Обращение темы

147

Противодвижение, инверсия (лат. Inversio, итал. Moto contrario, rovescio, riverso, rivoltato, франц. Reversement, нем. Die Umkehrung, die Gegenbewegung) - полифонич. Приём преобразования темы, заключающийся в воспроизведении её интервалов в противоположном направлении от некоего неизменяющегося звука. Восходящему ходу темы в её основном (прямом) движении (лат. Motus rectus) в обратном движении (лат. Motus contrarius) соответствует ход на такой же интервал вниз (и наоборот). Неизменяющийся звук, общий для темы в основном и обращённом вариантах, называется осью обращения. В принципе ею может служить любая ступень. В мажоро-минорной тональной системе для сохранения функционального подобия обоих вариантов осью обращения обычно служит III ступень.

В строгом стиле (14-16 вв.) с его натурально-диатонич. Ладами обращение часто делается вокруг терции уменьшенного трезвучия, что обеспечивает одинаковое положение звуков тритона:И. С. Бах. Искусство фуги, контрапункт XIII.Палестрина. Каноническая месса, Benedictus.В темах с хроматич. Движением О. Т. Осуществляется так, чтобы по возможности сохранилась качественная величина интервалов - это обеспечивает большее сходство выразительности обращённого и прямого движения:И. С. Бах. "Хорошо темперированный клавир", том 1, фуга fis-moll.Технич. Простота и художеств. Эффективность обновления темы посредством обращения определили частое и многообразное использование этого приёма, особенно в однотемных произведениях. Существуют разновидности фуги с обращённым ответом (нем.

Gegen-Fuge - см. И. С. Бах, "Искусство фуги", No 5, 6, 7) и канона с обращённой риспостой (В. А. Моцарт, квинтет c-moll, менуэт). Обращение используется в интермедиях фуги (Бах, "Хорошо темперированный клавир", т. 1, фуга c-moll). Тема в обращении может давать стретту с темой в прямом движении (Моцарт, фуга g-moll, K.-V. 401). Иногда они просто совмещаются (Моцарт, фуга c-moll, K.-V., 426). Часто на О. Т. Основываются большие разделы сочинений (Бах, "Хорошо темперированный клавир". Т. 1, фуга G-dur, контрэкспозиция. 2-я часть жиги) и даже целые формы (Бах, "Искусство фуги", No 12, 13. Р. К. Щедрин, Полифоническая тетрадь, No 7, 9). Комбинирование О. Т. С др. Способами преобразования получает особое распространение в музыке 20 в. (П. Хиндемит, "Ludus tonalis", ср.

Прелюдию и постлюдию), в частности, написанной с применением серийной техники (И. Ф. Стравинский, "Агон", Простой бранль). Как средство варьирования и развития обращение используется в неполифонич. Музыке (С. С. Прокофьев, "Джульетта-девочка" из балета "Ромео и Джульетта"), часто в сочетании с темой в прямом движении (П. И. Чайковский, 6-я симфония, ч. 2, т. 17-24. С. С. Прокофьев, 4-я соната, ч. 2, т. 25-28).Литература. Золотарёв В. А., Фуга. Руководство к практическому изучению, М., 1932, 1965, раздел 13, Скребков С. С., Полифонический анализ, М. - Л., 1940, раздел 1, В§ 4. Его же, Учебник полифонии, ч. 1-2, М. - Л., 1951, М., 1965, В§ 11. Танеев С. И., Подвижной контрапункт строгого письма, М., 1959, с. 7-14. Богатырев С. С., Обратимый контрапункт, М., 1960.

Григорьев С. С., Мюллер Т. Ф., Учебник полифонии, М., 1961, 1969, В§ 44. Дмитриев А. Н., Полифония как фактор формообразования, Л., 1962, гл. 3. Тюлин Ю. Н., Искусство контрапункта, М., 1964, гл. 3.В. П. Фраенов.

Значения в других словарях
Обращение аккорда

Видоизменение аккорда посредством перемещения звуков, при к-ром нижним тоном становится его терция, квинта или септима. Трезвучие имеет два обращения. 1-е, секстаккорд, образуется от переноса осн. Тона (примы) на октаву вверх. 2-е, квартсекстаккорд, - от переноса примы и терции на октаву вверх. (Секстаккорд может быть образован и переносом терции трезвучия на октаву вниз, квартсекстаккорд - переносом квинты на октаву вниз.) Название секстаккорда происходит от интервала сексты, возникающего между..

Обращение интервала

Перемещение звуков интервала на октаву, при к-ром его основание становится верхним звуком, а вершина - нижним. Обращение простых интервалов (в пределах октавы) производится двумя способами. Перенесением основания интервала на октаву вверх или вершины на октаву вниз. В результате возникает новый интервал, дополняющий исходный до октавы, напр., от обращения секунды образуется септима, от обращения терции - секста и т.п. Все чистые интервалы обращаются в чистые, малые в большие, большие в малые, ув..

Обретенов С.

Светослав (25 XI 1909, Провадия - 16 V 1955, София) - болг. Композитор и хор. Дирижёр. Чл. Болг. Коммунистич. Партии (с 1942). Окончил Гос. Муз. Академию в Софии (1933). Участвуя в революц. Борьбе, был вынужден часто менять работу и местожительство:, был дирижёром самодеят. Хоров в Софии, композитором и пианистом в оперном т-ре в Русе и в драм. Т-ре в Варне, преподавал в Пловдиве, принимал участие в деятельности разл. Рабочих т-ров (совм. С реж. Б. Дановским), писал музыку к спектаклям т-ров ант..

Обрехт Я.

(Obrecht, Obertus, Hobrecht) Якоб (22 XI 1450, Берген-оп-Зом или Утрехт, или Сицилия - 1505, Феррара) - нидерл. Композитор. Один из ведущих представителей нидерландской школы. Служил регентом в крупнейших соборах, в т.ч. В Утрехте (с 1476. В эти годы там учился и пел в хоре мальчиков Эразм Роттердамский), в церквах Синт-Гертраутис и братства Нотр-Дам в Берген-оп-Зом (1479-84), в Камбре (1484-85, изучал там произв. Г. Дюфаи, развивал его традиции), Синт-Донатьен в Брюгге (1486-91). В 1487-88 служ..

Дополнительный поиск Обращение темы Обращение темы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Обращение темы" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Обращение темы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 14 символа