Задержание

223

(итал. Ritardo. Нем. Vorhalt, франц. И англ. Suspension) - неаккордовый звук на сильной доле такта, задерживающий вступление смежного с ним аккордового. Различают два вида З. Приготовленное (звук З. Остаётся от предыдущего аккорда в том же голосе или же входит в предыдущий аккорд в др. Голосе) и неприготовленное (звук З. Отсутствует в предыдущем аккорде. Наз. Также аподжатурой). Приготовленное З. Заключает в себе три момента. Приготовление, З. И разрешение, неприготовленное - два. З. И разрешение.Палестрина. Мотет.П. И. Чайковский. 4-я симфония, часть II.Приготовление З. Может осуществляться и неаккордовым звуком (как бы предъёмом к З.). Неприготовленное З. Часто имеет вид проходящего или вспомогательного (как во 2-м прим.) звука, попавшего на тяжёлую долю такта.

Звук З. Разрешается ходом на большую или малую секунду вниз, на малую и (реже) большую секунду вверх. Разрешение может быть оттянуто введением между ним и З. Других звуков - аккордовых или неаккордовых.Нередко встречаются т.н. Двойные (в двух голосах) и тройные (в трёх голосах) З. Двойные приготовленные З. Могут образовываться в тех случаях, когда при смене гармонии два голоса идут на большую или малую секунду - в одну сторону (параллельными терциями или квартами) или в противоположных направлениях. При тройном приготовленном З. Два голоса двигаются в одну сторону, а третий - в противоположном направлении, или же все три голоса идут в ту же сторону (параллельными секстаккордами или квартсекстаккордами). Неприготовленные двойные и тройные З.

Этими условиями образования не связаны. Бас в двойных и тройных задержаниях обычно не участвует и остаётся на месте, что способствует чёткому восприятию смены гармонии. Двойные и тройные З. Могут разрешаться не одновременно, но поочерёдно в разл. Голосах. Разрешение задержанного звука в каждом из голосов подчиняется тем же правилам, что и разрешение одинарного З. Благодаря своему метрич. Положению на сильной доле, З., в особенности неприготовленное, оказывает большое влияние на гармонич. Вертикаль. С помощью З. Могут быть образованы созвучия, не входящие в классич. Аккордику (напр., квартово-квинтовые). З. (как правило, приготовленные, включая двойные и тройные) широко применялись в эпоху полифонии строгого письма. После утверждения гомофонии З.

В ведущем верхнем голосе составили важную черту т.н. Галантного стиля (18 в.). Такие З. Обычно ассоциировались со "вздохами". Л. Бетховен, стремясь к простоте, строгости и мужественности своей музыки, сознательно ограничил применение З. Нек-рые исследователи определяли эту особенность бетховенской мелодии термином "абсолютная мелодия".Термин "З.", по-видимому, впервые был применён Дж. Царлино в трактате "Гармонические установления" ("Le istitutioni harmoniche", 1558, p. 197). З. В то время трактовалось как диссонирующий звук, требующий правильного приготовления и плавного нисходящего разрешения. На рубеже 16-17 вв. Приготовление З. Перестали считать обязательным. С 17 в. З. Всё чаще рассматривается в составе аккорда, а учение о З.

Включается в науку о гармонии (особенно с 18 в.). "Неразрешённые" З. Исторически подготовили один из типов новой аккордики 20 в. (созвучия с прибавленными, или побочными, тонами).Литература. Шевалье Л., История учений о гармонии, пер. С франц., М., 1931. Способин И., Евсеев С, Дубовский И., Практический курс гармонии, ч. II, М., 1935 (раздел 1). Guiliemus Monachus, De preceptis artis musice et practice compendiosus, libellus, в кн. Coussemaker Е. De, Scriptorum de musica medii-aevi..., t. 3, XXIII, Hlldesheim, 1963, p. 273-307. Zarlino G., Le istitutioni harmoniche. A facsimile of the 1558 Venice edition, N. Y., 1965, 3 parte, cap. 42, p. 195-99. Riemann H., Geschichte der Musiktheorie im IX-XIX. Jahrh., Lpz., 1898. Piston W., Harmony, N.

Y., 1941. Сhominski J. M., Historia harmonii i kontrapunktu, t. 1-2, Kr., 1958-62.Ю. H. Холопов..

Значения в других словарях
Загурский Н. М.

Николай Матвеевич (р. 29 IV (12 V) 1912, Иркутск) - сов. Артист оперетты и режиссёр. Нар. Арт. РСФСР (1967). Чл. КПСС с 1945. В 1932 окончил Новосибирскую балетную школу. В 1932-40 работал в т-рах музкомедии Новосибирска, Алма-Аты, Свердловска, Горького и др. Городов. С 1941 артист и режиссёр (с 1961 также директор) Иркутского т-ра музкомедии. Наиболее близки артисту комич. И острогротесковые роли. Нечипор и Яшка-артиллерист ("Свадьба в Малиновке" Александрова), Сапун-Тюфякин ("Девичий переполох..

Задерацкий В. В.

Всеволод Всеволодович (р. 9 VI 1935, Ярославль) - сов. Музыковед. Кандидат искусствоведения (1968). Член КПСС с 1962. Окончил Львовскую консерваторию (в 1958 ф-т истории музыки, в 1959 класс фп. У Т. С. Маерского). Аспирантуру Моск. Консерватории под рук. В. В. Протопопова (1965). Преподаватель Львовской и Новосибирской, с 1967 -Киевской консерваторий (с 1971 доцент). Труды З. Посв. Проблемам симфонизма, полифонии в совр. Музыке. Автор книги "Полифония в инструментальных произведениях Д. Шостако..

Задор Д. Е.

Дезидерий Евгеньевич (р. 7(20) X 1912, Ужгород) - сов. Композитор, пианист, педагог. Засл. Деят. Иск-в УССР (1972). В 1934 окончил Пражскую консерваторию (ф-ты. Фп., органа и дирижёрско-хоровой), в 1938 - Школу высшего мастерства при консерватории. Концертировал как пианист в Чехословакии, Венгрии, Румынии. С 1939 преподавал в муз. Уч. Заведениях Ужгорода. С 1953 - в Львовской консерватории, с 1958 доцент (фп. И композиторский ф-ты). Произв. З., написанные в разл. Жанрах, отличаются поэтичностью..

Задора М.

(Zadora) Михаэль (Михай. Наст. Имя и фам. - Пьетро Амадис, Amadis) 14 VI 1882, Нью-Йорк - 30 VI 1946, там же) - амер. Пианист, педагог и композитор. Учился в Парижской консерватории (с 1899), совершенствовался у Т. Лешетицкого и Ф. Бузони в Вене. Преподавал в Львовской консерватории (1911-1912), в Ин-те муз. Иск-ва в Нью-Йорке (1913-14). Следуя преим. Пианистич. Приёмам школы Бузони, З. Игнорировал, однако, новаторские принципы его исполнит. Эстетики. Трактовки З. Были лишены оригинальности, мас..

Дополнительный поиск Задержание Задержание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Задержание" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Задержание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 10 символа