Ладовый ритм

159

Музыкально-теоретическая концепция, созданная Б. Л. Яворским. Первоначально (с 1908) называлась "строение музыкальной речи", с 1918 -"теория слухового тяготения". Л. Р. - наиболее известное её название (введено в 1912). Основы теории Л. Р. Разработаны в первые годы 20 в. Термин "Л. Р." означает развёртывание лада во времени. Главная предпосылка теории Л. Р. Существование двух противоположных типов звукоотношений - неустойчивых и устойчивых. Тяготение неустойчивости к разрешению в устойчивость имеет основополагающее значение для муз. Динамики и в частности для построения ладов. По мнению Яворского, звуковое тяготение тесно связано с ориентацией человека в окружающем пространстве, о чём свидетельствует положение органа равновесия - полукружных каналов в слуховом органе, воспринимающем музыку.

Отличие от диссонанса и консонанса состоит в том, что неустойчивые звуки и интервалы могут консонировать (напр., терции h-d или f-a в C-dur) и, наоборот, устойчивые созвучия (тоники) лада могут диссонировать (напр., увеличенное и уменьшенное трезвучия). Источник неустойчивости Яворский видит в интервале тритона ("шестипо-лутоновое соотношение"). В этом он опирается на идею о тритоне как важном стимуле ладового развития, выдвинутую С. И. Танеевым в кон. 19 в. (работа "Анализ модуляционных планов в сонатах Бетховена") и развивавшуюся им позднее (письма к Н. Н. Амани, 1903). К мысли об особом значении тритона Яворского привёл и опыт анализа образцов нар. Музыки. Вместе со своим разрешением в большую терцию тритон образует первичное единство неустойчивости и устойчивости - "единичную симметричную систему".

Две такие системы на расстоянии полутона сливаются в "двойную симметричную систему", где разрешением является малая терция. Соединение этих систем образует разл. Лады, причём неустойчивость единичной системы вносит функцию ("ладовый момент") доминанты, а двойная система - субдоминанты. Положением звуков в ладу определяется степень их напряжённости ("яркости").Лад, т. О., мыслится как совокупность тяготений ("сопряжений") неустойчивых звуков в разрешающие их устойчивые. Отсюда идёт общепринятое в сов. Музыковедении понятие лада как высокоорганизованной закономерности динамич. Характера, как борьбы противоположных сил. Трактовка лада намного углубляется в сравнении с прежней, звукорядной (поскольку гамма не показывает внутр.

Структуры лада).Наряду с мажором и минором теория Л. Р. Обосновывает лады, тоники к-рых не представляют консонирующих созвучий. Увеличенный, уменьшенный, цепной (сцепление двух больших терций, напр. C-e-es-g, т.е. Одноимённый мажоро-минор). Особую группу составляют переменные лады, где один и тот же звук может иметь двоякое - неустойчивое и устойчивое значение, с чем связана перемещаемость тоники. Наиболее сложны "дважды-лады", возникающие при двойном разрешении неустойчивости - "вовнутрь и вовне" (оба разрешения отстоят друг от друга на тритон, так что дважды-мажор, напр., сочетает признаки C-dur и Fis-dur).Каждый из ладов обладает своими характерными признаками (напр., в увеличенном ладу - разрешения в соответствующее трезвучие, секвенции по большим терциям или малым секстам, аккорды с увеличенной секстой, одевания устоев в интервале уменьшенной терции и др.).

Получают истолкование разл. Звукоряды. Пентатоника (мажор или минор с выключением звуков тритона), "венгерская гамма" (увеличенный лад из двух единичных систем), целотонный и тоно-полутоновый звукоряды (увеличенный и уменьшенный лады, а также дважды-лады).Открытие "новых ладов" составляет одну из важнейших науч. Заслуг Яворского, поскольку большая часть из них реально существует в музыке 19-20 вв., особенно в творчестве Ф. Листа, Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина. Яворским были продемонстрированы и периодически построенные звукоряды (т.н. Лады с ограниченной транспозицией), к-рые много лет спустя использовал в творч. Практике О. Мессиан. Понятие ладовой переменности разъясняет мн. Явления нар. Музыки. В то же время оно помогает объяснению нек-рых сторон политональности.

Утверждение возможности ладовых образований, выходящих за пределы мажоро-минора, - принципиально важная антитеза концепциям, согласно к-рым на смену мажору и минору может придти лишь отрицание ладовой организации вообще, т.е. Атональность.Уязвимой стороной ладовой теории Яворского является способ конструирования ладов на тритоновой основе. Нет оснований видеть в тритоне универсальный источник ладообразования. Об этом ясно свидетельствуют старинные, лишённые тритона лады, к-рые вопреки ходу историч. Развития приходится трактовать как неполные виды более сложных образований. Элементы догматизма имеются и в объяснении внутр. Структуры ладов, что иногда ведёт к противоречиям с фактами. Тем не менее ценность теории Яворского неоспоримо определяется как самим принципиальным подходом к проблеме, так и расширением круга ставших известными ладов.Ладотональные соотношения (термин "ладотональность" введён Яворским) рассматриваются в связи с формой и ритмич.

Пропорциями (напр., "отклонение в третьей четверти формы"). Наибольший интерес представляет "ладотональное сопоставление с результатом", при к-ром две или несколько неродственных ладотональностей создают конфликт, выводом из к-рого становится "результат" - ладотональность, объединяющая все предыдущие. Яворский развил здесь выдвинутое ранее Танеевым понятие "объединяющей тональности высшего порядка". Принцип "сопоставления с результатом" понимается и шире, как столкновение взаимопротиворечивых моментов с обобщающим итогом. При этом подчёркивается причинная обусловленность последующего конфликтами в предыдущем.Большое место в теории Л. Р. Занимает проблема расчленённости произведения. Яворским разработано понятие цезуры и её видов.

Опираясь на аналогии со словесной речью, понятие цезурности обогащает теорию исполнительства, особенно учение о фразировке. Противоположная сторона - сочленённость - нашла выражение в "соединительном принципе" (связи на расстоянии), в понятии "наложения" как фактора спайки, сцепления. Введено понятие интонации как первичной ячейки муз. Формы и выразительности. В её основе лежит взаимодействие звуков разл. Ладового значения. Различаются одночастность (построение на одной функции) и двучастность (смена двух функций). В двучастности выделяются предикт - подготовляющий момент (понятие, получившее широкое распространение) и икт - завершающий и определяющий момент.Ритм понимается как вся область временных соотношений - от мельчайших до пропорций между крупными частями.

При этом ритмич. Явления наполняются ладовым содержанием. Чувство ритма определяется как "способность ориентироваться во времени, в постоянно действующем звуковом тяготении". Отсюда и возникает обобщающее представление, давшее назв. Всей теории. Ладовый ритм как процесс развёртывания лада во времени.Форма также рассматривается в тесной связи с соотношениями устойчивости и неустойчивости. Впервые показано, что отд. Формы представляют реализацию общих принципов формообразования. Разграничены понятия формы как индивидуально неповторимого склада и схемы как обобщённо типизированной структуры. Одна из ценных сторон теории Л. Р. - стремление связать вопросы структуры с художеств. Восприятием музыки. Несмотря на проявлявшиеся и здесь элементы догматизма, имелась тенденция рассматривать музыку как выразительную человеческую речь, вскрывать эстетич.

Смысл форм, сближать их с аналогич. Явлениями др. Иск-в. Эти черты положительно сказались в практике применения данных Л. Р. Для муз. Воспитания, для курсов "слушания музыки".Т. О., хотя целостная концепция Л. Р., точно следующая авторскому изложению, и не сохранила своего значения, многие её плодотворные общие идеи и отд. Конкретные понятия нашли широкое применение. В работах сов. Музыковедов Л. В. Кулаковского, М. Е. Тараканова, В. П. Дерновой переосмыслены или возрождены методы анализа нар. Песни, понятия Л. Р., дважды-ладов.Литература. Яворский Б. Л., Строение музыкальной речи. Материалы и заметки, ч. 1-3, М., 1908. Его же, Упражнения в образовании ладового ритма, ч. 1, М., 1915, М., 1928. Его же, Основные элементы музыки, М., 1923. Его же, Конструкция мелодического процесса, в кн.

Беляева-Экземплярская С., Яворский Б., Структура мелодии, М., 1929. Брюсова Н., Наука о музыке, её исторические пути и современное состояние, М., 1910. Её же, Болеслав Леопольдович Яворский, в сб. Б. Яворский, т. 1, М., 1964. Кулаковский Л., Де-якi твердження зi вчення Б. Л. Яворського, "Музика", 1924, ч. 10-12. Его же, О теории ладового ритма и её заданиях, "Музыкальное образование", 1930, No 1. Беляев В., Анализ модуляций в сонатах Бетховена, С. И. Танеева, в сб. Русская книга о Бетховене, М,, 1927. Протопопов С., Элементы строения музыкальной речи, ч. 1-2, М., 1930. Рыжкин И., Теория ладового ритма, в кн. Мазель Л., Рыжкин И., Очерки по истории теоретического музыкознания, вып. 2, М.-Л., 1939. Письма С. И. Танеева Н. Н. Амани, Э. Ф. Направнику, И.

А. Всеволожскому, "СМ", 1940, No 7. Памяти Сергея Ивановича Танеева, 1856-1946. Сб. Статей и материалов к 90-летию со дня рождения, М.-Л., 1947. Цуккерман В., Кулаковский Л., Яворский-теоретик, "СМ", 1957, No 12. Луначарский A. B., Выступление на конференции по теории ладового ритма 5 февраля 1930 г. В Москве, в сб. Б. Яворский, т. 1, М., 1964. Цуккерман В. A., Яворский-теоретик, там же. Холопов Ю. Н., Симметричные лады в теоретических системах Яворского и Мессиана, в сб. Музыка и современность, вып. 7, М., 1971.В. А. Цуккерман..

Значения в других словарях
Лагидзе Р. И.

Реваз Ильич (р. 10 VII 1921, с. Багдади, ныне пос. Маяковский, Кутаисского р-на) - сов. Композитор. Нар. Арт. Груз. ССР (1961). Деп. Верх. Совета Груз. ССР 6-9-го созывов. В 1939 окончил муз. Уч-ще по классу скрипки, в 1948 - Тбилисскую консерваторию по классу композиции у А. М. Баланчивадзе. Преподаёт в Тбилисском пед. Ин-те (доцент), зав. Кафедрой музыки. Автор оперы "Лела" (1975, Груз. Т-р оперы и балета), муз. Комедий "Друзья" (1950, Груз. Т-р муз. Комедии им. В. Абашидзе), "Комбле" (1958, т..

Лад

(греч. Armonia, лат. Modulatio, modus, франц. И англ. Mode, итал. Modo, нем. Tongeschlecht. Слав. Лад - согласие, мир, стройность, порядок).СодержаниеI. Определение лада - 130II. Этимология - 130III. Сущность лада - 130IV. Интонационная природа звукового материала лада - 131V. Основные категории и типы ладовой системы, их генезис - 132VI. Органичность и диалектика - 133VII. Механизм ладообразования - 134VIII. Классификация ладов - 137IX. История ладов - 138X. История учений о ладе - 140I. Опреде..

Ладотональность

Мажорный или минорный лад с определённым высотным положением главного тона. См. Тональность.. ..

Ладухин Н. М.

Николай Михайлович (21 IX (3 X) 1860, Петербург - 19 IX 1918, Москва) - рус. Муз. Теоретик и композитор. В 1886 окончил Моск. Консерваторию по классу теории музыки у С. И. Танеева. С того же года преподаватель консерватории по классам сольфеджио и гармонии (в 1897-1900 - также инструментовки. С 1904 профессор). Автор орк. Произв. (в т.ч. "Симфонические вариации", муз. Картина для струн. Оркестра "В сумерках"), пьес для фп., скрипки и фп., романсов, хоров, 100 детских песен для 1, 2 и 3 голосов, ..

Дополнительный поиск Ладовый ритм Ладовый ритм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ладовый ритм" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ладовый ритм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 12 символа