Павловский вокзал

206

(музыкальный) - конц. Зал в Павловске (дачная местность под Петербургом), центр муз. Жизни Петербурга в летние месяцы в 19 - нач. 20 вв. Построен по проекту арх. А. Штакеншнейдера при конечной станции царскосельской железной дороги. Открыт 22 мая 1838 как увеселительное заведение ("Воксал". В кон. 19 в. Для отличия от железнодорожных вокзалов стал именоваться "музыкальным вокзалом"). Первоначально муз. Вечера П. В. Были чисто развлекательными, позже концерты приобрели более серьёзный характер, и П. В. Из зала-ресторана постепенно превратился в конц. Зал. Здесь выступали мн. Видные рус. И заруб. Дирижёры и исполнители. П. В. Явился первым постоянным конц. Учреждением, где исполнялась симф. Музыка композиторов-классиков и совр. Авторов и прежде всего пропагандировалось творчество рус.

Композиторов.Первые 40 лет деятельности П. В. - период, когда здесь превалировала лёгкая, бальная музыка - вальсы, польки, галопы, попурри и др. Изредка в программы входили и серьёзные произв. Так, оркестр под упр. Г. Германа (сезоны 1839-44), кроме танц. Музыки, в 1839 впервые исполнил "Вальс-фантазию" ("Павловский вальс". В 1-й орк. Редакции) Глинки и "Болеро" Даргомыжского. По тому же принципу составлялись программы концертов оркестров Иоганна Гунгля (1845?48) и Йозефа Гунгля (1850?55). В 1856?65 и 1869 концертами в П. В. Дирижировал И.Штраус-сын (в 1864-65 вместе с братьями Йозефом и Эдуардом, в 1869 только с Йозефом), концерты к-рого проходили с неизменным успехом. Штраус отказался играть в зале-ресторане и добился устройства особого зала для выступлений.

В его программах наряду с развлекательными пьесами большое место заняли соч. Совр. Заруб. И рус. Авторов, в т.ч. М. И. Глинки (творчеству к-рого он посвятил вечер 20 мая 1864), А. С. Даргомыжского, А. Н. Серова, А. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского и др. В репертуаре дирижёров Г. Фюрстенау (1866-68), Б. Бильзе (1870 и 1873?75), Г. Мансфельда (1871-72) доминирующее положение начинает занимать серьёзная музыка. В 1876 обеспокоенная этим дирекция царскосельской железной дороги попыталась вернуть концертам их прежний, "садовый" характер, пригласив франц. Дирижёра лёгкой музыки Ж. Арбана. Но эти концерты уже не имели успеха, и при И. Лангенбахе (1877-79) серьёзная музыка вновь заняла осн. Место в концертах П. В.С нач. 80-х гг. Программы муз. Вечеров в П. В.

Заметно русифицировались. В эти годы утвердился постоянный оркестр П. В. (в составе 60 артистов). Выступавший здесь в 1882-86 чеш. Дирижёр В. H. Главач (ввёл в программы большое количество произв. Рус. Композиторов), а также дирижёры А. Вицентини (1887, исполнял произв. Франц. Авторов) и Ю. Лаубе (1888-91, отдавал преимущество нем. Музыке) совсем отказались от лёгкой музыки, поддерживая своими программами начинания РМО и, позднее, концерты М. П. Беляева. Особенно плодотворной была деятельность дирижёра и скрипача Н. В. Галкина (1892-1903), много сделавшего для пропаганды произв. Новой рус. Школы и соч. П. И. Чайковского. Оркестр состоял теперь в основном из рус. Артистов (за время деятельности Галкина он пополнился учениками последних курсов Петерб.

Консерватории). В конц. Репертуар впервые вошли произв. А. К. Глазунова. Галкин ввёл в традицию проведение по вторникам концертов, в к-рых исполнялась только рус. Музыка. В его концертах выступали. И. В. Ершов, Ф. И. Шаляпин, С. Ментер, В. Л. Сапельников, А. В. Вержбилович и мн. Др., неоднократно пел хор А. А. Архангельского. Стали широко исполняться произв. Зарубежных композиторов - Л. Бетховена, Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа, позже - Р. Штрауса, А. Дворжака, Я. Сибелиуса и др. В 1904 концертами дирижировали. Г. И. Варлих, A. Б. Хессин, В. Д'Энди, Э. Колонн, О. Недбал и B. Земанек, познакомившие рус. Публику с соч. Франц. И чеш. Авторов. В 1905-06 оркестр графа А. Д. Шереметева под упр. М. В. Владимирова, а в 1907-09 под упр. Хессина, вопреки запретам дирекции железной дороги, исполнял в концертах П.

В. Соч. Н. А. Рим-ского-Корсакова. В 1910-16 концертами руководил дирижёр А. П. Асланов, включивший в программы соч. С. В. Рахманинова, Н. Я. Мясковского, К. Дебюсси, Г. Малера. В авг. 1912 С. С. Прокофьев с оркестром Асланова исполнил свой 1-й концерт для фп. С оркестром, а 23 авг. 1913 впервые - 2-й концерт. 22 и 23 мая 1912 состоялись юбилейные концерты, посв. 75-летию со дня открытия П. В. В последующие годы отд. Концертами дирижировали А. К. Глазунов, М. М. Ипполитов-Иванов, В. И. Сук, H. H. Черепнин. В качестве солистов выступали Л. В. Николаев, Е. А. Бекман-Щербина, С. М. Козолупов, А. И. Мозжухин и др. Летом 1917 концертами управляли Н. А. Малько и Д. И. Похитонов. 17 июня состоялся первый концерт, организованный павловским Советом рабочих и крестьянских депутатов, а в июле - неск.

Концертов-митингов. В дек. 1917 путём слияния павловского симф. Оркестра и бывшего придворного был создан Первый Большой симф. Оркестр, в 1920 переименованный в Гос. Симф. Оркестр, а в 1921 - в Оркестр гос. Академич. Филармонии. В 20-х гг. Этот оркестр в течение неск. Сезонов играл в Павловске под упр. А. К. Глазунова и др. Дирижёров. В мае 1938 сов. Общественность отметила столетие существования П. В. Во время Великой Отечеств. Войны 1941-45 здание П. В. Было сожжено фашистскими захватчиками.Литература. Финдейзен Н. Ф., Павловский музыкальный вокзал. Исторический очерк. (К 75-му музыкальному сезону), 1838-1912, СПБ, 1912.А. С. Розанов.

Значения в других словарях
Павловская В. К.

(наст. Фам. Орлова) Валентина Константиновна (28 1(9 II) 1888, Пишборт, Польша - 10 IV 1947, Ленинград) - сов. Певица (лирико-драм. Сопрано). Засл. Деят. Иск-в РСФСР (1939). Брала уроки пения в Милане у А. Борга. В 1915 окончила Петрогр. Консерваторию. В 1919-24 солистка оперных т-ров Ростова-на-Дону, Москвы (Оперный т-р Зимина), Харькова. В 1924-46 солистка Ленингр. Т-ра оперы и балета. С большим успехом выступала в партии Саломеи ("Саломея" Штрауса, 1-я исполнительница в СССР, 1924). Др. Парти..

Павловская Э. К.

(урожд. Берман) Эмилия Карловна (28 VII(9 VIII) 1853, Петербург - 23 III 1935, Москва) - сов. Певица (лирико-драм. Сопрано) и вок. Педагог. Засл. Арт. РСФСР (1934). В 1873 окончила Петерб. Консерваторию у К. Эверарди, затем в течение двух лет совершенствовалась в Италии, выступала в концертах. С 1876 солистка оперных театров Киева, Одессы, Тбилиси, Харькова, в 1883-84, 1888-89 - Большого т-ра (Москва), в 1884-88 - Мариинского т-ра (Петербург).Обладала сильным, приятного тембра голосом, совершенн..

Павчинский С. Э.

Сергей Эразмович (11(24) IX 1909, Екатеринослав, ныне Днепропетровск - 13 IX 1976, Репино, похоронен в Москве) - сов. Музыковед. В 1932 окончил Моск. Консерваторию по классу фп. У Г. Р. Гинзбурга. В 1944-47 учился у M. P. Гнесина на теоретико-композиторском ф-те Муз.-педагогич. Ин-та им. Гнесиных. С 1947 редактор, в 1952-73 ст. Редактор симф. И академич. Редакций Музгиза (с 1964 - изд-во "Музыка"). Ред. Собр. Соч. Н. К. Метнера, избр. Соч. С. С. Прокофьева, академич. Издания соч. М. И. Глинки. Е..

Паганини Н.

(Paganini) Никколу (27 X 1782, Генуя - 27 V 1840, Ницца) - итал. Скрипач и композитор. Род. В семье мелкого торговца, любителя музыки. В раннем детстве учился у отца игре на мандолине, затем на скрипке. Нек-рое время занимался у Дж. Косты - первого скрипача собора Сан-Лоренцо. В возрасте 11 лет выступил с самостоят. Концертом в Генуе (среди исп. Произв. - собств. Вариации на франц. Революц. Песню "Карманьола"). В 1797-98 концертировал по Сев. Италии. В 1801-04 жил в Тоскане, в 1804-05 - в Генуе...

Дополнительный поиск Павловский вокзал Павловский вокзал

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Павловский вокзал" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Павловский вокзал, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 17 символа