Гаджибеков У. А. Г.
Узеир Аодул Гусейн оглы (5(17) IX 1885, с. Агджабеди, близ Шуши - 23 XI 1948, Баку) - сов. Композитор, музыковед, педагог, муз.-обществ. Деятель. Нар. Арт. СССР (1938). Академик АН Азерб. ССР (1945). Чл. КПСС с 1938. Деп. Верх. Совета СССР 1-го и 2-го созывов. Основоположник современного проф. Муз. Искусства Азербайджана. Учился в Горийской учительской семинарии (1899-1904), занимался на частных курсах при Моск. Филармонич. Обществе (1911-12), в Петерб. Консерватории (1914). В дореволюц. Годы выступал в печати с критикой реакционных обществ. И семейно-бытовых устоев Азербайджана.В 1908 в Баку была исполнена опера Г. "Лейли и Меджнун" по одноим. Поэме Физули. Это произв. Положило начало жанру мугамной оперы, сочетающей в себе нотную запись музыки (хоры, танцы) с сольной вок.
Импровизацией - мугамом на основе указанного композитором текста. Г. Создал ещё 5 мугамных опер. Все они воспевали силу и красоту человеческого чувства и были проникнуты освободительными идеями ("Шейх Сенан", 1909. "Рустам и Зохраб", 1910, и др.). Быт и нравы дореволюц. Азербайджана получили отражение в муз. Комедиях Г.- "Муж и жена" (1909), "Не та, так эта" (1910) и широко популярной "Аршин мал алан" (1913). Либретто мугамных опер и муз. Комедий Г. Писал сам. В 1908 под руководством Г. Была создана в Баку первая нац. Оперная труппа.После Великой Oкт. Социалистич революции широко развернулась муз.-обществ. Деятельность Г. Композитор способствовал развитию в республике муз. Образования, организовал азерб. Муз. Школу (1922), при к-рой создал отделение нар.
Инструментов. В 1938-48 возглавлял Азерб. Консерваторию (с 1949 его имени), где ввел курс основ азерб. Нар. Музыки. Г. Был организатором исполнительских коллективов - первого многоголосного азерб. Хора (1926), оркестра нар. Инструментов (1931), Гос. Хора (1936). В 1927 вышел в свет первый сб. Азерб. Нар. Песен, составленный Г. Совм. С М. Магомаевым. В кон. 20 - нач. 30-х гг. Г. Создал первые азерб. Массовые песни, камерные инстр. Произв., кантаты, произв. Для оркестра нар. Инструментов. Вершиной творчества Г. Явилась опера "Кёр-оглы" (1937, Азерб. Т-р оперы и балета. Гос. Пр. СССР, 1941) - классический образец азерб. Сов. Оперы. Это - героикоэпич. Произв. О крестьянском восстании на рубеже 17-18 вв. Для оперы характерно единство азерб. Нар. Интонационно-образного строя и классич.
Средств муз. Выразительности. Основу муз. Драматургии "Кёр-оглы" составляют монументальные хор. Сцены.В годы Великой Отечеств. Войны 1941-45 Г. Написал ряд патриотич. Песен ("В добрый путь", "Сестра милосердия" и др.), кантату "Родина и фронт" и романсы-газели на стихи Низами - "Сэнзиз" ("Без тебя"), "Севгили джанан" ("Возлюбленная"). Тогда же Г. Завершил работу над теоретич. Исследованием "Основы азербайджанской народной музыки" (Баку, 1945) В последние годы жизни композитор работал над оперой "Фируза". Автор музыки Гимна Азерб. ССР (1944), Памяти Г. Посвящена поэма для унисона скрипок, виолончели и 2 фп. - "Посвящение Узеиру Гадшибекову" Амирова (1949). В г. Шуше в доме, где провел детские и юношеские годы композитор, открыт Дом-музей У.
Гаджибекова (1959). Сочинения Г.- т. 1-3 (Баку, 1964-68).Сочинения. Оперы - Лейли и Меджнун (1908), Шейх Сенан (1909), Рустам и Зохраб (1910), Асли и Керем (1912), Шах Аббас и Хуршидбану (1912), Гарун и Лейла (1915), Кёр-оглы (1937, Азерб. Т-р оперы и балета, Баку), муз. Комедии - Муж и жена (1909), Не та, так эта (1910), Аршин мал алан (1913). Кантаты - Памяти Физули (1934), Родина и фронт (1942). Для оpк. - увертюры, в т.ч. Джанги (Боевая, 1942). Для орк. Азерб. Нар. Инструментов - сюита На хлопковых полях, фантазии - В ладе Чаргях (1932), В ладе Шур (1932). Для скрипки, виолончели и фп. - В стиле ашугской (1932). Для фп. - сонатина, романсы-газели на стихи Низами - Сэнзиз (Без тебя, 1941), Севгили джанан (Возлюбленная, 1944), ария Фирузы из оперы Фируза, песни, обработки нар.
Песен и др.Литературные сочинения. Музыкально-просветительные задачи Азербайджана, "Искусство", (Баку), 1921, No 1. От "Лейли и Меджнун" до "Кёроглы", в сб. Искусство азербайджанского народа, M.- Л., 1938. О народности в музыке, "Народное творчество", 1939, No 4. Пути советской оперы, "СМ", 1939, No 5, Основы азербайджанской народной музыки, Баку, 1957. О музыкальном искусстве Азербайджана, Баку, 1966, и др.Литература. Виноградов В., Узеир Гаджибеков и азербайджанская музыка, M., 1938. Его же, Узеир Гаджибеков, M.- Л., 1947. Касимов К., Узеир Гаджибеков, Баку, 1945. Коpев С., Узеир Гаджибеков и его оперы, M., 1952. Агаева X., Узеир Гаджибеков, Баку, 1955. Аббасов А., Узеир Гаджибеков и его опера "Кероглы", Баку, 1956.
Абасова Э., Опера "Лейли и Меджнун" Узеира Гаджибекова, Баку, 1960. Ее же, Тематизм народных сцен в опере "Кероглы", "СМ", 1960, No 9. Ее же, Оперы и музыкальные комедии Узеира Гаджибекова, Баку, 1961. Ее же, опера "Кероглы" Узеира Гаджибекова, Баку, 1965. Городинский В., "Кероглы", в его кн. Избранные статьи, M., 1963. Meликов X., Особенности стиля и драматургии муз. Комедий Узеира Гаджибекова, Баку, 1963.Э. Абасова..
Дополнительный поиск Гаджибеков У. А. Г.
На нашем сайте Вы найдете значение "Гаджибеков У. А. Г." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гаджибеков У. А. Г., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 19 символа