Палиашвили З. П.
Захарий Петрович (4(16) VIII 1871, Кутаиси - 6 X 1933, Тбилиси) - сов. Композитор, дирижёр, педагог. Нар. Арт. Груз. ССР (1925). Крупнейший представитель грузинской классической музыки. Отец П. Был певцом церковного хора, четверо братьев и сестра - музыканты. Первоначальным муз. Образованием обязан своему старшему брату Ивану Петровичу П. С 1887 жил в Тбилиси, где вступил в груз. Нар. Хор Л. Агниашвили, в 1895-99 занимался в муз. Уч-ще по классам теории музыки (у Н. С. Кленовского) и валторны. В 1896 начал записывать и обрабатывать груз. Нар. Песни. В 1900-03 учился в Моск. Консерватории по классу композиции у С. И. Танеева. Тогда же в Москве П. Создал хор груз. Студентов, исполнявший нар. Песни, опубликовал сб-ки нар. Песен и статьи о нар. Груз. Музыке.
Возвратившись в Тбилиси (1903), развернул многогранную творч., педагогич. И исполнит. (как дирижёр и органист) деятельность. П. Преподавал теоретич. Предметы, руководил хором и струн. Оркестром в муз. Уч-ще и груз. Гимназии, участвовал в организации Груз. Филармонического об-ва, при к-ром основал хор и оркестр, был директором муз. Школы при об-ве (1908-17), активно работал в правлении Товарищества постановок опер на груз,. Яз., собирал, изучал и записывал нар. Груз. Песни. В 1910 опубликовал "Сборник грузинских народных песен. В народной гармонизации" (40 песен. Под псевдонимом Палиев), а также сб. Обработок "Восемь грузинских народных песен".После установления в Грузии Сов. Власти обществ. Деятельность П. Значительно активизировалась.
Он был профессором Тбилисской консерватории (с 1919, директор в 1919, 1923, 1929-32).Годы формирования П. Как музыканта совпали с периодом интенсивного развития нац. Лит-ры и иск-ва в Грузии, упрочения связей с передовой рус. Культурой. Наряду с Д. И. Аракишвили и М. А. Баланчивадзе П. Создал новую груз. Проф. Муз. Школу, содействовал широкому развитию муз. Культуры. Глубоко национальное по своей природе, творчество П. Органически сочетает традиции нар. Груз. И рус. Музыки, а также достижения мирового иск-ва. Композитор обобщил многочисл. Диалекты груз. Муз. Фольклора и из его различных этнографич. Ветвей создал единый нац. Муз. Язык (при опоре на карталино-кахетинскую ветвь), лёгший в основу груз. Муз. Классики. Основное место в творчестве П. Занимают оперы.
Первая его опера "Абесалом и Этери" (пост. 1919, Тбилиси), написанная по мотивам нар. Эпоса "Этериани", стала одним из высших достижений нац. Муз. Культуры. Хоры, основанные гл. Обр. На величаво-протяжных карталино-кахетинских и сванских песнях, придают ей эпический монументальный характер. Монолитность архитектоники, классич. Простота и ясность форм, выразительность психологич. Характеристик определили художеств. Значение оперы и её популярность. Опера "Даиси" ("Сумерки", 1923) - лирическая драма, развёртывающаяся на фоне жанровых эпизодов. Наряду с этим в ней ярко воплощены героико-патриотич. Идеи. В хоровых сценах "Даиси" отражено многообразие жанров и разветвлений груз. Нар. Иск-ва (в т.ч. Использованы гурийские песенные интонации и ритмы).
"Абесалом и Этери" и "Даиси", занявшие прочное место в репертуаре муз. Т-ров, способствовали формированию нац. Оперно-исполнительского иск-ва. П. Была написана также героико-патриотич. Опера-легенда "Латавра".Среди др. Произв. П. - "Грузинская литургия", хоры, романсы. Имя П. Присвоено Груз. Т-ру оперы и балета (1937), ряду муз. Уч. Заведений. В Тбилиси и Кутаиси открыты Дома-музеи имени П. В 1971 учреждена Гос. Пр. Груз. ССР имени П.Сочинения. Оперы - Абесалом и Этери (либр. П. Мирианашвили, 1919, Груз. Т-р оперы и балета), Даиси (Сумерки, по пьесе В. Гуния, 1923, там же), Латавра (по пьесе С. Шаншиашвили, 1928, там же). Для солистов, хора и орк. - Торжественная кантата (к 10-летию Октябрьской революции, сл. Шаншиашвили, 1927). Для орк. - Грузинская сюита на нар.
Темы (1928). Для хора, в т.ч. Песни Дис мерцхали. (Сегодня ласточки...), Колыбельная (сл. А. Церетели). Для голоса и фп. - романсы на сл. И. Чавчавадзе (Грузинская колыбельная песня, Зачем люблю), И. Гришашвили (Не искушай, Люблю я), Д. Туманишвили (Юной полюбив душой). Записи нар. Песен (ок. 300, 40 песен в "Сборнике грузинских народных песен, записанных с помощью фонографа в народной гармонизации", опубл. Под фам. З. Палиев, 1910). Обр. Нар. Песен, в т.ч. Восемь народных грузинских песен, и др.Литература. Тбилели X., О народности музыкального языка оперы З. Палиашвили "Даиси", "СМ", 1951, No 8. Донaдзe В., Захарий Палиашвили, М., 1958, 1971. Данилевич Л., Оперы З. Палиашвили и А. Спендиарова, в его кн. О советской музыке, (М.), 1962. З. Палиашвили, Биографический справочник, Тб., 1964.
На груз. Яз. - Кашмадзе Ш., Захарий Палиашвили, Тб., 1948. Асланишвили Ш., Путь к "Абесалому", Тб., 1971. Зарубишвили И., Опера З. Палиашвили "Абесалом и Этери", в кн. Театральные портреты. Очерки о музыке, Тб., 1972. Xучуа П., Захарий Палиашвили, Тб., 1974.А. Г. Цулукидзе.
Дополнительный поиск Палиашвили З. П.
На нашем сайте Вы найдете значение "Палиашвили З. П." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Палиашвили З. П., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 16 символа