Обратимый контрапункт

138

Полифонич. Соединение мелодий, к-рое может быть преобразовано в другое, производное, с помощью обращения одного, нескольких (неполный О. К.) или всех голосов (собственно О. К.), вид сложного контрапункта. Наиболее распространён О. К. С обращением всех голосов, где производное соединение подобно отражению первоначального в зеркале, т.н. Зеркальный контрапункт. Он характеризуется равенством интервалов первоначального и производного соединения (И. С. Бах, "Хорошо темперированный клавир", т. 1, фуга G-dur, такты 5-7 и 24-26. "Искусство фуги", No 12). Более сложен неполный О. К. Интервалы первоначального соединения изменяются в производном без видимой закономерности. Часто О. К. И неполный О. К. Сочетаются с вертикально-подвижным контрапунктом (вертикально-обратимый.

Д. Д. Шостакович, фуга Е-dur, такты 4-6 и 24-26. В. А. Моцарт, Квинтет c-moll, трио из менуэта), горизонтально- и вдвойне-подвижным контрапунктом (неполный вертикально-горизонтальный обратимый. И. С. Бах, двухголосная инвенция g-moll, такты 1-2 и 3-4), контрапунктом, допускающим удвоения (неполный обратимый с удвоениями. И. С. Бах, "Хорошо темперированный клавир", т. 2, фуга b-moll, такты 27-31 и 96-100). В О. К. Применяется также возвратное движение (зеркально-ракоходный. П. Хиндемит, "Ludus tonalis", прелюдия и постлюдия) и др. О. К. Радикально меняет облик первоначального соединения. В производных соединениях возникает фактически новый мелодич. Рисунок, часто изменяется интервальное соотношение голосов. Техника О. К. Широко применяется композиторами 20 в.

(А. Шёнберг, Хиндемит, Р. К. Щедрин и др.), нередко в сочетании с малоупотребительными ранее контрапунктич. Формами (возвратное движение).Литература. Богатырев С. С., Обратимый контрапункт, М., 1960. Южак К., Некоторые особенности строения фуги И. С. Баха, М., 1965, §§ 20-21. Танеев С. И., Фрагмент из варианта вступления к книге "Подвижной контрапункт строгого письма...", в кн. Танеев С., Из научно-педагогич. Наследия, М., 1967. См. Также лит. При статье Обращение темы.В. П. Фраёнов.

Значения в других словарях
Обрадович А.

(Obradovic) Александр (р. 22 VIII 1927, Блед) - серб. Композитор (Югославия). В 1952 окончил Муз. Академию в Белграде по классу композиции у М. Логара. В 1953 преподавал в муз. Школе "Станкович", с 1954 - в Муз. Академии (композиция и инструментовка). Совершенствовался в Лондоне у Л. Бёркли (1959-60). В 1962-66 ген. Секретарь CK Югославии. В первый период творчества следовал традициям позднего романтизма, затем пришёл к применению приёмов авангардизма, использованию электронной музыки ("Скерцо в..

Образцова Е. В.

Елена Васильевна (р. 7 VII 1937, Ленинград) - сов. Певица (меццо-сопрано). Нар. Арт. СССР (1976). В 1964 окончила Ленингр. Консерваторию по классу пения у А. А. Григорьевой. Ещё студенткой пела партию Марины Мнишек в спектакле Большого т-ра. С 1964 в труппе этого т-ра. Обладает голосом сочного, насыщенного звучания, ровного во всех регистрах. Яркая индивидуальность, острое чувство современности позволяют певице по-новому исполнять партии классич. Репертуара. Марина Мнишек, Амнерис, Кончаковна, А..

Обращение аккорда

Видоизменение аккорда посредством перемещения звуков, при к-ром нижним тоном становится его терция, квинта или септима. Трезвучие имеет два обращения. 1-е, секстаккорд, образуется от переноса осн. Тона (примы) на октаву вверх. 2-е, квартсекстаккорд, - от переноса примы и терции на октаву вверх. (Секстаккорд может быть образован и переносом терции трезвучия на октаву вниз, квартсекстаккорд - переносом квинты на октаву вниз.) Название секстаккорда происходит от интервала сексты, возникающего между..

Обращение интервала

Перемещение звуков интервала на октаву, при к-ром его основание становится верхним звуком, а вершина - нижним. Обращение простых интервалов (в пределах октавы) производится двумя способами. Перенесением основания интервала на октаву вверх или вершины на октаву вниз. В результате возникает новый интервал, дополняющий исходный до октавы, напр., от обращения секунды образуется септима, от обращения терции - секста и т.п. Все чистые интервалы обращаются в чистые, малые в большие, большие в малые, ув..

Дополнительный поиск Обратимый контрапункт Обратимый контрапункт

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Обратимый контрапункт" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Обратимый контрапункт, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 21 символа