Мадрид

138

(Madrid) - столица Испании, гл. Центр её муз. Жизни. Ок. 3,2 млн. Жит. (на 1 янв. 1973). Муз. Жизнь М. Получила развитие после перенесения сюда корол. Двора (1561), при к-ром была создана капелла, состоявшая из фламандских, позднее франц. Музыкантов. Придв. Испан. Капеллой Филиппа II с 1587 руководил комп. Ф. Рожер (мальчиком пел в хоре фламандской капеллы), обогативший своими произв. Её репертуар. С корол. Капеллой были связаны мн. Видные композиторы и органисты 16-18 вв. (они писали также музыку для монастырских хоров). Среди них - A., X. И Э. Де Кабесоны, Д., Б. К. И Ф. Дель Кастильо, Н. Гомберт, Ф. И X. Дель Вадо, X. Де Торрес, А. Литерес и X. Небра и др. Авторы полифонич. Вок. И инстр. Произв. Здесь же служили лучшие певцы.Полифонич. Культовая музыка в 16-17 вв. Получила высокое развитие в творчестве композиторов и органистов Т.

Де Виктории, X. Элиаса, X. Морено-и-Поло, М. X. Де Веаны, М. Руиса, А. Солера и др. Видных музыкантов, живших в мадридских монастырях. Культовые произв. Комп. К. Де Моралеса, Ф. Герреро и Ф. Де лас Инфантас, работавших в М., были известны и за пределами Испании.В кон. 16 в. Стали популярны представления с музыкой (на светские сюжеты), к-рые давались сначала под открытым небом, затем в т-рах "Де ла Крус" и "Дель Принсипе", в нач. 17 в. В них шли комедии Тирсо де Молины, Руиса де Аларкона-и-Мендосы, А. Морето-и-Каваньи с муз. Интермедиями. В 1629 при дворе была пост. Первая испан. Опера неизвестного автора "Лес без любви" ("La selva sin amor"), в сер. 17 в. - первая сарсуэла"Сад Фалерины" ("El jardin de Falerina") в корол. Резиденции Сарсуэла (близ М.), давшей назв.

Этому жанру. На открытом воздухе устраивались религ. Представления (autos sacramentales) с муз. Сопровождением. Наряду с вокальной музыкой, звучавшей гл. Обр. В аристократич. Салонах, получили распространение и инстр. Произв., преим. Для виуэлы и гитары. Выделялись гитаристы Л. Руис де Рибайяс и Ф. Герау (18 в.), известный педагог С. Де Мурсиль, Ф. Моретти, М. П. В. Гарсиа (кон. 18 - нач. 19 вв.) и др.В 1708 в М. Впервые гастролировала итал. Оперная труппа, для к-рой был построен спец. Оперный т-р "Каньос дель Пераль". В 18 в. Спектакли итал. Оперы с музыкой приглашавшихся в М. Итал. Комп. Дж. Факко, Ф. Корселли, Ф. Коррадини, Н. Конфорто и др. Регулярно ставились в т-ре "Каньос дель Пераль" и в придворном т-ре во дворце "Буэн Ретиро", к-рымв1737- 1759 руководил певец-кастрат Фаринелли.

Наряду с итал. Операми продолжали ставиться сарсуэлы, мелодрамы и комедии с музыкой, во 2-й пол. 18 в. - тонадильи Л. Мисона, А. Герреро, П. Аранаса, П. Эстеве, Б. Де Ласерны, А. Росалеса и др.В сер. 18 в. Развиваются камерно-инстр. Жанры. Высокие образцы музыки для чембало, виолончели, скрипки создали Д. Скарлатти, Л. Боккерини, Г. Брунетти, работавшие при дворе, где также выступали скрипачи X. Эррандо, Ф. Манальт, гобоисты Пла (3 брата). В 1830 осн. Корол. Консерватория музыки и декламации имени королевы Христины. Сначала в ней преподавали гл. Обр. Итальянцы. Несмотря на высокий уровень развития муз. Жизнь М. Носила замкнутый характер. С сер. 19 в. В М. Стали гастролировать мн. Иностр. Музыканты (выступали на сцене т-ра "Лисео"). В 1863 было создано Квартетное об-во под рук.

Скрипача и дирижёра X. Монастерио, пропагандировавшее камерную музыку испан. Композиторов, в 1866 - Конц. Об-во с собств. Оркестром. К кон. 19 в. Всё большую роль стали играть представители нац. Направления - испан. Муз. Возрождения (Ренасимьенто), к-рые в своей педагогич., композиторской и обществ. Деятельности стремились к утверждению нац. Испан. Стиля. Среди них - Ф. Барбьери, основавший в М. Об-во "Музыкальная Испания" (способствовало организации испан. Оперного т-ра) и своими сарсуэлами помогавший преодолению влияния итал. Оперного стиля. Т. Бретон, организовавший оркестр Художественного объединения музыкантов, П. X. Э. Арриета-и-Корера, Р. Чапи, X. Монастерио и особенно Ф. Педрель, ведущий деятель Ренасимьенто, основоположник новой испан.

Композиторской и музыковедч. Школ.С сер. 19 в. Начался расцвет муз. Т-ра. Были построены спец. Оперные т-ры "Паласио реаль" (1849) для придв. Оперы и "Реаль" (1850), в к-рых до 1870-х гг. Ставились итал. И франц. Оперы, а в кон. 19 в., с усилением движения Ренасимьенто, шли нац. Оперы Т. М. Эславы, Э. Серрано, Р. Чапи, Бретона. С возрождением сарсуэлы в сер. 19 в. Возникли т-ры "Сарсуэла" (1856), "Театро лирико" (1902). Муз. Спектакли давались также в т-рах "Сирко" (1834-56), "Институто" (1839), "Мусео" (1847-49), "Варьедадес" (1842-88) и др.Симф. И театр. Оркестрами дирижировали Барбьери, Бретон, Чапи, Монастерио, X. Гастамбиде-и-Гарбайо, X. Хименес-и-Беллидо. В нач. 20 в. Созданы симф. И филармонич. Оркестры под рук. Ф. Арбоса и П. Касальса. В т-ре "Реаль" шли оперы М.

Де Фалья, X. Турины, К. Дель Кампо, М. Торробы, И. Альбениса и др. В кон. 1920-х гг. Уровень развития муз. Жизни М. Значительно снизился. В 1925 закрылся т-р "Реаль" (его реставрация продолжается ок. 50 лет). В годы гражд. Войны 1936-39 распались мн. Муз. Об-ва, видные музыканты эмигрировали из страны (М. Де Фалья, П. Касальс, Э. К. Чапи, К. Паласио). Нек-рое оживление в конц. Жизнь М. Внёс в 1940-е гг. Дир. А. Архента, создавший Нац. Оркестр и Объединение камерной музыки, к-рые и в сер. 1970-х гг. Являются ведущими проф. Коллективами города. В совр. М. Работают Симф. Оркестр Испан. Радио и телевидения (рук. И. Маркевич) и оркестр Мадридской филармонии (рук. О. Алонсо), оперные спектакли ставятся в т-ре "Сарсуэла", "Театро лирико", а также даются испан. Труппой Ассоциации друзей оперы и др.

Оперетты ставятся в небольших драм. Т-рах. Концерты из-за отсутствия спец. Помещений проводятся в крупнейших кинотеатрах города. Среди муз. Организаций совр. М. - Нац. Ассоциация музыки, Ассоциация муз. Культуры, конц. Бюро "Даниель де Кесада" и "Витериа". Имеются муз. Б-ки и муз. Отделы в Национальных и Муниципальных б-ках. В М. Проводятся музыкальные фестивали, выходит журн. "Informazion musical".Литература. Carmena y Millбn L., Crуnica de la уpera italiana en Madrid, Madrid, 1878. Muсoz M., Historia del Teatro Real, Madrid, 1946. Martнnez Olmedilla A., Los teatros de Madrid, Madrid, 1947. Anglйs H., La mъsica en la corte de los reyes catуlicos, v. 1-3, Barselona, 1947-60. Subirб J., El Teatro del Real Palacio, Madrid, 1950. Soria Marco В., Madrid antiguo y moderno, Madrid, 1959.

Сure1 R., Madrid, (Lausanne), 1964.M. M. Яковлев..

Значения в других словарях
Мадригал

(франц. Madrigal, итал. Madrigale, староитал. Madriale, mandriale, от позднелат. Matricale (от лат. Mater - мать) - песня на родном (материнском) языке) - светский муз.-поэтич. Жанр эпохи Возрождения. Истоки M. Восходят к нар. Поэзии, к старинной итал. Одноголосной пастушеской песне. В проф. Поэзии М. Появился в 14 в., т. Е. В эпоху Раннего Возрождения. От строгих поэтич. Форм того времени (сонеты, секстины и др.) отличался свободой структуры (различное количество строк, рифмовка и т. П.). Обычн..

Мадригальная комедия

Драматический мадригал, - принятое в совр. Лит-ре обозначение муз. Жанра, возникшего в Италии во 2-й пол. 16 в. И представлявшего собой хор. Композицию на текст комедийной, реже пасторальной пьесы с музыкой в характере мадригала. Все партии действующих лиц, в т. Ч. И монологи, исполнялись многогол. Ансамблем. Сюжеты - бытовые, часто гротескно- сатирические, с традиционными персонажами нар. Комедии дель арте. В музыке М. К. Из бытующих форм употреблялись мадригалы, канцонетты, вилланеллы и др. Ра..

Маерский Т. С.

Тадеуш Станиславович (29 VI (11 VII) 1888, Львов - 16 X 1963, там же) - сов. Композитор, пианист, педагог. В 1911 окончил Львовскую консерваторию по классу фп. И композиции у Л. Ружицкого. Как пианист совершенствовался в 1912-14 в Лейпциге и у Й. Пембаура. Концертировал (солист и ансамблист). С 1920 преподавал игру на фп. Во Львовской консерватории (с 1927 профессор).Сочинения. Муз. Комедия - Мисс Эллис (на собств. Либр., 1915). Для орк. - симфония (1939), симфониетта (1947), симфонические этюды..

Мажор

(франц. Majeur, итал. Maggiore, от лат. Major - больший. Также dur, от лат. Durus - твёрдый) - лад, в основе к-рого лежит большое (мажорное) трезвучие, а также ладовая окраска (наклонение) этого трезвучия. Структура мажорного лада (C-dur, или до мажор):(как трезвучие, совпадающее с 4-м, 5-м и 6-м тонами натурального звукоряда, и как лад, построенный на его основе) имеет светлую окраску звучания, противоположную окраске минора, что составляет один из наиболее важных эстетич. Контрастов в музыке. ..

Дополнительный поиск Мадрид Мадрид

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мадрид" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мадрид, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 6 символа