Рага

193

(санскр. - рага, хинди и бенгальский - paг, тамильский - ирагам) - один из видов инд. Музыки, характерные особенности и манера исполнения к-рого формировались в течение мн. Веков. Термин "paг" употребляется в разл. Значениях, в основном сводящихся к двум категориям - структурной и эмоциональной. Он подразумевает не только своеобразную форму муз. Произв. Этого стиля, но и столь же специфич. Характер исполнения муз. Звуков (свар) с их ладовыми особенностями и окраской (варна). Слово "Р." имеет множество значений, наиболее важные среди к-рых "цвет", "оттенок", "желание", "страсть", "стремление", "любовь", "печаль", "страдание", "боль", "зависть", "злоба", "жадность", "тон", "мотив", "песня". Многообразие эмоциональных состояний передаётся с помощью разл.

Способов окраски звука. Р. Демонстрируют зависимость, существующую между принципами формообразования и характером исполнения. Записи инд. Музыки, сделанные в совр. Европ. Нотации, не соответствуют её живому звучанию, т.к. Не отражают мн. Важные особенности пения и игры на муз. Инструментах, отличающие исполнительскую манеру инд. Музыкантов и остающиеся вне рассмотрения европ. Исследователями. Однако именно при непосредственном прослушивании Р. Обнаруживается их ладо-интонационное и колористич. Своеобразие. Хотя Р. Относятся к древним формам музицирования, они создаются и исполняются и в 20 в. Р. Передаются как устно, так и нац. Нотным письмом - сварлипи. Нотное письмо соответствует особенностям инд. Музыки. Наиболее точно им фиксируются тембр и ритм удар.

Инструментов, сопровождающих исполнение R.Р. Основывается на том или ином звукоряде, к-рый называется тхат и включает семь, шесть или пять звуков. В тхате выделяются два осн. Звука - вади и подчинённый ему самвади, к-рые исполняются на тампуре в виде бурдона. Звуки, составляющие тхат, могут быть как диатонич., так и хроматич. Ряда. Однако подобное разделение на диатонику и хроматику отвечает только европ. Ладовому мышлению. Различают также тхат в восходящем (арох) и нисходящем (аврох) движении. Помимо звукоряда, Р. Характеризуют особые группы звуков - интонации (пакар). Каждому Р. Соответствует также определ. Ритм (тал), характерный для сопровождения на табла или мридангаме.Одной из важнейших особенностей инд. Р. Является их интервалика.

Минимальное расстояние между звуками называется шрути. В октаве содержится 22 шрути, к-рые в нотном письме не фиксируются. Как и мелодич. Развитие, шрути импровизируются, отражая эмоциональный характер исполнения. Однако импровизация подразумевает соблюдение интонационных норм данного Р. В 20 в. Нек-рые музыканты вносят в исполнение одного Р. Элементы других Р. Шри Нивас высказался за применение в них даже 12-звукового ряда.Начало Р. (алап) исполняется певцом (певицей) или исполнителем на вине, ситаре, саранги, дильрубе, сароде, бансури в сопровождении тампура. Певец вокализует на "а" или к.-л. Слог, напр. "та", "на", "ри", "нарэ", "нэнэри" и др. В начальной части Р. Излагается осн. Интонационный материал, а также содержится обращение к слушателям (слово "алап" означает "разговор", "беседа").

В этом разделе исполнитель демонстрирует знание всех особенностей Р. Алап - наиболее древняя форма музицирования, сохранившаяся до 20 в. Она отличается импровизационностью, свободой мелодич. Развития, метра и ритма.Второй крупный раздел Р. Начинается игрой на табла или мридангаме, на к-рых воспроизводится принадлежащий данному Р. Ритм. Этот раздел включает неск. Частей, носящих самостоят. Названия - стхайи, антра, санчари, абхог. Мелодич. Материал алапа получает дальнейшее развитие. Постепенно захватываются более высокие регистры, осн. Интонац. Группы (пакар) вариационно видоизменяются. В моменты наивысшего эмоционального накала могут возникнуть полиметрич. Эпизоды. Разнообразные типы муз. Структур могут создаваться импровизационно, в процессе исполнения.

Так, напр., в санчари нередко возвращается интонационный материал стхайи. В абхоге разрабатывается материал антра, но в ускоренном темпе. Во всех разделах сохраняются тхат и соответствующие данному Р. Мелодич. Обороты, к-рые варьируются по желанию исполнителя. Подобный тип развития называется тан ("растяжение"). Нек-рые особенности Р. Зависят от мастерства и индивидуальности исполнителя. Так, напр., не обязательно присутствие всех упомянутых частей Р. Существует также различие в исполнении Р. На юге и на севере Индии, что, по-видимому, обусловлено влиянием мусульманского муз. Иск-ва на северную традицию.Исполнение каждого Р. Приурочено к определ. Времени суток, делящихся на 8 трёхчасовых отрезков (прахар или пахар). Р. Различают также по сезонам года.

Выдающиеся исполнители Р. Тансен (16 в.) - легендарный исполнитель алапов. Рави Шанкар, выступающий вместе с Али Акбаром и Гиан Гхошем. Вишну Дигамбар Полускар, Дабир Кхан, Кумар Гандхарва, Нараяна Менон, Лакшми Нараян Гарга и др.Литература. Синявер Л., Музыка Индии, М., 1958, с. 39-49. Виноградов В. С., Индийская рага, M., 1976. Gangоlу О., Ragas and raginis, v. 1-2, Calcutta, 1934-35, то же, Bombay, 1948. Bandopadhyaya S. P., The origin of raga, Delhi, 1946. Его же, The musik of India, Bombay, 1958. Danielоu A., Northern Indian musik, v. 1-2, Calcutta - L. 1949-54. Ayar С. S., The grammar of South Indian (Karnatic) music, Madras, 1939, 1951. Sambamoorthy P., South Indian musik, Madras, 1958. "Сангит-вишард" ("Музыкальный ученый"), Hatharas, 1958.

"Сангит сагар" ("Океан музыки"), Hatharas, 1959.M. А. Осокин..

Значения в других словарях
Работнов Л. Д.

Леонид Дмитриевич (1879, Ярославль - 17 I 1934, Москва) - сов. Ларинголог. Доктор медицины (1916). С 1920 приват-доцент. Был науч. Сотрудником ГИМНа.Сочинения. К вопросу об образовании голоса у певцов, "Архив клинической и экспериментальной медицины", 1922, No 1. Основы физиологии и патологии голоса певцов, М., 1932. О фонографической записи голоса певцов (Микроскопическое исследование), (М.), 1935.Литература. Л. Д. Работнов, в кн. Назаренко И. К., Искусство пения. Очерки и материалы по истории,..

Равель М. Ж.

(Ravel) Морис Жозеф (7 III 1875, Сибур, департамент Атлантические Пиренеи - 28 XII 1937, Париж) - франц. Композитор. Почётный доктор Оксфордского ун-та (1928). Отец Р. - Пьер Жозеф Р. - выходец из Швейцарии, мать - испано-баскского происхождения. С 7 лет обучался игре на фп., с 1887 - также гармонии, контрапункту, композиции у Ш. Рене. В 1889 Р. Поступил в Парижскую консерваторию (окончил в 1905), где занимался у Антиома, позже у Ш. В. Де Берио (классы фп.), Э. Пессара (класс гармонии), А. Жедал..

Раглс К.

Rэглс (Ruggles) Карл (Чарлз) (11 III 1876, Марион, шт. Массачусетс - 24 X 1971, Беннингтон, шт. Вермонт) - амер. Композитор. Чл. Нац. Ин-та иск-в и лит-ры (1954). Обучался у Ф. Уинтерница и К. Тимнера (скрипка) и у Дж. Клоза (муз.-теоретич. Предметы) в Бостоне, по композиции занимался под рук. У. Сполдинга и Дж. К. Пейна в Гарвардском ун-те (1903-07). С 1907 преподавал композицию в консерватории и руководил гор. Симф. Оркестром в Уиноне (Миннесота). С 1917 жил в Нью-Йорке, временами в Арлингтоне..

Раджаби Ю.

Раджабов Юнус (23 XII 1896 (5 I 1897), Ташкент - 23 IV 1976, там же) - советский композитор-мелодист. Нар. Арт. Узб. ССР (1953). Академик АН Узб. ССР (1966). Деп. Верх. Совета Узб. ССР 5-го созыва. В 1919 окончил Ташкентскую нар. Консерваторию как певец и исполнитель на нар. Инструментах. Учителями Р. Были также X. Абдулазиз, Г. Ташмухамедов, Д. Халим-Ибадов, Ш. Шоумаров. В 1925-27 муз. Рук. Самаркандского муз.-драм. Т-ра, в 1927-53 худ. Рук. Оркестра нар. Инструментов Радио (Ташкент), в 1942-45..

Дополнительный поиск Рага Рага

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рага" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рага, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 4 символа