Одноголосие

199

Один из осн. Способов изложения в музыке, характеризующийся ограничением одной мелодич. Линией. В условиях О. Понятие муз. Произв. Как целого тождественно понятию мелодии. Очень близки, во многом и тождественны понятия "О." и монодия. Их гл. Различие состоит в том, что термин "О." акцентирует скорее фактурную сторону явления, а "монодия" - структурную.О. - простейший и поэтому первичный способ изложения муз. Мысли. Осн. Отличие О. От многоголосия состоит в том, что одна мелодич. Линия должна вместить в себя всю совокупность средств музыки. Преимущество О. - в возможности полного выражения мысли посредством одной только мелодии. Оборотная сторона той же специфики О. - неприменимость выразит. Средств, действительных лишь для созвучания неск.

Голосов, и связанное с этим ограничение сферы муз. Содержания. Правда, посредством т.н. Скрытого многоголосия ("скрытой полифонии") в О. Можно достигнуть эффекта многогол. Полнозвучия (И. С. Бах, сюиты для виолончели соло), однако подобная проекция многоголосия на одноголосную линию всегда даёт только частичную компенсацию. К тому же художеств. Эффект заимствуется от др. Муз. Склада, к-рому О. Здесь, т. О., подражает. Развитая проф. Культура обращается к О. (в собств. Смысле) в мелких формах или для достижения особых красок экспрессии (песня Любаши "Снаряжай скорей, матушка родимая" из 1-го д. "Царской невесты", песня матроса в начале 1-го д. "Тристана и Изольды"). Особое значение имеет О. В проф. Музыке стран Востока (в т.ч. Советского. Пример - таджикский Шашмаком - см.

Маком) и др. Внеевроп. Культурах, где развитие О. Является непосредств. Продолжением древних традиций. О. Распространено в фольклоре всех народов. Близки к О. Бытующие формы произведений совр. Песенно-танц. Массовых жанров (однако в конечном счёте это всё же не О., а многоголосие, гомофония).Исторически у всех народов О. Образует первую ступень развития высокой проф. Муз. Культуры (в зап.-европ. Музыке - григорианское пение, светская музыка средневековья. Рус. Знаменный распев и др. Виды монодии). По мере становления многогол. Форм и жанров О. Оттесняется на задний план и перестаёт существовать как самостоят. Ветвь иск-ва. Г. Де Машо был последним из известных композиторов, писавших в жанрах одногол. Музыки (отд. "островки" О. Встречаются и позже, напр.

Песни Г. Сакса). Возрождение О., уже на новой основе, в условиях переосмысления классич. Ладов мажорно-минорной тональной системы, осуществляется в музыке 20 в. (К. Дебюсси, "Сиринкс" для флейты соло, 1912. И. Ф. Стравинский, Три пьесы для кларнета соло, 1919. Т. Олах, Соната для кларнета соло, 1963).Литература. См. При статьях Мелодия, Монодия.Ю. Н. Холопов..

Значения в других словарях
Одесский театр оперы и балета

(Одесский академический театр оперы и балета) - укр. Т-р, один из старейших в СССР. В 1810 в Одессе в здании, построенном по проекту арх. Т. Де Томона (1809), был открыт т-р. Здесь выступали труппы актёра и антрепренёра П. В. Фортунатова, князя А. И. Шаховского. Ставились драм. И оперные спектакли, балеты, водевили (произв. К. А. Кавоса, А. О. Аблесимова, И. А. Крылова, С. И. Давыдова, Я. Б. Княжнина, М. Н. Загоскина, С. С. Гулак-Артемовского, И. П. Котляревского). Гастролировали итал. И франц. ..

Одзава С.

Сейджи (р. 1 IX 1935, Хотен, Маньчжурия) - япон. Дирижёр. Изучал композицию и дирижирование под рук. X. Саито в частной Высшей муз. Школе Тохо в Токио, где дебютировал, выступив с оркестром Японского радио и телевидения. В 1959 совершенствовался в дирижировании у Э. Биго в Париже и Г. Караяна в Зап. Берлине. Получил 1-е пр. На Междунар. Конкурсах молодых дирижёров в Безансоне (Франция, 1959) и в Беркширском муз. Центре (Танглвуд, США. 1960), обратив на себя внимание Ш. Мюнша. В 1961 ассистент Л...

Одноимённые тональности

Пара тональностей противоположного наклонения, тоники к-рых строятся на одной и той же ступени. Напр., О. Т. C-dur и c-moll имеют общий осн. Тон лада - звук С, по названию ("имени") к-рого они и получают наименования (отсюда термин "О. Т."). Осн. Ладовые функции (Т, S и D) в О. Т. Базируются на одних и тех же ступенях звукоряда, что определяет особый характер их взаимоотношения. Эстетически О. Т. С наибольшей остротой и силой воплощают противоположность двух главных ладов - мажора и минора. Терм..

Одоевский В. Ф.

Владимир Фёдорович (1 (13) VIII 1804, Москва - 27 II (11 III) 1869, там же), князь - рус. Писатель, философ, муз. Теоретик, критик, учёный. Происходил из старинного дворянского рода. Образование получил в Моск. Университетском благородном пансионе (1816-22). Был одним из организаторов и председателем (1823-25) Об-ва любомудрия - первого в России философского кружка. В 1823 сблизился с В. К. Кюхельбекером, вместе с ним издавал альманах "Мнемозина" (1824-25), где опубликовал несколько статей по фи..

Дополнительный поиск Одноголосие Одноголосие

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Одноголосие" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Одноголосие, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 11 символа