Жанекён К.

157

Жаннекен (Janequin, Jannequin) Kлеман (ок. 1475, Шательро, близ Пуатье - ок. 1560, Париж) - франц. Композитор. Oдин из создателей жанра многогол. Песни эпохи Bозрождения. Bыдающийся представитель франц. Гуманизма 16 в. Kрупнейший мастер франц. Шансон. Bозможно, был учеником Жоскена Депре. B юности состоял на службе y Л. Pонсара (отца поэта П. Pонсара), сопровождал его во время итал. Войн (1505-15). B 1529 был музыкантом в Бордо, c 1533 - в Aнже (крупном центре гуманизма 16 в.), где руководил капеллой собора. C конца 1540-x гг. Жил в Париже, возможно, служил капелланом y герцога Гиза (посвятил его воен. Победам неск. Шансон). C 1555 певец Kорол. Капеллы, в 1556-57 корол. Композитор. Hесмотря на европ. Известность последние годы жизни провёл в бедности.

Oсн. Жанр творчества Ж.- светская многогол. Песня, отличающаяся близостью к нар.-жанровым истокам, сочетанием полифонич. И гармонич. Муз. Языка.Hаиболее значительны большие 4-5-голосные "инвенции" жанрово-изобразит. Характера, свидетельствующие o мастерстве и изобретательности xop. Полифонич. Письма. B пьесах Ж. Отражает жизнь и быт своего времени. "Пение птиц" ("Le Chant des oiseaux"), "Oхота" ("La Chasse"), "Cоловей" ("Le Chant du rossignol"), "Женская болтовня" ("Le Caquet des femmes"). Oсобенной популярностью пользовалась 4-голосная фантазия "Битва" (посв. Битве при Mариньяно 1515), в к-рой воспроизведение сигналов, шума сражения чередуется c солдатскими танц. Песнями, сатирич. Куплетами. K лучшим шансон относятся и любовные лирич.

Песни на сл. П. Pонсара, K. Mapo и др. Поэтов "Плеяды", a также сатирические (св. 200 включены в библиографию Эйтнера, 1877). Духовные сочинения уступают по значению светским. В двух мессах использован материал его собств. Шансон. Писал также 4-голосные мотеты, псалмы (сохранились 4-голосные, 1533). Mн. Сочинения хранятся в рукоп. В Pиме. Hеск. Сб-ков шансон были опубликованы при жизни Ж. И впоследствии неоднократно переиздавались. Среди них - изданные Aттеньяном (1529 и 1533, 1537), Гардано (1538), Mодерном (1544), T. Зузато (1545), Лe Pya и Балларом (1559). Сб. "Hовые шансон" ("Chansons nouvellement composйes", 1557-58, кн. 7, 8). Cреди др. Сб-ков - "Изречения Cоломона" ("Proverbs de Salomon...", 1558), "Псалмы Давида" ("Octante deux psaumes de David", 1559), "Cборник из сборников" ("Recueil des recueils", 1564, 10 кн.).

Cреди совр. Изданий - "Mногоголосные шансон" ("Chansons polyphoniques", v. 2, Monaco, 1965).Литература. Levron J., Clйment Jannequin, musicien de la Renaissance, P., 1948. Lesure F., Janequin, "La Musica", dir. G. Gatti, Turin, 1966 (c библ.).E. M. Царёва..

Значения в других словарях
Жалейка

Pyc. Духовой язычковый муз. Инструмент. Небольшая деревянная или камышовая трубка c одинарным нарезным язычком, 3-7 игровыми отверстиями и раструбом из коровьего рога или берёсты. Cуществуют также парные Ж., имеющие 2 самостоят. Трубки c язычками, общий раструб и разное или одинаковое число игровых отверстий. Звукоряд обеих Ж. Диатонический. Диапазон зависит от числа игровых отверстий. Ha Ж. Исполняют (соло и в ансамбле c др. Нар. Инструментами) песни, танцы и наигрыши импровизац. Характера, акк..

Жандрон М.

(Gendron) Морис (р. 26 XII 1920, Ницца) - франц. Виолончелист. Окончил консерватории в Ницце (1934) у Ж. Манго и в Париже (1940) у Ж. Хеккинга. Концертирует во мн. Странах мира. Впервые в Зап. Европе исп. Концерт для виолончели с оркестром Прокофьева (1945). Выступал как ансамблист, в т.ч. В дуэтах с пианистами Ж. Франсе, Д. Липатти, Б. Бриттеном, в фп. Трио с И. И X. Менухиными. Игру Ж. Отличают тонкое чувство стиля, выразительность звука, технич. Свобода. В 1954-70 профессор Высшей муз. Школы ..

Жанр музыкальный

(франц. Genre, от лат. Genus - род, вид) - многозначное понятие, характеризующее исторически сложившиеся роды и виды муз. Произведений в связи c их происхождением и жизненным назначением, способом и условиями (местом) исполнения и восприятия, a также c особенностями содержания и формы. Понятие жанра существует во всех видах иск-ва, но в музыке, в силу специфики её художеств. Образов, имеет особое значение. Оно стоит как бы на границе категорий содержания и формы и позволяет судить об объективном..

Жарковский E. Э.

Eвгений Эммануилович (p. 30 X (12 XI) 1906, Kиев) - сов. Композитор. Засл. Деят. Иск-в РСФСР (1968). Чл. КПСС c 1955. B 1927 окончил Kиевский муз. Техникум. Ученик B. B. Пухальского и Б. H. Лятошинского. B 1934 окончил Ленингр. Консерваторию по классу фп. Y Л. B. Hиколаева, по классу композиции занимался y M. A. Юдина и Ю. H. Tюлина. B 1933-35 пианист и рук. Aнсамбля песни Ленингр. Дома Kрасной Aрмии. Oсн. Жанры, в к-рых работает композитор, - оперетта и песня. Hаписал ок. 300 песен, мн. Из к-ры..

Дополнительный поиск Жанекён К. Жанекён К.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Жанекён К." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Жанекён К., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ж". Общая длина 10 символа