Обиходный звукоряд
Обиходный лад, - звуковая система со структурой (в тонах) 1-1-1/2-1-1-1/2-1-1-1/2-1-1, составляющая ладовую основу рус. Ср.-век. Музыки. Название происходит от "Обихода" - собрания мелодий, применяемых в культовой практике.О. З. Свойственно квартовое строение:Трихорды внутри каждой кварты наз. "согласиями". Если в общеевроп. Октаве (=8) семь ступеней (8-1), то в тетрахорде ("в кварте") их три (4-1). Все согласия имеют одинаковую интервальную структуру (в тонах. 1-1). Каждое согласие носит своё наименование ("простое", "мрачное", "светлое", "тресветлое"). Квартовость структуры проявляется и в системе названий ступеней, где повторяющиеся (т.е. Понимаемые как мелодически однофункциональные) ступени отстоят друг от друга на кварту (считая от двух средних согласий к краям звукоряда).
В конструкции О. З. Есть элементы сходства со структурой др.-греч. "совершенной системы". О. З. Можно рассматривать также как сцепление мажорных тетрахордов, пентахордов, гексахордов на расстоянии кварты. Специфика О. З. - возможность интервала уменьшенной октавы между ступенями Ц ("ца") и M ("мрачно с хохлом"), притом в пределах одной системы, без модуляции или отклонения (согласия внутри системы О. З. Имеют то же значение, что нижний и верхний тетрахорды внутри системы ионийского лада).Образцы О. З. Находим не только в церк. Музыке, но и в народной (рус. Песня "Молодка, молодка" из сб. М. А. Балакирева, см. Пример в ст. Звуковая система).Как отражение того либо другого они встречаются и у композиторов рус. Школы (Н. А. Римский-Корсаков, 3-е соло дьяка из 2-го действия оперы "Ночь перед Рождеством").В условиях многоголосия (в основном в композиторской практике) О.
З. Приобретает значение ярко своеобразного по окраске лада, аккордика к-рого включает гармонии, необъяснимые с позиций зап. Мажорно-минорной системы (аккорд ces-moll в след. Примере).Иногда применение О. З. Смыкается с ладотональной переменностью, родственной отклонениям, либо вызывает собственно отклонение (нередко в рус. Плясовых наигрышах, осн. На схеме STDT. Ср. "Русский танец" из балета А. Хачатуряна "Гаянэ"). В совр. Музыке используется и аккорд с уменьшенной октавой.И. Ф. Стравинский. "Весна священная". "Взывание к праотцам".О. З. Встречается и в музыке др. Народов (напр., у киргизов). Родственно ему применение миксолидийского лада в модальной гармонии 16-17 вв. (где к осн. Звукоряду f1 - е1 - d1 - с 1 - h - а - g снизу приставлялся subsemitonium modilis).
Появление О. З. В разл. Эпохи и у не соприкасающихся между собой этнографич. Групп объясняется тем, что структура О. З. Отражает одну из типологич. Закономерностей нек-рых видов мелодич. Ладов - тенденцию ступеней высокого регистра к понижению, а низкого - к повышению, особенно, когда ладовый звукоряд складывается из узкообъёмных ладомелодич. Компонентов.Литература. Разумовский Д., Церковное пение, в России..., вып. 1-3, М., 1867-69. Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России, т. 1, М., 1928. Беляев В., Древнерусская музыкальная письменность, М., 1962. Способин И., Лекции по курсу гармонии, М., 1969. Ю. Н. Холопов..
Дополнительный поиск Обиходный звукоряд
На нашем сайте Вы найдете значение "Обиходный звукоряд" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Обиходный звукоряд, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "О". Общая длина 18 символа