Обиходный звукоряд

142

Обиходный лад, - звуковая система со структурой (в тонах) 1-1-1/2-1-1-1/2-1-1-1/2-1-1, составляющая ладовую основу рус. Ср.-век. Музыки. Название происходит от "Обихода" - собрания мелодий, применяемых в культовой практике.О. З. Свойственно квартовое строение:Трихорды внутри каждой кварты наз. "согласиями". Если в общеевроп. Октаве (=8) семь ступеней (8-1), то в тетрахорде ("в кварте") их три (4-1). Все согласия имеют одинаковую интервальную структуру (в тонах. 1-1). Каждое согласие носит своё наименование ("простое", "мрачное", "светлое", "тресветлое"). Квартовость структуры проявляется и в системе названий ступеней, где повторяющиеся (т.е. Понимаемые как мелодически однофункциональные) ступени отстоят друг от друга на кварту (считая от двух средних согласий к краям звукоряда).

В конструкции О. З. Есть элементы сходства со структурой др.-греч. "совершенной системы". О. З. Можно рассматривать также как сцепление мажорных тетрахордов, пентахордов, гексахордов на расстоянии кварты. Специфика О. З. - возможность интервала уменьшенной октавы между ступенями Ц ("ца") и M ("мрачно с хохлом"), притом в пределах одной системы, без модуляции или отклонения (согласия внутри системы О. З. Имеют то же значение, что нижний и верхний тетрахорды внутри системы ионийского лада).Образцы О. З. Находим не только в церк. Музыке, но и в народной (рус. Песня "Молодка, молодка" из сб. М. А. Балакирева, см. Пример в ст. Звуковая система).Как отражение того либо другого они встречаются и у композиторов рус. Школы (Н. А. Римский-Корсаков, 3-е соло дьяка из 2-го действия оперы "Ночь перед Рождеством").В условиях многоголосия (в основном в композиторской практике) О.

З. Приобретает значение ярко своеобразного по окраске лада, аккордика к-рого включает гармонии, необъяснимые с позиций зап. Мажорно-минорной системы (аккорд ces-moll в след. Примере).Иногда применение О. З. Смыкается с ладотональной переменностью, родственной отклонениям, либо вызывает собственно отклонение (нередко в рус. Плясовых наигрышах, осн. На схеме STDT. Ср. "Русский танец" из балета А. Хачатуряна "Гаянэ"). В совр. Музыке используется и аккорд с уменьшенной октавой.И. Ф. Стравинский. "Весна священная". "Взывание к праотцам".О. З. Встречается и в музыке др. Народов (напр., у киргизов). Родственно ему применение миксолидийского лада в модальной гармонии 16-17 вв. (где к осн. Звукоряду f1 - е1 - d1 - с 1 - h - а - g снизу приставлялся subsemitonium modilis).

Появление О. З. В разл. Эпохи и у не соприкасающихся между собой этнографич. Групп объясняется тем, что структура О. З. Отражает одну из типологич. Закономерностей нек-рых видов мелодич. Ладов - тенденцию ступеней высокого регистра к понижению, а низкого - к повышению, особенно, когда ладовый звукоряд складывается из узкообъёмных ладомелодич. Компонентов.Литература. Разумовский Д., Церковное пение, в России..., вып. 1-3, М., 1867-69. Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России, т. 1, М., 1928. Беляев В., Древнерусская музыкальная письменность, М., 1962. Способин И., Лекции по курсу гармонии, М., 1969. Ю. Н. Холопов..

Значения в других словарях
Обечайка

Боковая часть корпуса (гнутая или составная) муз. Инструментов, имеющих две деки. У гитар О. Состоит из 2 частей (правой и левой), у инструментов скрипичного семейства - из 6 частей (2 верхних, 2 средних и 2 нижних). О. Делаются, как правило, из тонких пластинок того же дерева, из к-рого изготовлены нижние деки (чаще всего клён, иногда тополь, груша и др.), и выгибаются по их форме. Приклеиваются к краям дек с внутр. Стороны и укрепляются с помощью т.н. Клоцов (деревянных бобышек). Для увеличени..

Обиход

Певческая книга рус. Церкви. Содержит стабильные песнопения всенощной и литургии, песнопения великопостные, пасхальные, архиерейского богослужения, молебнов, панихиды, погребения, а также некоторые песнопения октоиха, предназначаемые для исполнения гл. Обр. На всенощной. О. Формировался на основе попевок осмогласия и в 15 в. Представлял собой отд. Песнопения, распетые "на глас" и приложенные к октоиху. В 16 в. С увеличением фонда попевок знаменного распева и культивированием демественного распев..

Оборин Л. Н.

Лев Николаевич (29 VIII (11 IX) 1907, Москва - 5 I 1974, там же) - советский пианист. Нар. Арт. СССР (1964). Учился игре на фп. В Муз. Уч-ще Гнесиных у Елены Ф. Гнесиной и в Моск. Консерватории, к-рую окончил в 1926 по классу фп. У К. Н. Игумнова. Занимался композицией под рук. Н. Я. Мясковского (О. - автор ряда фп. Пьес, в т.ч. Сонаты, романсов, скерцо для оркестра и др.). Получил 1-ю пр. На 1-м Междунар. Конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве (1927). О. Был первым сов. Исполнителем, участв..

Оборот

Термин, применяемый в сов. Музыковедении для обозначения обладающего определённой характерностью последования неск. Звуков (мелодич. О.), созвучий (гармонич. О.), совокупности мелодич. Звуков и звуков сопровождающих голосов (муз. О.). Структурная протяжённость О. Не является строго определённой - со стороны структуры он может совпадать как с мотивом, так и с фразой, порой и с предложением, в отд. Случаях может включать смежные части двух структурных единиц. Понятие мелодич. О. Близко к понятиям ..

Дополнительный поиск Обиходный звукоряд Обиходный звукоряд

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Обиходный звукоряд" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Обиходный звукоряд, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 18 символа