнутых мягким, "северным" колоритом, определились оригинальные, самобытные черты его стиля. В увертюре "Отзвуки Оссиана" и 1-й симфонии воплотились образы северной, скандинав, поэзии. Успехом пользовался балет Г. "Народная сага" (1853. Совм. С И. П. Э. Хартманом, пост. Балетмейстером А. Бурнонвилем). Тяготел гл. Обр. К ннстр. Музыке. Среди произв. Для оркестра выделяются (помимо 1-й) 5-я и 6-я симфонии, сюита "Хольбергиана", концерт для скрипки с оркестром, а также камерные ансамбли и 3 сонаты для скрипки с фп. В фп. Творчестве он продолжал романтич. Традицию, создав ряд миниатюр программного и нар.-жанрового характера (циклы пьес "Акварели", "Идиллии", "Фантастические пьесы", "Народные танцы").
Опираясь на нар. Исполнит. Культуру сев. Стран, связанную с деятельностью любит. Хор. Об-в, Г. Писал и хор. Произв. (гл. Обр. Песни для мужского хора и ряд кантат на тексты дат. Поэтов, в т.ч. "Дитя эльфов"). Расцветом творчества Г. Были 1850-е гг. Обладая широкой муз. Эрудицией, он создал сочинения, отличающиеся высоким профессионализмом, конструктивной ясностью и стройностью формы. Однако со временем стиль его приобрёл академич. Черты и, утратив прежнюю яркую самобытность, стал консервативным. В трактовке нар. Материала Г. Следовал принципам школы Мендельсона, традиционно используя муз. Фольклор, - в противоположность композиторам след. Поколения (Э. Григ, Р. Нурдрок, Ю. Свенсен и др.), искавшим в нар. Музыке пути к обновлению муз. Языка.Полувековая деятельность Г.
Как композитора, дирижёра, талантливого организатора и деятеля муз. Образования имела основополагающее значение для развития нац. Музыки Дании. Написал автобиографич. Заметки.Сочинения. Опера (зингшпиль) - Мариотта (Копенгаген, 1850), балеты - Музы отечества (Faedrelandets Muser, совм. С И. Ф. Фрёлихом, 1839, Копенгаген), Неаполь (1842, там же), Народная сага (Et Folkesagn, совм. С И. П. Э. Хартманом, 1854, там же). Для солистов, хора и оpк. - 11 кантат, в т.ч. Комала (из Оссиана, 1846), Весенняя фантазия (Frьhlingsbotschaft, 1852), Дитя эльфов (Elverskud, 1853), Смерть Бальдера (Baldars Dшd, 1858), Крестоносцы (Korsfarerne, 1873), Психея (1882) и др., хоры a cappella и с орк. Для оpк. - 8 симфоний (1842, 1843, 1847, 1850, 1852, 1857, 1865, 1871), сюита Хольбергиана (Holbergiana, 1884), увертюры - Отзвуки Оссиана (Nachklдnge von Ossian, 1840), В Шотландии (Im Hochlande, 1844), Гамлет (1861), Микеланджело (1861) и др., Новеллетты (Novelletter, для струн.
Орк., 1878, 1883) и др. Концерт для скр. С орк. (1880). Камерно-инстр. Соч. - струн. Ансамбли - октет (1848), секстет (1863), 2 квинтета (1845 и 1851), квартет (1889), фп. Трио (1863), 3 сонаты для скр. С фп. Инстр. Пьесы, танцы и др. Для фп. - соната, циклы - Акварели (Aquareller, 1850), Арабески (Arabeske, 1854), Идиллии (Idyller, 1857), Нар. Танцы (Folkedanse, 1855), Фантастич. Пьесы (Fantastykker, 1862), фп. Миниатюры и др. Для органа - хоральные прелюдии и др. Романсы и циклы песен (3 тетради на cл. X. К. Андерсена, К. Винтера и др. Поэтов). Музыка для т-ра - к пьесам. Аладдин А. Эленшлегера (1843), Агнета и водяной X. К. Андерсена (1843).Литература. Thranе С., Danske komponisten, (Kbh.), 1875. Spitta Ph., Zur Musik, В., 1892. Wasielewsky J. W., Lebenserinnerungen, Kbh., 1897.
Вehrend W., Niels W. Gade, Lpz., 1918. Gade D., Niels W. Gade. Optegnelser og breve, Kbh., 1892 (нем. Пер., 1894, Basel, 1912). Кjerulf C., Niels W. Gade i hundredaare, Kbh. - Oslo, 1917.О. E. Левашова..
Дополнительный поиск Гаде Н.
На нашем сайте Вы найдете значение "Гаде Н." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гаде Н., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 7 символа