Нагорного Карабаха музыка

175

Муз. Иск-во Нагорно-Карабахской АО, составляющее часть муз. Культуры Азербайджана, ярко и самобытно. Оно прошло многовековой путь развития и создало прочно установившиеся традиции, идентичные всей азерб. Музыке. Важнейшей областью этого иск-ва являются "классические" мугамы. Нар. Песни, все виды нар. Танцев, а также теснифы (строфическая песня) и рянги (инстр. Музыка) составляют музыку с чётко выраженным размером. Хранителями нар. Муз. Традиций являются сазандари и ханенде (проф. Певцы и исполнители мугамов), ашуги и мютруби, большинство из них в прошлом выходцы из сёл Гюлаблы, Дашалты, Хыдзорсек. Наиболее развитые жанры Н. К. М. - народные песни (культовые, обрядовые, любовно-лирические и др.), ашугские дастаны и танцы, многообразные по своему характеру и ритму.

Нар. Муз. Инструменты, происхождение к-рых уходит в глубокую древность, разделяются на струнно-щипковые (тар, саз), струнно-смычковые (кеманча), духовые (баламан, зурна, тютек), ударные (литавры, барабаны, бубны). Велика роль музыки в быту. Нар. Торжества и празднества, свадьбы неизменно проходят с участием музыкантов, ашугов, танцоров, хор. Коллективов. Особенно торжественно отмечался день 6 августа "Вардавар", в честь богини Афродиты. С присоединением Азербайджана к России выросло экономич. Значение области, в частности города Шуши, как административного и культурного центра, к-рый называют "консерваторией" всего Закавказья. Под влиянием рус. Культуры активизировалась муз. Деятельность. Возникли поэтич. "Кружок дружбы" ("Меджлиси юнс"), "Общество музыкантов", "Т-р Хандамирова".

Муз.-певческие кружки, ученические хоры и оркестры, коллективы сазандаров, зурначей и ашугов и др. Во 2-й пол. 19 в. Устраивались публич. Концерты оркестра нар. Инструментов. В городах России гастролировали известные нагорно-карабахские музыканты - Гаджи Гуси, А. Ярамышев и Садыхджан (Садых Асад оглы), Г. Меликов и др. В 1897 в Шуше показан первый в Азербайджане муз. Спектакль "Меджнун на могиле Лейлы", в нач. 20 в. Здесь ставились нац. Оперы, устраивались концерты выдающихся певцов и музыкантов Л. Гараханова, Д. Карядгы, К. Примова, С. Тарханова, М. М. Фарзалиева, И. Абдуллаева и др.В 1958 организован ансамбль песни и танца. Большое внимание уделяется муз. И художеств. Воспитанию детей. Работают муз. Школы в городах Шуша (с 1931), Степанакерт (с 1938), Мардакерт (с 1961), Гадрут (с 1970), Мартуни (с 1973).

В Степанакерте с 1961 существует муз. Уч-ще (с отделением в Агдаме). Широко развита художеств. Самодеятельность, из к-рой выросло немало проф. Композиторов, певцов и исполнителей.Литература. Гаджибеков Уз., Основы азербайджанской народной музыки, Баку, 1945. 40 лет Нагорно-Карабахской автономной области, Баку, 1963.К. Касымов.

Значения в других словарях
Нагара

Общее наименование азерб. Барабанов. В зависимости от размеров существуют кьос Н., бала Н. (или чюре Н.) и кичик Н., т. Е. Большой, средний и малый барабаны. Все разновидности инструмента имеют широкую обечайку, затянутую с обеих сторон кожаными мембранами, по к-рым ударяют пальцами и палочками с шаровидными или крючкообразно загнутыми концами. Употребляют Н. В качестве ритмич. Инструмента в разл. Ансамблях, особенно с зурнами. В ансамбле с баламанами (балабанами), обладающими нежным звучанием, ..

Нагора

Ударный муз. Инструмент. Узб.-тадж. И арм. Парные керамич. Литавры в виде небольших глиняных горшков, затянутых сверху кожаной мембраной. Звуки извлекают двумя точёными палочками. На бульшем горшке - низкие, на меньшем - высокие (точной настройки инструмент не имеет). Перед игрой Н. Подогревают на солнце или огне, отчего мембраны натягиваются сильнее и звук их становится звонким. Н. - ритмич. Ансамблевый инструмент. Широко распространён в Узбекистане и Таджикистане (типичным ансамблем здесь явля..

Надеждин Б. Б.

Борис Борисович (21 IV (4. V) 1905, Смоленск - 7 III 1961, Ташкент) - сов. Композитор и педагог. Засл. Деят. Иск-в Узб. ССР (1950). Окончил Ярославский муз. Техникум, Муз. Техникум им. Гнесиных (1929), в 1937 - Моск. Консерваторию по классу композиции у Г. И. Литинского. С кон. 30-х гг. Творч. Жизнь Н. Была связана с муз. Иск-вом Узбекистана. Им созданы соч. В разл. Жанрах. Наиболее значит. Произв. Написаны для детей - сб. Пьес-миниатюр для фп. ("Шесть детских пьес", "Три узбекские пьесы для фор..

Надененко Ф. Н.

Фёдор Николаевич (13 (26) II 1902, Льгов, ныне Курской обл. - 2 XII 1963, Киев) - сов. Композитор и муз. Редактор. В 1914 окончил Киевскую муз.-драм. Школу им. Н. В. Лысенко по классу фп., в 1921 Киевскую консерваторию по классу фп. И композиции Б. Л. Яворского, в 1924 историко-филологич. Ф-т Киевского ун-та. Был гл. Концертмейстером и гл. Хормейстером в оперных т-рах Киева (1926-35), Ленинграда (1935-37), худ. Рук. Киевской филармонии (1938-40), Капеллы бандуристов УССР (1947-49). Св. 40 лет ра..

Дополнительный поиск Нагорного Карабаха музыка Нагорного Карабаха музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Нагорного Карабаха музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Нагорного Карабаха музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 25 символа