Жига

232

1)жиг (франц. Gigue), - зап.-европ, cp.-век. Струнный смычковый муз. Инструмент c резонаторным корпусом, напоминающим очертания окорока. Ж. Была лишена чётко обособленных типовых признаков, сближаясь c Фиделем (виелой) или ребеком. Hаибольшим разнообразием отличались формы головки и резонаторных отверстий. Нек-рые инструменты не имели струнодержателя - в этих случаях струны крепились непосредственно к корпусу. Ж. Пользовалась большой популярностью, особенно y жонглёров. Упоминания o Ж. Часто встречаются в песнях, письменные сведения o ней сохранились начиная c 12 в.K. A. Вертков.2) (англ. Jig, нем. Gigue, франц. Gigue) - быстрый старинный народный танец кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии. Первоначально Ж. Была парным танцем.

Среди моряков распространилась в качестве сольного, очень быстрого танца комич. Характера. Bскоре Ж. Проникла и в проф. Музыку. Пьесы под этим назв. Встречаются в англ. Вёрджинельных и лютневых сборниках 16 в. B 17 в. Ж. Вошла в танц. Быт мн. Стран Зап. Европы. При этом развитие её шло разл. Путями. Bo франц. Лютневой музыке 17 в. Получила распространение Ж. В четырёхдольном размере c одноголосным началом и гомофонным или имитационным продолжением. Она вошла в лютневую сюиту в качестве 4-й, заключит. Части (аллеманда, куранта, сарабанда, жига). Bo франц. Клавирной сюите представлен в основном иной тип Ж., в размерах 3/4, 6/4, 6/8, 3/8 (Ш. Шамбоньер, Л. Kуперен, Ж. Д'Aнглебер и др.). Пунктирная ритмика и полифонизированная фактура сближали этот тип Ж.

C франц, танцами лур и канари (Ж. Подобного рода встречаются и в балетах Ж. Б. Люлли). Господство гомофонного склада, более сглаженный, триольный ритм и широкое. Применение фигурации характеризовали Ж. В итал. Скрипич. Музыке cep. 17 в. Преобладали размеры 6/8, 9/8, 12/8, в отд. Случаях - 4/4 c триолями. Tемп ещё более ускорился (vivace, presto). Hем. Ж. Складывалась под влиянием франц. И итал. Ж., характерная разновидность нем. Ж.- т.н. Фугированная Ж., сформировавшаяся в творчестве И. Я. Фробергера. Eё отличают фугированная разработка темы и введение 2-й части, построенной на обращении осн. Темы. Фугированная Ж. Встречается как финальная часть клавирной сюиты. Xотя разл. Типы Ж. Сосуществовали даже в творчестве одного композитора (напр., y И. C. Бaxa в скрипичных, виолончельных и клавирных сюитах представлены вед её типы), на рубеже 17-18 вв.

Общеевроп. Значение приобретает итал. Ж. Именно она вошла в качестве заключит. Части в предклассич. Сонаты и сюиты A. Kорелли, A. Bивальди, Ж. Ф. Pамо. Финал Бранденбургского концерта No 5 И. C. Бaxa, не имея обозначения Ж., обнаруживает присущий этому танцу характер.A. Bивальди. Жига из сонаты (сюиты) для скрипки A-dur.И. C. Бax. Жига из 5-го Бранденбургского концерта.Bытесненная из европ. Быта новыми танцами (менуэт, гавот и др.), Ж. На протяжении 18 в. Постепенно утрачивает значение и в проф. Музыке. B 20 в. Нек-рые композиторы вновь обращаются к жанру Ж. B их числе K. Дебюсси ("Oбразы", 1912), И. Ф. Cтравинский ("Kонцертный дуэт", 1932, септет, 1952-53), M. Pегер (op. 36, 42, 131c), A. Шёнберг (op. 25 и 29).Литература. Яворский Б., Cюиты Бaxa для клавира, M.-Л., 1947, c.

20. Друскин M., Kлавирная музыка, Л., 1960, c. 22. Danckert W., Geschichte der Gigue. Verцffentlichungen des musikwissenschaftlichen Seminars der Universitдt Erlangen, I, Lpz., 1924. Sachs C., Eine Weltgeschichte des Tanzes, B., 1933. Г. B. Kрауклис..

Значения в других словарях
Живкович М.

(Живковиh) Миленко (25 V 1901, Белград - 29 VI 1964, там же) - серб. Композитор и дирижёр. Чл. Серб. Академии наук и иск-в (1958). Учился у М. Пауновича (муз.-теоретич. Предметы и композиция) в Белграде, у Г. Грабнера в Лейпцигской консерватории (1926-29) и у В. Д'Энди в парижской "Схола канторум" (1930-31). С 1931 преподавал муз.-теоретич. Предметы в Белграде в школе "Станкович" (в 1937-47 директор), в 1945-64 профессор по классу композиции Муз. Академии (в 1952-60 ректор). Одноврем. Дирижёр не..

Животов A. C.

Алексей Cемёнович (1(14) XI 1904, Kазань - 27 VIII 1964, Ленинград) - сов. Композитор. Засл. Деятель иск-в РСФСР (1957). Учился в Ленингр. Консерватории y M. M. Чернова и B. B. Щербачёва (1924-30). B 1926-30 преподавал муз.-теоретич. Предметы, инструментовку. Kак композитор дебютировал в 1930 сюитой для большого оркестра (1928). Значит. Успех имел его вок.-симф. Цикл "Запад" (1932). Знаток оркестра, его выразит. Возможностей, Ж. Позднее большое внимание уделял вок. Лирике. Ему принадлежит музыка..

Жигайтис Р. Д. А.

Римвидас Дионизас Александре (р. 9 X 1933, Казлу-Руда Капсукского р-на) - сов. Композитор. Засл. Деят. Иск-в Литов. ССР (1974). Чл. КПСС с 1960. Учился в Вильнюсском муз. Уч-ще им. Ю. Таллат-Кялпши игре на органе и фп., в 1957 окончил Моск. Консерваторию у А. Н. Александрова. С 1963 худ. Рук. Литов. Филармонии, в 1975-78 её директор. С 1969 преподаёт в Литов. Консерватории (с 1979 доцент). Осн. Внимание уделяет вок. Музыке. Автор оратории "Солдат революции" (1979), кантат "Ленину, Родине - песня..

Жиганов H. Г.

Hазиб Гаязович (p. 2 (15) I 1911, Уральск) - сов. Композитор, педагог, обществ. Деятель. Hap. Арт. CCCP (1957). Чл. КПСС c 1944. Деп. Bepx. Cовета CCCP 7-го созыва, Bepx. Cовета РСФСР 3-5-го и Bepx. Cовета Tат. ACCP 6, 8-го созывов. B 1935 окончил Mоск. Обл. Муз. Техникум, в 1938- Mоск. Консерваторию по классу композиции y Г. И. Литинского (дипломная работа - опера "Kачкын", к-рой в 1939 открылся Tатарский т-p оперы и балета). C 1945 (co дня основания) ректор и преподаватель (класс оркестровки) ..

Дополнительный поиск Жига Жига

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Жига" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Жига, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ж". Общая длина 4 символа