Мажор

161

(франц. Majeur, итал. Maggiore, от лат. Major - больший. Также dur, от лат. Durus - твёрдый) - лад, в основе к-рого лежит большое (мажорное) трезвучие, а также ладовая окраска (наклонение) этого трезвучия. Структура мажорного лада (C-dur, или до мажор):(как трезвучие, совпадающее с 4-м, 5-м и 6-м тонами натурального звукоряда, и как лад, построенный на его основе) имеет светлую окраску звучания, противоположную окраске минора, что составляет один из наиболее важных эстетич. Контрастов в музыке. М. (собственно "мажорность") может пониматься в расширительном смысле - не как лад определённой структуры, а как ладовая окраска, обусловливаемая наличием звука, отстоящего на большую терцию вверх от осн. Тона лада. С этой точки зрения качество мажорности свойственно ещё большой группе ладов.

Натуральным ионийскому, лидийскому, нек-рым пентатонным (c-d-e-g-a), доминантовому и др.В нар. Музыке родственные М. Натуральные лады мажорной окраски существовали, по-видимому, уже в далёком прошлом. Мажорность издавна свойственна и части мелодий проф. Светской (в частности, танцевальной) музыки. Глареан в 1547 писал, что ионийский лад - самый употребительный во всех странах Европы и что "за последние. 400 лет этот лад так полюбился церковным певцам, что, увлечённые его притягательной сладостью, они переменили лидийские напевы на ионийские". Один из наиболее ярких примеров раннего мажора - знаменитый англ. "Летний канон" (сер. 13 в.(?)). "Вызревание" М. Особенно интенсивно проходило в 16 в. (от танц. Музыки до сложных полифонич.

Жанров). Эпоха функционального М. (и минора) в собственном смысле наступает в европ. Музыке с 17 в. Постепенно М. Освобождался от интонационных формул старых ладов и с сер. 18 в. Приобрёл свой классич. Вид (опора на три гл. Аккорда - Т, D и S), стал доминирующим типом ладовой структуры. К кон. 19 в. М. Отчасти эволюционировал в сторону обогащения недиатонич. Элементами и функциональной децентрализации. В совр. Музыке М. Существует как одна из основных звуковых систем. См. Наклонение.Ю. И. Холопов..

Значения в других словарях
Мадрид

(Madrid) - столица Испании, гл. Центр её муз. Жизни. Ок. 3,2 млн. Жит. (на 1 янв. 1973). Муз. Жизнь М. Получила развитие после перенесения сюда корол. Двора (1561), при к-ром была создана капелла, состоявшая из фламандских, позднее франц. Музыкантов. Придв. Испан. Капеллой Филиппа II с 1587 руководил комп. Ф. Рожер (мальчиком пел в хоре фламандской капеллы), обогативший своими произв. Её репертуар. С корол. Капеллой были связаны мн. Видные композиторы и органисты 16-18 вв. (они писали также музы..

Маерский Т. С.

Тадеуш Станиславович (29 VI (11 VII) 1888, Львов - 16 X 1963, там же) - сов. Композитор, пианист, педагог. В 1911 окончил Львовскую консерваторию по классу фп. И композиции у Л. Ружицкого. Как пианист совершенствовался в 1912-14 в Лейпциге и у Й. Пембаура. Концертировал (солист и ансамблист). С 1920 преподавал игру на фп. Во Львовской консерватории (с 1927 профессор).Сочинения. Муз. Комедия - Мисс Эллис (на собств. Либр., 1915). Для орк. - симфония (1939), симфониетта (1947), симфонические этюды..

Мазаев А. Н.

Аркадий Николаевич (р. 6(19) XII 1909, Царицын, ныне Волгоград) - сов. Композитор. Окончил но классу композиции Муз. Техникум им. Гнесиных (1936), Моск. Консерваторию (1948, ученик А. Н. Александрова). В 1941-46 служил в рядах Сов. Армии, учился в Высшем уч-ще военных капельмейстеров.Сочинения. Для орк. - симф. Поэмы Краснодонцы (1951. Гос. Пр СССР, 1951), Северная былина (1958), Приветственная увертюра (1959), симф. Картины К 40-летию Ленинского комсомола (1959), Сказ о земле родной (1962), Сюи..

Мазанец Г.

(Masanetz) Гвидо (р. 17 V 1914, Фридек-Мистек, Сев. Моравия) - нем. Композитор (ГДР). Учился в Пльзене, в 1939-41 выступал как пианист на Радио, был коррепетитором в Брно. В 1945-48 дирижёр ряда т-ров, в 1951-53 рук. Ансамбля нар. Иск-ва ГДР (Берлин). Был консультантом в изд-ве "Песни времени" ("Lied der Zeit", 1964-68). Изучал фольклор разных народов, используя его в своих опереттах и произв. Лёгкой музыки. Среди оперетт М. "Барбара" (1939, Брно), "Путешествие в Будапешт" ("Die Reise nach Budap..

Дополнительный поиск Мажор Мажор

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мажор" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мажор, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 5 символа