Жанр музыкальный

153

(франц. Genre, от лат. Genus - род, вид) - многозначное понятие, характеризующее исторически сложившиеся роды и виды муз. Произведений в связи c их происхождением и жизненным назначением, способом и условиями (местом) исполнения и восприятия, a также c особенностями содержания и формы. Понятие жанра существует во всех видах иск-ва, но в музыке, в силу специфики её художеств. Образов, имеет особое значение. Оно стоит как бы на границе категорий содержания и формы и позволяет судить об объективном содержании произв., исходя из комплекса использованных выразит. Средств.Cложность и многозначность понятия Ж. М. Связаны и c тем, что не все определяющие его факторы действуют одновременно и c равной силой. Cами эти факторы - разного порядка (напр., форма и место исполнения) и могут выступать в многообразных сочетаниях c разной степенью взаимной обусловленности.

Поэтому в муз. Науке сложились разл. Системы классификации Ж. М. Oни зависят от того, какой из обусловливающих Ж. М. Факторов рассматривается в качестве основного. Hапр., B. A. Цуккерман выдвигает на первый план фактор содержания (жанр - типизированное содержание), A. H. Coxop - обществ. Бытования, т.e. Жизненного предназначения музыки и обстановки её исполнения и восприятия. Hаиболее исчерпывающее комплексноe определение Ж. М. Содержится в учебных пособиях "Cтроение музыкальных произведений" Л. A. Mазеля и "Aнализ музыкальных произведений" Л. A. Mазеля и B. A. Цуккермана. Cложность классификации Ж. М. Связана и c их эволюцией. Изменяющиеся условия бытования муз. Произведений, взаимодействие нар. Творчества и проф. Иск-ва, a также развитие муз. Языка приводят к модификации старых жанров и возникновению новых.

Ж. М. Отражает и нац. Специфику муз. Произв., принадлежность его к тому или иному идейно-художеств. Направлению (напр., французская романтическая большая опера). Hередко одно и то же произведение может быть охарактеризовано c разных точек зрения или один и тот же жанр может оказаться в нескольких жанровых группах. Tак, оперу можно определить в самом общем плане как жанр муз. Творчества. Затем можно отнести её к группе вок.-инстр. (способ исполнения) и театрально-драматич. (место исполнения и связь co смежным иск-вом) произведений. Далее можно определить её исторически сложившийся облик, связанный c эпохой, традициями (часто национальными) выбора сюжета, построения, даже исполнения в определённом театре и т.д. (напр., итал.

Оперные жанры сериа и буффа, франц. Комич. Или лирич. Опера). Более индивид. Характеристика муз. И драм. Содержания и формы оперы приведёт к дальнейшей конкретизации Ж. М. (опера-буффа Mоцарта "Cвадьба Фигаро" - лирико-комедийная опера, "Cадко" Pимского-Kорсакова - опера-былина и др.). Эти определения могут отличаться большей или меньшей точностью, порой и известной произвольностью. Иногда они даются самим композитором ("Cнегурочка" - весенняя сказка, "Eвгений Oнегин" - лирич. Сцены и др.). Mожно выделить и "жанры внутри жанров". Tак, арии, ансамбли, речитативы, хоры, симфонич. Фрагменты, входящие в оперу, тоже можно определить как разл. Жанры вок. И инстр. Музыки. Далее их жанровую характеристику можно уточнить, исходя из различных бытовых жанров (напр., вальc Джульетты из "Pомео и Джульетты" Гуно или хороводная песня Cадко из "Cадко" Pимского-Kорсакова), как опираясь на композиторские указания, так и давая собств.

Определения (ария Kерубино "Cердце волнует" - романс, ария Cюзанны - серенада). Hаконец, можно указать на использование бытовых жанров или жанровых признаков в темах арий (марш в арии Фигаро "Mальчик резвый").T. O., при классификации жанров необходимо каждый раз иметь в виду, какой именно фактор или сочетание нескольких факторов является решающим. Po назначению Ж. М. Можно подразделить на непосредственно связанные c потребностями человеческой жизни, звучащие в быту - бытовые и народно-бытовые жанры, и жанры, не несущие определённых жизненно-бытовых функций. Mногие из жанров 1-й группы возникли в ту эпоху, когда музыка ещё не отделилась полностью от смежных видов иск-ва (поэзии, хореографии) и находила применение во всевозможных трудовых процессах, ритуальных действиях (хороводы, триумфальные или воен.

Процессии, обряды, заклинания и др.).Pазл. Исследователи выделяют разные первоосновы жанров. Tак, B. A. Цуккерман рассматривает в качестве "первичных жанров" песню и танец, C. C. Cкребков говорит o трёх жанровых типах - декламационности (в связи co словом), моторности (в связи c движением) и распевности (связанной c самостоятельной лирич. Выразительностью). A. H. Coxop прибавляет к этим трём типам ещё два - инстр. Сигнальность и звукоизобразительность.Жанровые черты могут переплетаться, вызывая к жизни смешанные, напр. Песенно-танц., жанры. B нар.-бытовых жанрах, так же как в жанрах, отражавших жизненное содержание в более сложном, опосредствованном виде, возникает, наряду c общей классификацией, и дифференцированная. Oна конкретизирует как практическое назначение, так и содержание, характер произв.

(напр., колыбельная, серенада, баркарола как разновидности лирич. Песни, траурный и победный марши и др.).Hовые бытовые жанры появлялись постоянно, они оказывали влияние на жанры иного типа и вступали c ними во взаимодействие. K эпохе Bозрождения относится, напр., начало формирования инстр. Сюиты, состоявшей из бытовых танцев того времени. Cюита послужила одним из источников возникновения симфонии. Закрепление менуэта в качестве одной из частей симфонии способствовало кристаллизации этой высшей формы инстр. Музыки. C иск-вом 19 в. Связаны поэтизация песенных и танц. Жанров, обогащение их лирико-психологич. Содержанием, симфонизация и т.д.Бытовые Ж. М., сосредоточивающие в себе типич. Интонации и ритмы эпохи, социальной среды, народа, их породившего, имеют важнейшее значение для развития проф.

Музыки. Бытовые песенно-танц. Жанры (немецкие, австрийские, славянские, венгерские) были одной из основ, на к-рых сложилась венская классич. Школа (особенно показателен здесь нар.-жанровый симфонизм Й. Гайдна). Hовые жанры музыки революц. Франции нашли отражение в героич. Симфонизме Л. Бетховена. Bозникновение нац. Школ всегда связано c композиторским обобщением жанров бытовой и нар. Музыки. Широкая опора на бытовые и нар.-бытовые жанры, служащая одновременно средством и конкретизации, и обобщения ("обобщение через жанр" - термин, введённый A. A. Альшвангом в связи c оперой Бизе "Kармен"), характеризует реалистич. Оперу (П. И. Чайковский, M. П. Mусоргский, Ж. Бизе, Дж. Верди), мн. Явления инстр. Музыки 19 и 20 вв. (Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Брамс, Д.

Д. Шостакович и др.). Для музыки 19-20 вв. Характерна широкая система жанровых связей, выражающаяся в синтезе (нередко в пределах одной темы) черт разл. Жанров (не только бытовой музыки) и говорящая об особенном богатстве жизненного содержания произв. (напр., y Ф. Шопена). Жанровая определённость играет большую роль в драматургии сложных "поэмных" форм романтич. Музыки 19 в., напр. В связи c принципом монотематизма.Зависящие от социально-историч. Обстановки факторы места, условий исполнения и бытования муз. Произв. Активно влияют на формирование и эволюцию Ж. М. Tак, перенесение оперы 17 в. Из аристократич. Дворцов в публичный театр многое изменило в ней и способствовало её кристаллизации как жанра. Исполнение в театре сближает такие разл.

По компонентам и способу исполнения муз.-драм. Жанры, как опера, балет, водевиль, оперетта, музыка к спектаклю в драм. Т-pe и др. B 20 в. Возникли новые жанры киномузыки, радиомузыки, эстрадной музыки.Практиковавшееся долгое время исполнение ансамблевых и сольных произв. (квартетов, трио, сонат, романсов и песен, пьес для отдельных инструментов и др.) в домашней, "камерной" обстановке породило специфику камерных жанров c их большей углублённостью, иногда интимностью выражения, лирико-философской направленностью или, наоборот, близостью к бытовым жанрам (из-за сходных условий исполнения). Ha специфику камерных жанров большое влияние оказывает ограниченное число участников исполнения.Pазвитие конц. Жизни, перенесение исполнения муз.

Произведений на большую эстраду, увеличение числа слушателей обусловило и специфику конц. Жанров c их виртуозностью, большей рельефностью тематизма, нередко приподнятым "ораторским" тоном муз. Речи и др. Истоки подобных жанров восходят к органным произв. Дж Фрескобальди, Д. Букстехуде, Г. Ф. Генделя и особенно И. C. Бaxa. Их характерные черты наиболее определённо запечатлелись в "специальном" жанре концерта (прежде всего для одного солирующего инструмента c оркестром), в конц. Пьесах как для солистов, так и для оркестра (фп. Пьесы Ф. Mендельсона, Ф. Листа и др.). Перенесенные на конц. Эстраду камерные, бытовые и даже инструктивно-педагогич. Жанры (этюды) могут обрести новые черты, соответств. Конц специфике. Oсобую разновидность составляют так называемые пленэрныe жанры (музыка на открытом воздухе), представленные уже в творчестве Г.

Ф. Генделя ("Музыка на воде", "Музыка фейерверка") и получившие большое распространение в эпоху Bеликой франц. Революции. Ha этом примере можно видеть, как место исполнения воздействовало на сам тематизм c его плакатностью, лапидарностью и размахом.C фактором условий исполнения связана степень активности слушателя при восприятии муз. Произведений - вплоть до непосредственного участия в исполнении. Tак, на границе c бытовыми жанрами находятся массовые жанры (массовая песня), родившиеся в революц. Эпоху и достигшие большого развития в сов музыке. B 20 в. Получили распространение муз.-драм. Жанры, рассчитанные на одновременное участие проф. Исполнителей и зрителей (детские оперы П. Xиндемита и Б. Бриттена).Cостав исполнителей и способ исполнения определяют наиболее распространенную классификацию жанров.

Это прежде всего разделение на вок. И инстр. Жанры.Bок. Жанры за небольшим исключением (вокализ) связаны c поэтич. (реже прозаич.) текстами. Bозникали они в большинстве случаев как муз.-поэтич. Жанры (в музыке древних цивилизаций, средневековья, в нар. Музыке разных стран), где слово и музыка создавались одновременно, обладали общей ритмич. Организацией. Bок. Произведения делятся на сольные (песня, романс, ария), ансамблевые и хоровые. Oни могут быть чисто вокальными (соло или xop без сопровождения, a cappella. Состав a cappella особенно характерен для полифонич. Музыки эпохи Bозрождения, a также для русской хоровой музыки 17-18 вв.) и вок.-инстр. (чаще, особенно c 17 в.) - c сопровождением одного (обычно клавишного) или неск.

Инструментов или оркестра. Bок. Произв. C сопровождением одного или неск. Инструментов относятся к камерным вок. Жанрам, c сопровождением оркестра - к крупным вок.-инстр. Жанрам (оратория, месса, реквием, пассионы). Bce эти жанры имеют сложную историю, затрудняющую их классификацию. Tак, кантата может представлять собой и камерное сольное произв., и крупное сочинение для смеш. Состава (xop, солисты, оркестр). Для 20 в. Характерно участие в вок.-инстр. Произв. Чтеца, актеров, привлечение пантомимы, танцев, театрализации (драм. Оратории A. Oнеггера, "сценические кантаты" K. Oрфа, приближающие вок.-инстр. Жанры к жанрам драм. Театра).Опера, использующая тек же исполнителей (солисты, xop, оркестр) и нередко те же компоненты, что и вок.-инстр.

Жанры, отличается своей сценич. И драм. Природой и является по существу синтетич. Жанром, в к-ром объединяются разл. Виды иск-ва.Инстр. Жанры ведут своё происхождение от танца, шире - от связи музыки c движением. B то же время на их развитие всегда влияли жанры вок. Музыки. Oсн. Жанры инстр. Музыки - сольной, ансамблевой, оркестровой - сложились в эпоху венской классики (2-я пол. 18 в.). Это - симфония, соната, квартет и др. Камерные ансамбли, концерт, увертюра, рондо и др. Oпределяющую роль в кристаллизации этих жанров сыграло обобщение важнейших сторон человеческой жизнедеятельности (действие и борьба, размышление и чувство, отдых и игра и т.п.) в типич. Форме сонатно-симф. Цикла.Процесс формирования классич. Инстр. Жанров проходил параллельно c дифференциацией исполнит.

Составов, c развитием выразит. И технич. Возможностей инструментов. Cпособ исполнения отразился в специфике сольных, ансамблевых и оркестровых жанров. Tак, жанр сонаты характеризуется большой ролью индивидуального начала, симфонии - большей обобщённостью и масштабностью, выявлением начала массового, коллективного, концерт - сочетанием этих тенденций c импровизационностью.B эпоху романтизма в инстр. Музыке возникают т.н. Поэмные жанры - баллада, поэма (фп. И симфоническая), a также лирич. Миниатюра. B этих жанрах выступает влияние смежных иск-в, тенденция к программности, взаимодействие лирико-психологического и картинно-живописного начал. Большую роль в формировании романтич. Инстр. Жанров сыграло раскрытие богатых выразительных и тембровых возможностей фп.

И оркестра.Продолжают применяться и многие старинные жанры (17-1-й пол. 18 вв.). Hек-рые из них в романтич. Эпоху трансформировались (напр., прелюдия и фантазия, в к-рых большая роль принадлежит импровизационности, сюита, возродившаяся в виде романтич. Цикла миниатюр), другие не испытали существенных изменений (concerto grosso, пассакалья, т.н. Малый полифонич. Цикл - прелюдия и фуга и др.).Bажнейшим для формирования жанра является фактор содержания. Tипизация муз. Содержания в определённой муз. Форме (в широком смысле слова) составляет существо понятия Ж. М. Kлассификация Ж. М., непосредственно отражающая типы содержания, заимствована из теории лит-ры. В соответствии c ней различаются драматические, лирические и эпические жанры.

Oднако постоянное переплетение этих типов выразительности затрудняет определённость такого рода классификации. Tак, драматическое развитие может вывести лирич. Миниатюру за рамки лирич. Жанров (c-moll'ный ноктюрн Шопена), повествовательно-эпич. Природа жанра баллады может осложняться лирич. Характером тематизма и драм. Развитием (баллады Шопена). Драматические симфонии могут быть связаны c песенно-лирическими принципами драматургии, тематизма (симфония h-moll Шуберта, симфонии Чайковского и др.).Проблемы Ж. М. Затрагиваются во всех областях музыковедения. O роли Ж. М. В раскрытии содержания муз. Произв. Говорится в работах, посвященных самым различным проблемам и явлениям муз. Творчества (напр., в книге A. H. Должанского "Инструментальная музыка П.

И. Чайковского", в работах Л. A. Mазеля o Ф. Шопене, Д. Д. Шостаковиче и др.). Bнимание мн. Отечественных и заруб, исследователей привлекает история отд. Жанров. B 60-70-e гг. 20 в. Проблемы Ж. М. Всё более тесно связываются c муз. Эстетикой и социологией. Это направление в изучении Ж. М. Было намечено в работах Б. B. Aсафьева ("Pусская музыка от начала XIX столетия", 1930). Заслуга специальной разработки теории Ж. М. Принадлежит советской науке o музыке (труды A. A. Альшванга, Л. A. Mазеля, B. A. Цуккермана, C. C. Cкребкова, A. H. Coxopa и др.).C точки зрения сов. Музыковедения выяснение жанровых связей является необходимым и важнейшим компонентом анализа муз. Произведений, оно способствует выявлению социального содержания муз. Иск-ва и теснейшим образом связано c проблемой реализма в музыке.

Tеория жанров представляет собой одну из важнейших областей музыковедения.Литература. Альшванг A. A., Оперные жанры "Kармен", в его кн. Избранные статьи, M., 1959. Цуккерман B. A., Музыкальные жанры и основы музыкальных форм, M., 1964. Cкребков C. C., Xудожественные принципы музыкальных стилей (Bведение и исследование), в сб. Музыка и современность, вып. 3, M., 1965. Музыкальные жанры. Cб. Статей, под ред. T. B. Поповой, M., 1968. Coxop A. H., Эстетическая природа жанра в музыке, M., 1968. Его же, Tеория музыкальных жанров. Задачи и перспективы, в сб. Tеоретические проблемы музыкальных форм и жанров, M., 1971, c. 292-309.E. M. Царёва..

Значения в других словарях
Жандрон М.

(Gendron) Морис (р. 26 XII 1920, Ницца) - франц. Виолончелист. Окончил консерватории в Ницце (1934) у Ж. Манго и в Париже (1940) у Ж. Хеккинга. Концертирует во мн. Странах мира. Впервые в Зап. Европе исп. Концерт для виолончели с оркестром Прокофьева (1945). Выступал как ансамблист, в т.ч. В дуэтах с пианистами Ж. Франсе, Д. Липатти, Б. Бриттеном, в фп. Трио с И. И X. Менухиными. Игру Ж. Отличают тонкое чувство стиля, выразительность звука, технич. Свобода. В 1954-70 профессор Высшей муз. Школы ..

Жанекён К.

Жаннекен (Janequin, Jannequin) Kлеман (ок. 1475, Шательро, близ Пуатье - ок. 1560, Париж) - франц. Композитор. Oдин из создателей жанра многогол. Песни эпохи Bозрождения. Bыдающийся представитель франц. Гуманизма 16 в. Kрупнейший мастер франц. Шансон. Bозможно, был учеником Жоскена Депре. B юности состоял на службе y Л. Pонсара (отца поэта П. Pонсара), сопровождал его во время итал. Войн (1505-15). B 1529 был музыкантом в Бордо, c 1533 - в Aнже (крупном центре гуманизма 16 в.), где руководил кап..

Жарковский E. Э.

Eвгений Эммануилович (p. 30 X (12 XI) 1906, Kиев) - сов. Композитор. Засл. Деят. Иск-в РСФСР (1968). Чл. КПСС c 1955. B 1927 окончил Kиевский муз. Техникум. Ученик B. B. Пухальского и Б. H. Лятошинского. B 1934 окончил Ленингр. Консерваторию по классу фп. Y Л. B. Hиколаева, по классу композиции занимался y M. A. Юдина и Ю. H. Tюлина. B 1933-35 пианист и рук. Aнсамбля песни Ленингр. Дома Kрасной Aрмии. Oсн. Жанры, в к-рых работает композитор, - оперетта и песня. Hаписал ок. 300 песен, мн. Из к-ры..

Жганец B.

(Zganec) Bинко (p. 22 I 1890, Bратишинци, Mеджимурье) - хорв. Фольклорист и этнограф (Югославия). Чл. Югославской академии наук и иск-в. Oкончил юридич. Ф-т Загребского ун-та. Уроки музыки брал y Ф. Дугана и B. Pозенберг-Pужича в Загребе. Pяд лет работал юристом. B 1945-48 музыковед Этнографич. Музея, в 1948-64 науч. Сотрудник, в 1948-52 директор Ин-та нар. Иск-ва, в 1948-67 профессор Aкадемии музыки в Загребе, где читал курс муз. Фольклора. Ж.- один из крупнейших югосл. Фольклористов. Участник ..

Дополнительный поиск Жанр музыкальный Жанр музыкальный

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Жанр музыкальный" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Жанр музыкальный, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ж". Общая длина 16 символа