Макам

149

(араб. Осн. Значение - положение, место) - ладово-мелодич. Модель в араб., иран. И турецкой музыке (родственные явления - маком, мугам, мукам, рага). М. Возникли на основе нар. Мелодий. Характерны для гор. Муз. Культуры. В крестьянской музыке не находят широкого применения. Каждый М. Представляет собой комплекс попевок, подчинённых закономерностям определ. Лада. Звукоряды М. - диатонические 7-ступенные, но не отвечающие европ. Темперированной системе. Они включают интервалы большого и малого полутонов и большого и малого целых тонов, разнящихся на пифагорову комму. Все ступени подобных звукорядов имеют свои названия. Тоникой служит один звук определ. Высоты, тогда как расположенные от него октавой выше и ниже рассматриваются как вполне самостоят.

Ступени. Один и тот же осн. Тон могут иметь разные М. Встречаются и разл. М. С одинаковым звукорядом. Они отличаются комплексом мелодич. Попевок. Каждому М. Придаётся определ. Этическое и даже космологич. Значение. О М. Говорится во мн. Ср.-век. Трактатах, в т. Ч. Ибн Сины, Сафи-ад-дина. Последний впервые указывает 12 классич. М., входящих в сложную 84-ладовую систему, основанную на соединении 7 видов тетрахорда с 12 видами пентахорда.М. Служат основой для импровизации муз. Произв. Как малой, так и крупной формы. Малые формы строятся на материале одного М., в крупных формах используются переходы от одного М. К другому - своего рода модуляции. При этом соответственно меняется не только лад, но и тип мелодич. Попевок. Характерным для крупных форм является последование двух разделов - свободного по метру и лишённого текста таксимa (Taqsim) и выдержанного в определ.

Размере башравa (Basrav). Таксимы бывают инструментальные (сольные и с бурдоном) и вокальные, исполняемые обычно в виде вокализа, а также с участием инструментов. В башраве группа удар. Инструментов постоянно повторяет определ. Ритмич. Формулу, на фоне которой развёртывается мелодия. Число применяемых М. Различно в разных музыкальных культурах.Литература. Idelsohn Z., Die Maqam der arabischen Musik, "SIMG", 1913/14, Jahrg. 15. Oransay G., Chronologisches Verzeichnis tьrkischer Makamnamen, "Ankarer Beitrдge zur Musikforschung", 1965, Bd 2. Его же, Die melodische Linie und der Begriff Makam der traditionellen tьrkischen Kunstmusik von 15. Bis 19. Jahrgang, там же, 1966, Bd 3, No 7. Elsner J., Der Begriff des maqam in Дgypten in neuerer Zeit, Lpz., 1973..

Значения в других словарях
Майр Р.

(Маyr) Рихард (18 XI 1877, Хендорф, близ Зальцбурга - 1 XII 1935, Вена) - австр. Певец (бас). Учился в Венском ун-те на медицинском ф-те. Студентом выступал в любительских концертах, по совету Г. Малера начал учиться пению. В 1898 был зачислен в Венскую консерваторию. В 1902 дебютировал в партии Гомеса де Сильва ("Эрнани" Верди) в Венской гос. Опере, куда был приглашён Малером. В 1924 выступал в т-ре "Ковент-Гарден" (Лондон) в партии барона Окса ("Кавалер роз" Р. Штрауса), в 1927 - в "Метрополит..

Майсте Т-Э. Ф.

Тео-Эндель Фридрихович (р. 28 II 1932, Выру) - сов. Певец (бас). Нар. Арт. Эст. ССР (1976). В 1962 окончил Таллинскую консерваторию у Ж. Д. Сиймон. С 1961 солист Т-ра "Ванемуйне", с 1965 - Эст. Т-ра оперы и балета. Партии. Борис Годунов, Варлаам ("Борис Годунов"), Мельник, Князь Игорь, Филипп II. Джанни Скикки ("Джанни Скикки" Пуччини), Мефистофель. Барон Окc фон Лерхенау ("Кавалер розы"), Хари Янош ("Хари Янош" Кодаи), Борис Тимофеевич ("Катерина Измайлова"), Мендоза, Генерал ("Обручение в мона..

Макаров А. Д.

Абрам Давидович (р. 4(16) XII 1897, Луганск) - сов. Пианист-ансамблист. Засл. Арт. РСФСР (1961). В 1917 окончил Петрогр. Консерваторию по классу фп. У В. Н. Дроздова. В 1925-67 концертмейстер Моск. Филармонии. В 1960-62 и с 1966 ст. Преподаватель кафедры концертмейстерского мастерства Моск. Консерватории. Выступал в СССР, а также в США, Великобритании, Франции, Японии и др. Странах со мн. Крупнейшими сов. И заруб. Артистами, в т. Ч. С Д. Ф. Ойстрахом, Л. В. Собиновым, А. В. Неждановой, З. А. Дол..

Макаров В. А.

Валентин Алексеевич (10(23) VIII 1908, Тетюши, ныне Тат. АССР - 26 IX 1952, Москва) - сов. Композитор. В 1931 окончил Первый муз. Техникум при Моск. Консерватории по классу композиции у Б. Л. Яворского. В 1927-38 пианист-иллюстратор в моск. Кинотеатрах. В 1936-40 вольнослушатель Моск. Консерватории, где обучался в классах Г. И. Литинского (композиция), Б. Н. Лятошинского (инструментовка), И. В. Способина (гармония и муз. Форма). В 1938-40 муз. Методист при методич. Кабинете ВЦСПС. Во время Велик..

Дополнительный поиск Макам Макам

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Макам" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Макам, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 5 символа