Одоевский В. Ф.

132

Владимир Фёдорович (1 (13) VIII 1804, Москва - 27 II (11 III) 1869, там же), князь - рус. Писатель, философ, муз. Теоретик, критик, учёный. Происходил из старинного дворянского рода. Образование получил в Моск. Университетском благородном пансионе (1816-22). Был одним из организаторов и председателем (1823-25) Об-ва любомудрия - первого в России философского кружка. В 1823 сблизился с В. К. Кюхельбекером, вместе с ним издавал альманах "Мнемозина" (1824-25), где опубликовал несколько статей по философии. Увлекаясь философскими идеями Ф. В. Шеллинга, пытался построить систему "философии музыки", частично реализовав свой замысел в трактатах "Опыт Теории Изящных Искусств, с особенным применением оной к Музыке" и "Гномы XIX столетия" (не завершены).

Влияние идей декабризма (его двоюродный брат - поэт-декабрист А. И. Одоевский), а также сближение с А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым, Д. В. Веневитиновым способствовало формированию демократич. Взглядов О. На лит-ру и иск-во.В 1826-62 жил в Петербурге, затем снова в Москве, попеременно занимая высокие должности в министерствах внутр. Дел, гос. Имуществ, в Сенате и др. Служил в цензурном комитете (с 1826), с 1846 помощник директора Публ. Библиотеки и директор Румян-цевского музея в Петербурге (до перевода последнего в Москву), в 60-е гг. Сенатор в Москве. Дом О. В Петербурге был одним из культурных центров рус. Столицы. В лит.-муз. Вечерах участвовал М. И. Глинка, с к-рым О. Связывала дружба. Свидетельством их идейно-творч. Близости явился совместный проект издания муз.

Журнала в кон. 30 - нач. 40-х гг. (не осуществлён). В этот период общался также с М. Ю. Лермонтовым, В. Г. Белинским, Н. В. Гоголем.С юных лет принимал участие в лит.-художеств. Жизни Москвы, затем Петербурга. Сотрудничал в журн. "Вестник Европы", "Московский телеграф" (руководитель отдела муз. Фельетона) и "Сын отечества" (до 1826), "Московский вестник" (1827-30), "Отечественные записки" (совм. С Белинским, 1839-1848), в пушкинском "Современнике" (с кон. 30-х гг.), "Искре" (60-е гг.) и др.С кон. 50-х гг. Усилилась обществ. Деятельность О. Он участвовал в организации РМО (был его почётным членом, входил также в состав Совещательной комиссии Петерб., затем Моск. Отделения РМО), Петерб. И Моск. Консерваторий, в работе разл. Уч. Заведений. Был одним из инициаторов бесплатного класса хор.

Пения при Моск. Отделении РМО (открыт в 1864). В 60-е гг., выступая против засилья итал. Оперы, О. Активно боролся за создание в Москве постоянного рус. Оперного т-ра. Был в числе организаторов (совм. С А. Н. Островским, Н. Г. Рубинштейном, П. М. Садовским и др.) "Артистического кружка" (1865). С целью распространения и популяризации муз.-теоретич. Знаний выступал с лекциями и докладами, издал "Музыкальную грамоту, или Основания музыки для немузыкантов" (1868), составлял методич. Пособия. Один из просвещённых деятелей своего времени, О., помимо философии, лит-ры, музыки, обладал большими знаниями в области точных, естеств. И прикладных наук. Писал о юриспруденции, математике, физике, географии, истории, педагогике, финансах, медицине и др.

Был также одним из первых популяризаторов науч. Знаний в народе. С этой целью издавал совм. С А. П. Заблоцким-Десятковским журнал для крестьян "Сельское чтение" (статьи О. В увлекательной форме излагали начатки химии, физики, арифметики, истории). Однако среди его многообразных интересов и влечений главное место занимали лит-ра и музыка.О. Принадлежит видное место в развитии рус. Лит-ры. О его лит. Таланте положительно отзывались Пушкин, Кюхельбекер, Белинский, Гоголь. Одним из первых в рус. Художеств. Лит-ре обратился к темам муз. Творчества и образам музыкантов ("Последний квартет Бетховена", 1831. "Себастьян Бах", 1835). Лит. Критик и публицист, О. Сыграл выдающуюся роль в борьбе за признание комедии Грибоедова "Горе от ума", в кон.

40-50-х гг. Был в числе первых, высоко оценив- ших творчество Гоголя, А. Н. Островского, M. E. Салтыкова-Щедрина.Музыка - одна из наиболее постоянных и существ. Сторон творч. Деятельности О. Ещё в годы учёбы в пансионе он прославился как композитор и пианист. Его муз. Руководителем был преподаватель музыки Д. И. Шпревиц (Шпревич). В 20-х гг. В Петербурге О. Брал уроки фп. Игры у Дж. Филда. По нек-рым сведениям, в 1826-27 занимался теорией музыки и композицией у И. Г. Миллера. Соч. О. - органные фантазии, фуги, каноны и др. - обнаруживают дарование композитора-полифониста. Был автором музыки к водевилям ("Жизнь холостого", 1825), аранжировал музыку из оперы "Отелло" Россини для драм. Спектакля (1836, Александринский т-р).О. - один из основоположников рус.

Классич. Музыковедения. Огромен его вклад в историю и теорию музыки. Работы о творчестве рус. И заруб. Композиторов и исполнителей, заметки и рецензии о текущей конц. Жизни Москвы и Петербурга, исследования в области рус. Нар. Музыки, др.-рус. Церк. Пения, муз. Педагогики и др. (часто печатался под псевд. О. О. О., К. В. О., Аб. Ир., W. W., Ь. Ъ. Й., Любитель музыки и др.). Традиции передовой рус. Лит-ры, нашедшие место в лит.-публицистич. Творчестве О., в известной степени определили осн. Идейную направленность его муз.-критич. Статей - глубокое понимание народности и обществ.-воспитат. Роли иск-ва. О. Теоретически обосновал реалистич. Принципы рус. Муз. Классики. Ближайший друг и вдохновитель мн. Рус. Музыкантов (в числе их - А. Н. Верстовский, А. А. Алябьев, М. И. Глинка, А.

С. Даргомыжский, A. Н. Серов), О. Вместе с ними участвовал в становлении и развитии рус. Нац. Композиторской школы, способствовал утверждению мирового значения отечеств. Музыки.Уже статьи 20-х гг. Охватывают широкий круг явлений. О. Освещает муз. Жизнь Москвы и Петербурга, полемизируя с противниками рус. Музыки (отстаивает творчество Верстовского и Алябьева). Расцвет муз.-критич. Деятельности О. (30-е гг.) связан с творчеством Глинки. О. Первым дал исторически прозорливую и верную оценку Глинке как композитору, к-рый "начал новый период в искусстве - период русской музыки". В статьях, посв. Операм "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила", сформировалась центр. Проблема классич. Рус. Критики - проблема народности как цельного и глубокого выражения нар.

Характера. Высоко оценил О. И симф. Произв. Глинки.Большое внимание уделил О. Творчеству Даргомыжского, М. А. Балакирева (50-е гг.), Серова (60-е гг.), с теплотой отзывался о первых произв. П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова. О. Принадлежат также работы о творчестве И. С. Баха, Л. Бетховена, B. А. Моцарта, Й. Гайдна, К. М. Вебера. Он высоко оценил иск-во совр. Ему заруб. Композиторов (Г. Берлиоза, Ф. Листа и др.), высказал верные критич. Замечания об оперном стиле Р. Вагнера. О. Много сделал для утверждения и развития в России проф. Исполнительского иск-ва. Выступая против бессодержательной виртуозности, он пропагандировал мастерство талантливых отечеств. И заруб. Музыкантов.Эстетич. Воззрения О. В нек-рых случаях не лишены известной односторонности. Напр., изучая старинный пласт рус.

Песни, О. В то же время недооценивал гор. Песенно-романсовую культуру, а также связанное с ней творчество Д. Н. Кашина, А. Л. Гурилёва, А. Е. Варламова. О. Несколько преувеличивал художеств. Достоинства опер Серова (в частности, "Рогнеды"). Чрезмерная критичность присуща его суждениям об итал. Опере (Дж. Верди, В. Беллини, Дж. Россини), что было вызвано сложностью обществ. Условий, в к-рых протекала борьба за утверждение рус. Нац. Композиторской школы. О. Внёс также большой вклад в развитие рус. Муз. Теории. Он поставил сложные вопросы мелодич., ладового и ритмич. Своеобразия нар. Песни - важнейшего источника рус. Классич. Музыки. Много (особенно в 60-е гг.) занимался историей, теорией и палеографией др.-рус. Певч. Иск-ва и знаменной нотации (с 1862 творчески общался с Д.

В. Разумовским, готовил материалы к 1-му Археологич. Съезду). Собрал ценную коллекцию др.-рус. Певч. Рукописей, сб-ков нар. Песен. Одним из первых рассматривал рус. Нар. Песню и др.-рус. Церк. Музыку как явления, сложившиеся на единой мелодич. И ладовой основе. Им написаны также статьи о музыке (в т.ч. По теории) для "Энциклопедического лексикона" А. А. Плюшара (т. 7-14, 1836-38) и "Энциклопедического словаря, составленного русскими учеными и литераторами" (1861). О. Переработал и дополнил "Музыкальную терминологию" А. Гарраса (изд. Под назв. "Карманный музыкальный словарь. Второе издание музыкальной терминологии А. Гарраса, исправленное и умноженное", 1866), опубликовал письма Глинки ("Русский архив", 1869, т. 2, стлб. 341-48). С ним советовался Разумовский при написании кн.

"Церковное пение в России" (вып. 1-3, М., 1867-69). Увлекаясь муз. Опытами и изобретениями, О. Сконструировал орган "Себастьянон" (кон. 40 - нач. 50-х гг.) и 19-ступенный энгармонич. Клавесин.Труды О. Оказали большое и плодотворное воздействие на дальнейшее развитие муз. Науки. В сфере влияния его идей формировалась деятельность крупнейших муз. Критиков и учёных 2-й пол. 19 в. - А. Н. Серова, Г. А. Лароша. Горячий поборник творчества Глинки, О. Заложил, в частности, фундамент рус. Науч. Глинкианы.Сочинения. К редактору Вестника Европы, "Вестник Европы", 1822, No 8, с. 313-17. Несколько слов о кантатах Верстовского (письмо к редактору), там же, 1824, No 1, с. 64-69. О музыке в Москве и о московских концертах в 1825 году, "Прибавление к Московскому телеграфу", 1825, No 8, с.

129-37. Последний квартет Бетховена, в сб. Северные цветы на 1831 год, СПБ, 1830, с. 101-19. Дон-Жуан, опера Моцарта, представленная на Александрийском театре 22 октября, в бенефис г-жи Карл, "Северная пчела", 1833, No 245. Себастьян Бах, "Московский наблюдатель", 1835, ч. 2, (май, кн. 1), с. 55-112. То же, в кн. Соч. Князя В. Ф. Одоевского, ч. 1 - Русские ночи, СПБ, 1844 (с авторскими исправлениями и доп.). Смесь (о 9-й симфонии Бетховена в связи с исполнением в концерте Филармонич. Об-ва), "Северная пчела", 1836, No 55. Письмо к любителю музыки об опере г. Глинки. Жизнь за царя, там же, 1836, No 280. Второе письмо к любителю музыки об опере Глинки. Жизнь за царя, или Сусанин, там же, 1836, No 287-88. То же, "РМГ", 1903, No 16, стлб. 437-43.

О новой сцене в опере "Жизнь за царя", соч. М. И. Глинки, "Литературные прибавления к Русскому инвалиду", 1837, No 41. Еще о представлении "Нормы", там же, 1837, No 43. (О скрипачах-гастролерах Вьётане, Липиньском, Арто, Уле Булле), там же, 1838, No 12. Письма в Москву о петербургских концертах, "Спб. Ведомости", 1839, No 25, 41, 48, 50, 56, 59, 69. Реквием Берлиоза в концерте г. Ромберга, там же, 1841, No 48. "Руслан и Людмила", там же, 1842, No 260. Записки для моего праправнука о литературе нашего времени и о прочем (письмо г. Бичева - Руслан и Людмила, опера Глинки), "Отечественные записки", 1843, т. 26, No 2 (Смесь), с. 94-100. Последний концерт Рубинштейнов, "Русский инвалид", 1844, No 69. Замечательный концерт г-на Л.

Маурера, сегодня, в среду, 28 марта, в Большом театре (о музыке Глинки и Бетховена), там же, 1845, No 69. Берлиоз в Петербурге, "Спб. Ведомости", 1847, No 49. Концерт Берлиоза в Петербурге (письмо к М. И. Глинке), там же, 1847, No 51. То же, "РМГ", 1903, No 49, стлб. 1213-17. О Русских концертах Общества посещения бедных в музыкальном отношении (о симф. Произв. Глинки), "Спб. Ведомости", 1850, No 80. Письмо кн. В. Ф. Одоевского к издателю об исконной великорусской музыке, в сб. Калики перехожие. Сб. Стихов и исследование П. Бессонова, ч.2, вып. 5, 1863, с. I-XI. Старинная песня, "Русский архив", 1863, вып. 2, стлб. 107-11. Вагнер в Москве, "Современная летопись. Воскресные прибавления к Московским ведомостям", 1863, No 8. Рихард Вагнер и его музыка, там же, 1863, No 11, с.

11-16. Заметка о пении в приходских церквах, "День", 1864, No 4. Из бумаг князя В. Ф. Одоевского. Примечание к письму М. И. Глинки к В. Ф. Одоевскому (1846-1849) (о фактах, связанных с первой пост. "Ивана Сусанина"), "Русский архив", 1864, No 7-8, стлб. 841-42. Бесплатный класс простого хорового пения Русского музыкального общества в Москве, "День", 1864, No 46. К делу о церковном пении, "Домашняя беседа", 1866, вып. 27 и 28. Музыкальная грамота или Основания музыки для не-музыкантов, вып. 1, М., 1868. Лучше поздно, нежели никогда (о постановке "Руслана и Людмилы" в Москве), "Московские ведомости", 1868, No 19. Перехваченные письма, "Современные известия", 1868, No 99. Письма М. И. Глинки к К. А. Булгакову. Предисл. (В. Ф. Одоевского к истории творч.

Взаимоотношений О. И Глинки), "Русский архив", 1869, т. 2, стлб. 341-48. Краткие заметки о характеристике русского церковного православного пения, в кн. Труды первого Археологического съезда в Москве, 1869, т. 2, М., 1871, с. 476-80. Различие между ладами (Tonarten, tons) и гласами (Kirchen-tonarten, tons d'йglise), там же, с. 481-84. Мирская песня, написанная на восемь гласов крюками с киноварными пометами, там же, с. 484-91. Новые материалы для биографии М. И. Глинки. Два письма князя В. Ф. Одоевского с примечаниями В. В. Стасова, "ЕИТ", 1894, сезон 1892-1893. Избр. Муз.-критич. Статьи, М. - Л., 1951. Статьи о М. И. Глинке, М., 1953. Лагруа в роли Донны Анны (о драматургии оперы "Дон Жуан" Моцарта и трактовке образа Донны Анны), "СМ", 1955, No 10.

Музыкально-литературное наследие, общая ред., вступ. Ст. И прим. Г. Б. Бернандта, М., 1956.Литература. (Белинский В.), Сочинения князя В. Ф. Одоевского, "Отечественные записки", 1844, т. 36, кн. 10, Критика, с. 37-54. То же, Полн. Собр. Соч., т. 8, М., 1955. Разумовский Д. В., Музыкальная деятельность князя В. Ф. Одоевского, в сб. В память о князе Владимире Фёдоровиче Одоевском, М., 1869. Сакулин П. Н., Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский. Мыслитель-писатель, М., 1913, т. 1, ч. 1. Иванов-Корсунский В., Музыкальная деятельность князя В. Ф. Одоевского, в кн. Музыкальная летопись. Статьи и материалы, под ред. А. Н. Римского-Корсакова, вып. 1, П., 1922. Финагин А. В., От мистического идеализма к научному реализму (Кн. В. Ф. Одоевский), в сб. Временник Отдела Теории и Истории музыки, вып.

2, Л., 1926. Струминский В. Я., В. Ф. Одоевский, выдающийся педагог первой половины XIX века, "Известия Академии педагогических наук РСФСР", 1946, No 5. Асафьев Б. (В.), Из диалогов о музыке. Глинка - Одоевский, "СМ", 1946, No 11. Кремлев Ю. А., Русская мысль о музыке, т. 1-2, Л., 1954-58. Ливанова Т. Н., Протопопов В. В., Оперная критика в России, т. 1, вып. 1-2 (2-й вып. - только Ливанова Т. Н.), М., 1966-67. Виргинский В. С., В. Ф. Одоевский. Естественнонаучные взгляды. 1804-1869, М., 1975.Л. Ю. Силенок.

Значения в других словарях
Одноголосие

Один из осн. Способов изложения в музыке, характеризующийся ограничением одной мелодич. Линией. В условиях О. Понятие муз. Произв. Как целого тождественно понятию мелодии. Очень близки, во многом и тождественны понятия "О." и монодия. Их гл. Различие состоит в том, что термин "О." акцентирует скорее фактурную сторону явления, а "монодия" - структурную.О. - простейший и поэтому первичный способ изложения муз. Мысли. Осн. Отличие О. От многоголосия состоит в том, что одна мелодич. Линия должна вме..

Одноимённые тональности

Пара тональностей противоположного наклонения, тоники к-рых строятся на одной и той же ступени. Напр., О. Т. C-dur и c-moll имеют общий осн. Тон лада - звук С, по названию ("имени") к-рого они и получают наименования (отсюда термин "О. Т."). Осн. Ладовые функции (Т, S и D) в О. Т. Базируются на одних и тех же ступенях звукоряда, что определяет особый характер их взаимоотношения. Эстетически О. Т. С наибольшей остротой и силой воплощают противоположность двух главных ладов - мажора и минора. Терм..

Одран Э.

(Audran) Эдмон (11 IV 1842, Лион - 17 VIII 1901, Тьерсевиль, Сена и Уаза) - франц. Композитор. Обучался в Ин-те церк. Музыки в Париже у К. Сен-Санса. С 1861 капельмейстер и органист церкви "Сен-Жозеф" в Марселе. С 1879 жил в Париже, посвятив себя исключительно сочинению оперетт. Особенную известность получила его "Маскотта" (1880, т-р "Буфф-Паризьен". В России известна также под назв. "Красное солнышко"). Для оперетт О. Характерно пародирование историч. Событий (форма сатирич. Изображения совр. ..

Ожогин А. Г.

Андрей Гаврилович (1746-1814) - рус. Оперный артист. Учился в Моск. Ун-те. В 1766 артист труппы Н. С. Титова, с 1780 - Петровского т-ра. Участник мн. Спектаклей - опер, комедий, драм, мелодрам. Обладал незаурядным комедийным даром, широко использовал буффонаду, импровизацию. Прославился исполнением ролей Фаддея ("Мельник - колдун, обманщик и сват" Соколовского), Лесника ("Розана и Любим" Керцелли), Скрягина и Сквалыгина ("Скупой" и "Санктпетербургский гостиный двор" Пашкевича), Угольщика ("Прекр..

Дополнительный поиск Одоевский В. Ф. Одоевский В. Ф.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Одоевский В. Ф." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Одоевский В. Ф., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 15 символа