Обработка

243

(нем. Bearbeitung) - в широком смысле слова всякое видоизменение нотного текста муз. Произведения, преследующее определённые цели, напр. Приспособление произв. Для исполнения любителями музыки, не обладающими высокой техникой, для использования в уч.-педагогич. Практике, для исполнения др. Составом исполнителей, модернизация произв. И т.п. Примерно до 18 в. О. Рассматривалась как нечто равнозначное оригинальному композиторскому творчеству, в последующее же время в связи с ростом значения индивидуального начала в музыке стала побочной, второстепенной областью. Тем не менее О., не являющаяся чисто ремесленной, составляет объект авторского права.Широкое применение находит О. Одногол. Муз. Образцов. В прошлом в зап.-европ. Музыке была распространена полифонич.

О. Напевов григорианского хорала. Вся многогол. Музыка до 16 в. Создавалась на основе таких О. В 19 и 20 вв. Большое значение приобрела О. Нар. Мелодий, к-рая часто называется их гармонизацией, однако фактически состоит в создании к нар. Мелодии сопровождения для того или иного инструмента или инструментов, выходящего за пределы простого последования аккордов. О. Нар. Мелодий осуществляли мн. Крупные композиторы - Й. Гайдн, Л. Бетховен, И. Брамс, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Кор-саков, П. И. Чайковский, А. К. Лядов и др. Такие О., со временем составившие самостоят. Жанр, постоянно осуществляются и сов. Композиторами. Особые случаи обработки одногол. Музыки - добавление сопровождения к сочинениям, написанным для соло скрипки, виолончели и т.п. Инструментов.

В их числе - обработка Ф. Мендельсоном сольной скрипич. Чаконы d-moll И. С. Баха для скрипки с сопровождением фп., обработки Р. Шуманом для того же состава сольных скрипич. Сонат и сюит И. С. Баха (правомерность подобных О. Многими исследователями оспаривается).О. Многогол. Сочинения, преследующая цель его приспособления для др. Состава исполнителей, часто наз. Аранжировкой, переложением, а в случаях, когда произв. Обрабатывается для исполнения оркестром, - оркестровкой. Наиболее ранние образцы подобной О. Связаны с приспособлением вок. Сочинений для исполнения инстр. Составами (14-15 вв. Первые дошедшие до нас О. Такого рода - в англ. Орг. Табулатуре, ок. 1330). Подобная практика сыграла важную роль в становлении инстр. Музыки. Распространены и О.

Многогол. Соч., в к-рых состав исполнителей сохраняется. Такие О. Соч. Для одного инструмента, в первую очередь фп., сводятся обычно к облегчению в них технически трудных мест или же, напротив, к более широкому применению в них виртуозного начала. Последний вид О. Часто наз. Транскрипцией. Авторы транскрипций обычно вносят в них многое, идущее от их собств. Творч. Индивидуальности. Выдающимися мастерами фп. Транскрипции, способствовавшими развитию фп. Виртуозности, были Ф. Лист, К. Таузиг, Ф. Бузони, в области скрипич. Транскрипции особенно значителен вклад Ф. Крейслера. Следующий этап составляет парафраза - род виртуозной свободной фантазии на темы к.-л. Произв.Нередко О., сохраняющей состав исполнителей, подвергаются и соч. Для мн. Исполнителей, как вокалистов, так и инструменталистов, вплоть до оперы.

Такие О. Представляют собой как бы опыты нового осмысления сочинения в свете творч. Установок автора О., порой и известной модернизации сочинения, напр. О. Оратории "Ацис и Галатея" Генделя В. А. Моцартом, оперы "Борис Годунов" Мусоргского Н. А. Римским-Корсаковым, О. Той же оперы и оперы Мусоргского "Хованщина" Д. Д. Шостаковичем. В СССР О. Этого рода обычно наз. Редакциями.Литература. (Обработка народных песен), в кн. История русской советской музыки, т. 2-4, М., 1959-63. Mathei J., Bearbeitung und freie Benutzung im Tonwerkrecht, Lpz., 1928 (Diss.). Engel H., Bearbeitung in alter und neuer Zeit, "Das Musikleben", 1948, No 1..

Значения в других словарях
Оборин Л. Н.

Лев Николаевич (29 VIII (11 IX) 1907, Москва - 5 I 1974, там же) - советский пианист. Нар. Арт. СССР (1964). Учился игре на фп. В Муз. Уч-ще Гнесиных у Елены Ф. Гнесиной и в Моск. Консерватории, к-рую окончил в 1926 по классу фп. У К. Н. Игумнова. Занимался композицией под рук. Н. Я. Мясковского (О. - автор ряда фп. Пьес, в т.ч. Сонаты, романсов, скерцо для оркестра и др.). Получил 1-ю пр. На 1-м Междунар. Конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве (1927). О. Был первым сов. Исполнителем, участв..

Оборот

Термин, применяемый в сов. Музыковедении для обозначения обладающего определённой характерностью последования неск. Звуков (мелодич. О.), созвучий (гармонич. О.), совокупности мелодич. Звуков и звуков сопровождающих голосов (муз. О.). Структурная протяжённость О. Не является строго определённой - со стороны структуры он может совпадать как с мотивом, так и с фразой, порой и с предложением, в отд. Случаях может включать смежные части двух структурных единиц. Понятие мелодич. О. Близко к понятиям ..

Обрадович А.

(Obradovic) Александр (р. 22 VIII 1927, Блед) - серб. Композитор (Югославия). В 1952 окончил Муз. Академию в Белграде по классу композиции у М. Логара. В 1953 преподавал в муз. Школе "Станкович", с 1954 - в Муз. Академии (композиция и инструментовка). Совершенствовался в Лондоне у Л. Бёркли (1959-60). В 1962-66 ген. Секретарь CK Югославии. В первый период творчества следовал традициям позднего романтизма, затем пришёл к применению приёмов авангардизма, использованию электронной музыки ("Скерцо в..

Образцова Е. В.

Елена Васильевна (р. 7 VII 1937, Ленинград) - сов. Певица (меццо-сопрано). Нар. Арт. СССР (1976). В 1964 окончила Ленингр. Консерваторию по классу пения у А. А. Григорьевой. Ещё студенткой пела партию Марины Мнишек в спектакле Большого т-ра. С 1964 в труппе этого т-ра. Обладает голосом сочного, насыщенного звучания, ровного во всех регистрах. Яркая индивидуальность, острое чувство современности позволяют певице по-новому исполнять партии классич. Репертуара. Марина Мнишек, Амнерис, Кончаковна, А..

Дополнительный поиск Обработка Обработка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Обработка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Обработка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 9 символа