Магнитофон

162

(от магнит и греч. Ponn - звук) - аппарат для магнитной записи звука и её воспроизведения. Запись осуществляется на спец. Магнитной ленте, покрытой составом из ферромагнитного порошка и связующего вещества, скрепляющего между собой частицы порошка и удерживающего их на её поверхности. В некоторых портативных моделях вместо ленты применяется тонкая проволока из магнитного материала (никель-кобальт и др.).М. Состоит из лентопротяжного устройства, магнитных головок для записи звука, её воспроизведения и стирания, усилителя записи, усилителя воспроизведения, высокочастотного генератора для дополнит. Подмагничивания ферромагнитного покрытия ленты при записи и для стирания записи, блока питания, микрофона и репродукторов.Запись с помощью магнитофона основана на явлении остаточного магнетизма (см.

Звукозапись). Звуковые колебания последовательно преобразуются в электрические и магнитные. Последние воздействуют на ферромагнитное покрытие магнитофонной ленты, образуя в нём остаточный магнетизм, колебания интенсивности к-рого отвечают записанным звуковым колебаниям. При воспроизведении магнитная дорожка возбуждает электрич. Колебания, к-рые усиливаются и преобразуются в колебания звуковые.Магнитная запись звука впервые была осуществлена дат. Физиком В. Паульсеном в 1898. Первые промышленные М. Выпустила в 1931 нем. Фирма "Гефифон". В них применялась поперечная запись на металлич. Магнитной ленте. С этого времени М. Непрерывно совершенствовались. В качестве звуконосителя начала применяться бумажная лента, покрытая эмульсией с ферромагнитным порошком, а затем лента из органич.

Материала - ацетилцеллюлозы, триацетата, капрона и др. Это увеличило прочность ленты на разрыв и растяжение, уменьшило её остаточную деформацию. Вместо поперечной записи стала использоваться продольная (в направлении передвижения ленты). Была установлена стандартная ширина ленты - 6,3 мм. Для увеличения динамич. Диапазона и уменьшения уровня шумов было введено добавочное подмагничивание звуконосителя. Улучшение качества магнитофонной ленты сделало возможным уменьшение скорости её движения, а также запись на двух и более звуковых дорожках при той же ширине ленты. Это позволило осуществлять стереофонич. Запись и её воспроизведение. В 1970-е гг. Вошла в обиход и квадрофонич. Запись (см. Стереофония).В СССР и за рубежом выпускаются М.

Разл. Типов. Важнейшими показателями М. Являются размер и вес, скорость подачи ленты, число звуковых дорожек по ширине ленты, размеры рулона или кассеты с лентой, диапазон записываемых и воспроизводимых частот, величина искажений, выходная мощность, тип источника питания.Чем больше скорость подачи ленты, тем легче достигается высокое качество записи - запись широкого диапазона частот при минимальных искажениях. Однако с увеличением скорости движения ленты уменьшается время звучания рулона той же длины. Поэтому с улучшением качества магнитофонных лент наиболее употребит, скорости движения ленты снижаются. Ранее в проф. Студийных М. Применялись скорости 76,2 см/сек и 38,1 см/сек. В отдельных конструкциях совр. М. Используется скорость 38,1 см/сек, в большинство же скорость 19,05 см/сек, что всё же позволяет записывать и воспроизводить широкую полосу частот - примерно от 20-30 до 24000 герц - с незначит.

Искажениями (отношение сигнал - шум 60 децибелов и более). В бытовых М., рассчитанных на использование любителями музыки и в учебно-педагогич. Практике, помимо скорости 19,05 см/сек, обычно предусмотрена возможность применения скорости 9,53 см/сек, иногда и 4,75 см/сек. Эта последняя скорость служит для записи и воспроизведения речи, поскольку вполне удовлетворит, разборчивость речи достигается и при относительно неширокой полосе записываемых частот. В портативных М. Применяется и скорость 2,4 см/сек.В бытовых М., как правило, используется 2-дорожечная запись. Запись производится лишь на одной половине ширины ленты при данном её положении и на другой при обратном её положении. Этим достигается экономия ленты - при той же скорости движения ленты на той же её длине умещается запись вдвое большего времени звучания.

В бытовых стереофонич. M. И квадрофонич. М. Обычно применяется 4-дорожечная запись, причём для записи и воспроизведения в стереофонич. М. Одноврем. Используются две соседние дорожки верхней или нижней половины рабочей поверхности ленты (каждый из каналов стереофонич. Записи требует отд. Дорожки).Стационарные студийные М. Допускают применение катушек, вмещающих 1000 м ленты, что при скорости 38,1 см/сек даёт продолжительность непрерывного звучания 43 мин. В бытовых М. Применяются катушки на 500 м плёнки (43 минуты звучания при скорости 19,25 см/сек), 300 м и 250 м (22 минуты звучания при скорости 19,25 см/сек, 43 минуты звучания при скорости 9,53 см/сек). В портативных (карманных) М. Используются катушки меньших размеров.

Для бытовых, особенно портативных, М. Выпускаются и специальные, более тонкие ленты. На стандартной катушке может умещаться тонкой ленты в 1,5-2 раза больше, чем ленты обычной толщины. Всё большее распространение в быту получают кассетные М., в к-рых обе катушки заключены в спец. Коробку - кассету. Для проигрывания записи в М. Вставляется кассета, а не отд. Катушка, что облегчает и упрощает пользование аппаратом (отпадает необходимость заправлять на приёмной кассете конец ленты).Студийные и бытовые М. Питаются от сети переменного тока, портативные (карманные) М. - от батарей или аккумуляторов.Особые типы М. - диктофон, позволяющий воспроизводить записанную речь с пониженной скоростью (для удобства записи текста - от руки или на пишущей машинке) без смещения вниз всей полосы частот, и "говорящая книга" для слепых, где речь записывается на спец.

Широкой ленте (13 мм) на 24 дорожках, что при длине рулона 300 м даёт суммарную продолжительность записи 12 часов при удовлетворительном для речи диапазоне частот 150-5000 герц.Всё более широкое применение находит комбинированная запись на широкой ферромагнитной ленте звука и изображения, "развёрнутого" и преобразованного в электрич. Колебания по телевизионному принципу (видеомагнитофон).Изобретение М. Расширило возможности звукозаписи и в частности записи музыки. Ранее лишь фонограф допускал немедленное воспроизведение записанного. Однако валик с записью изнашивался уже после неск. Проигрываний, к тому же продолжительность записей была незначительной, а валики громоздкими и требовали для хранения больших помещений.

С изобретением М. Появилась возможность сразу после записи воспроизводить записанное, причём магнитофонная лента может проигрываться многократно без какого-либо ухудшения качества звучания и является компактной, что делает её удобной для хранения (правда, при длительном хранении магнитофонных записей возможно ухудшение их качества, связанное с т. Н. Копирэффектом, однако существуют способы, позволяющие избежать этого). Притом запись даже на относительно недорогих бытовых М. При соблюдении соответствующих условий получается достаточно высококачественной. Т. О., М. Даёт возможность музыканту-исполнителю как бы "со стороны" прослушать исполняемые им произв. На любой стадии их разучивания, композитору - записывать в непосредственном звучании импровизационные эскизы будущих сочинений.

В большой мере облегчился процесс записи произведений нар. Иск-ва музыкантом-фольклористом. Любитель музыки с помощью М. Может записать любое интересующее его исполнение музыки - в быту, по радио, на концерте, переписать редкие грампластинки и магнитофонные записи. Очень широкое применение М. Нашёл в радиовещании. Он полностью вытеснил использовавшуюся ранее оптич. Запись, более дорогую, менее высококачественную, не столь оперативную и требующую громоздкой аппаратуры. Важным достоинством магнитофонной записи сравнительно с оптической является также лёгкость и простота монтажа ленты. Постепенно передачи "с микрофона" всё больше уступают место передачам с магнитофонной записи, к-рые позволяют избежать каких-либо случайностей.

Но и идущие "с микрофона" муз. Передачи обычно записываются на магнитофонную ленту, так что оказывается возможным в любое время повторить их. М. Используется и при производстве грампластинок (см. Граммофонная пластинка) - запись производится на магнитофонную ленту, и уже по этой записи изготовляется форма для штамповки грампластинок. За рубежом и в СССР выпускаются в продажу магнитофонные ленты и кассеты с уже осуществлённой записью муз. Произведений, к-рые начинают конкурировать с грампластинками.Литература. Болдырев И. О., О магнитофоне и его роли в развитии советской музыкальной культуры, "СМ", 1950, No 4. Корольков В. Г., Электрические схемы магнитофонов, M., 1959, 1967 (совм. С Л. Г. Лишиным). Pахомов Ю. Д., Зарубежные магнитофоны, М.-Л., 1961.

Колищук В. Г. И Травников E. H., Конструирование и расчет магнитофонов, К., 1965. Курбатов Н. В. И Яновский Е. Б., Узлы и детали магнитофонов, Л., 1965. Их же, Справочник по магнитофонам, М., 1966. Ганзбург М. Д., Магнитофоны, М.-Л., 1966. Гладышев Г. И., Магнитофоны (справочник), К., 1969. Sutaner H., Schallplatte und Tonband, Lpz., 1954. Spratt M., Magnetic tape recording, N. Y., 1958. Schrцder H., Tonbandgerдte-MeЯpraxis, Stuttg., 1961. Sne1 D. A., Magnetische Tonaufzeichnung, Eindhoven, 1962. См. Также лит. При ст. Звукозапись.Л. С. Термен..

Значения в других словарях
Магиденко М. Я.

Михаил Яковлевич (р. 2(15) III 1915, Прилуки, ныне Черниговской обл.) - сов. Композитор. Чл. КПСС с 1944. В 1940 окончил Моск. Консерваторию по классу композиции у Д. Б. Кабалевского. В 1940-1946 - в Сов. Армии. Как композитор выступает в разных жанрах. С кон. 50-х гг. Преимуществ, внимание уделяет опере.Сочинения. Опера-балет - Сказка о чудо-птице (1955, Моск. Муз. Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко). Оперы - Тропою грома (1959, Свердловский т-р оперы и балета), Варина любовь (по моти..

Магильон В. Ш.

Виктор Шарль см. Маийон В. Ш.. ..

Магнификат

(от первого слева лат. Текста "Magnificat anima mea Dominum" - "Величит душа моя Господа") - хвалебная песня на текст слов девы Марии из Евангелия. В католич. Церкви с давних пор составляет кульминац. Пункт вечерни. Традиц. Григорианская мелодия М. Родственна мелодиям псалмов. С 15 в. Появляются ее многогол. Обработки, в т. Ч. Трёхголосные, в фабурдонном складе (Дж. Данстейбл, Г. Дюфаи, Ж. Беншуа). В 16 в. И нач. 17 в. Нередко многоголосно обрабатывались только чётные строфы текста, тогда как не..

Магомаев А. М.

Абдул Муслим Магометович (6(18) IX 1885, Грозный - 28 VII 1937, Нальчик) - сов. Композитор, дирижёр и муз.-обществ. Деятель. Засл. Деят. Иск-в Азерб. ССР (1935). Окончил Горийскую учительскую семинарию (1904). Работал учителем в общеобразоват. Школах, в т. Ч. В г. Ленкорань. С 1911 активно участвовал в организации муз. Т-ра в Баку. Являясь первым азерб. Дирижёром, М. Работал в оперной труппе У. Гаджибекова. После Oкт. Революции 1917 М. Вёл разнообразную муз.-обществ. Работу. В 20-30-е гг. Заведо..

Дополнительный поиск Магнитофон Магнитофон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Магнитофон" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Магнитофон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 10 символа