Рага
(санскр. - рага, хинди и бенгальский - paг, тамильский - ирагам) - один из видов инд. Музыки, характерные особенности и манера исполнения к-рого формировались в течение мн. Веков. Термин "paг" употребляется в разл. Значениях, в основном сводящихся к двум категориям - структурной и эмоциональной. Он подразумевает не только своеобразную форму муз. Произв. Этого стиля, но и столь же специфич. Характер исполнения муз. Звуков (свар) с их ладовыми особенностями и окраской (варна). Слово "Р." имеет множество значений, наиболее важные среди к-рых "цвет", "оттенок", "желание", "страсть", "стремление", "любовь", "печаль", "страдание", "боль", "зависть", "злоба", "жадность", "тон", "мотив", "песня". Многообразие эмоциональных состояний передаётся с помощью разл.
Способов окраски звука. Р. Демонстрируют зависимость, существующую между принципами формообразования и характером исполнения. Записи инд. Музыки, сделанные в совр. Европ. Нотации, не соответствуют её живому звучанию, т.к. Не отражают мн. Важные особенности пения и игры на муз. Инструментах, отличающие исполнительскую манеру инд. Музыкантов и остающиеся вне рассмотрения европ. Исследователями. Однако именно при непосредственном прослушивании Р. Обнаруживается их ладо-интонационное и колористич. Своеобразие. Хотя Р. Относятся к древним формам музицирования, они создаются и исполняются и в 20 в. Р. Передаются как устно, так и нац. Нотным письмом - сварлипи. Нотное письмо соответствует особенностям инд. Музыки. Наиболее точно им фиксируются тембр и ритм удар.
Инструментов, сопровождающих исполнение R.Р. Основывается на том или ином звукоряде, к-рый называется тхат и включает семь, шесть или пять звуков. В тхате выделяются два осн. Звука - вади и подчинённый ему самвади, к-рые исполняются на тампуре в виде бурдона. Звуки, составляющие тхат, могут быть как диатонич., так и хроматич. Ряда. Однако подобное разделение на диатонику и хроматику отвечает только европ. Ладовому мышлению. Различают также тхат в восходящем (арох) и нисходящем (аврох) движении. Помимо звукоряда, Р. Характеризуют особые группы звуков - интонации (пакар). Каждому Р. Соответствует также определ. Ритм (тал), характерный для сопровождения на табла или мридангаме.Одной из важнейших особенностей инд. Р. Является их интервалика.
Минимальное расстояние между звуками называется шрути. В октаве содержится 22 шрути, к-рые в нотном письме не фиксируются. Как и мелодич. Развитие, шрути импровизируются, отражая эмоциональный характер исполнения. Однако импровизация подразумевает соблюдение интонационных норм данного Р. В 20 в. Нек-рые музыканты вносят в исполнение одного Р. Элементы других Р. Шри Нивас высказался за применение в них даже 12-звукового ряда.Начало Р. (алап) исполняется певцом (певицей) или исполнителем на вине, ситаре, саранги, дильрубе, сароде, бансури в сопровождении тампура. Певец вокализует на "а" или к.-л. Слог, напр. "та", "на", "ри", "нарэ", "нэнэри" и др. В начальной части Р. Излагается осн. Интонационный материал, а также содержится обращение к слушателям (слово "алап" означает "разговор", "беседа").
В этом разделе исполнитель демонстрирует знание всех особенностей Р. Алап - наиболее древняя форма музицирования, сохранившаяся до 20 в. Она отличается импровизационностью, свободой мелодич. Развития, метра и ритма.Второй крупный раздел Р. Начинается игрой на табла или мридангаме, на к-рых воспроизводится принадлежащий данному Р. Ритм. Этот раздел включает неск. Частей, носящих самостоят. Названия - стхайи, антра, санчари, абхог. Мелодич. Материал алапа получает дальнейшее развитие. Постепенно захватываются более высокие регистры, осн. Интонац. Группы (пакар) вариационно видоизменяются. В моменты наивысшего эмоционального накала могут возникнуть полиметрич. Эпизоды. Разнообразные типы муз. Структур могут создаваться импровизационно, в процессе исполнения.
Так, напр., в санчари нередко возвращается интонационный материал стхайи. В абхоге разрабатывается материал антра, но в ускоренном темпе. Во всех разделах сохраняются тхат и соответствующие данному Р. Мелодич. Обороты, к-рые варьируются по желанию исполнителя. Подобный тип развития называется тан ("растяжение"). Нек-рые особенности Р. Зависят от мастерства и индивидуальности исполнителя. Так, напр., не обязательно присутствие всех упомянутых частей Р. Существует также различие в исполнении Р. На юге и на севере Индии, что, по-видимому, обусловлено влиянием мусульманского муз. Иск-ва на северную традицию.Исполнение каждого Р. Приурочено к определ. Времени суток, делящихся на 8 трёхчасовых отрезков (прахар или пахар). Р. Различают также по сезонам года.
Выдающиеся исполнители Р. Тансен (16 в.) - легендарный исполнитель алапов. Рави Шанкар, выступающий вместе с Али Акбаром и Гиан Гхошем. Вишну Дигамбар Полускар, Дабир Кхан, Кумар Гандхарва, Нараяна Менон, Лакшми Нараян Гарга и др.Литература. Синявер Л., Музыка Индии, М., 1958, с. 39-49. Виноградов В. С., Индийская рага, M., 1976. Gangоlу О., Ragas and raginis, v. 1-2, Calcutta, 1934-35, то же, Bombay, 1948. Bandopadhyaya S. P., The origin of raga, Delhi, 1946. Его же, The musik of India, Bombay, 1958. Danielоu A., Northern Indian musik, v. 1-2, Calcutta - L. 1949-54. Ayar С. S., The grammar of South Indian (Karnatic) music, Madras, 1939, 1951. Sambamoorthy P., South Indian musik, Madras, 1958. "Сангит-вишард" ("Музыкальный ученый"), Hatharas, 1958.
"Сангит сагар" ("Океан музыки"), Hatharas, 1959.M. А. Осокин..
Дополнительный поиск Рага
На нашем сайте Вы найдете значение "Рага" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рага, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 4 символа