Натуральные лады
Термин, обозначающий группу 7-ступенных строго диатонич. Ладов (см. Диатоника) в противоположность ладам, включающим видоизменения осн. Ступеней, хроматизмы, альтерации (напр., натуральный минор в противоположность гармоническому). Под Н. Л. Обычно подразумеваются соответствующие лады нар. Европ. И внеевроп. Музыки, лады ср.-век. Монодии, др.-рус. Культового пения, диатонич. Лады в зап.-европ. И рус. Музыке нового времени (17-19 вв.) и в совр. Музыке. Это - лады (полные и неполные) эолийский (натуральный минор), ионийский (натуральный мажор), дорийский, миксолидийский, фригийский, лидийский, диатонические переменные (с сохранением общего звукоряда, напр. В песне "Ходила младёшенька по борочку" из сб. Н. А. Римского-Корсакова), а также очень редко встречающийся локрийский.
К Н. Л. Относят и ангемитонную пентатонику всех видов. Общая схема Н. Л. (по И. В. Способину):Н. Л. Обладают разнообразной окраской звучания. Напр., дорийский - просветлённым минорным колоритом, лидийский - характерной усиленной мажорностью и т. Д. В музыке 19-20 вв. Композиторы (Э. Григ, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, И. Ф. Стравинский, Б. Барток, К. Дебюсси и др.) часто применяют Н. Л. В колористич. Звукописных целях. Так, один из случаев использования Н. Л. В качестве специального выразит. Средства - в опере "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова. Сопоставление Н. Л. И насыщенной альтерациями хроматированной музыки передаёт контраст ясной, простой, естеств. Речи Февронии и смутных, искажённых, беспокойных фраз Гришки Кутерьмы.Н.
А. Римский-Корсаков. "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", действие IV.Однако понятие Н. Л. В значит. Мере условно. Слово "натуральный" (в общем смысле - "естественный", "соответствующий природе") здесь означает "данный природой" (ср. "натуральный звукоряд", "натуральные валторны"), не видоизменённый, не искусственный (ср. Противопоставление. "натуральные" и "искусственные" флажолеты). В Н. Л. Натурален диатонизм, к-рый понимается как ладовая первооснова. Отсюда различие в европ. Миноре между "натуральным", первоосновным звукорядом, указываемым нормативными ключевыми знаками, и "искусственным" вводным полутоном, применяемым систематически, но не уравниваемым в правах с тонами Н. Л. Но такое противопоставление действительно лишь для европ.
Муз. Культуры. Восточные лады с увелич. Секундой по существу столь же "природны", т. Е. Натуральны, как и вообще все лады народной музыки (в народных ладах всё природно, всё - только основа, без наслоений на неё). (См. Индийская музыка.) С этой точки зрения нельзя не отнести к Н. Л., например, обиходный лад (G-A-H-c-d-e-f-g-a-b-c1-d1), в котором звуки, образующие уменьшенную октаву (Н-b), в равной мере натуральны (см., напр., 3-е соло дьяка из 2-го действия оперы "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова), а также и "хроматизм вразбивку" (термин А. Д. Кастальского) в рус. Нар. Музыке. Отсюда возможность понимания и совр. 12-ступенной системы как натуральной, т. Е. Не связанной с альтерацией звуков 7-ступенной системы. "Изучение крестьянской музыки.
Привело меня. К совершенно свободному распоряжению каждым отдельным тоном нашей хроматической двенадцатитоновой системы", - писал Б. Барток. Однако неправомерно называть эту систему 12-ступенной диатоникой, т. К. Это противоречило бы смыслу слова "диатоника".Литература. Катуар Г. Л., Теоретический курс гармонии, ч. 1-2, М., 1924-25. Барток Б. Автобиография. "Современная музыка", No 7, 1925. Гаджибеков У., Основы азербайджанской народной музыки, Баку, 1945, 1957. Кушнарёв X. С, Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Л., 1958. Беляев В. М., Очерки по истории музыки народов СССР, вып. 1-2, М., 1962-63. Верков В. О., Гармония, ч. 1-3, М., 1962-1966, 1970. Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969. Тюлин Ю. Н., Натуральные и альтерационные лады, М., 1971.
Юсфин А. Г., Некоторые вопросы изучения мелодических ладов народной музыки, в сб. Проблемы лада, М., 1972.Ю. Н. Холопов..
Дополнительный поиск Натуральные лады
На нашем сайте Вы найдете значение "Натуральные лады" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Натуральные лады, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 16 символа