Разрешение

157

Спад напряжения при переходе от диссонанса к консонансу, от ладо-гармонич. Функциональной неустойчивости (D, S) к устойчивости (Т), от неаккордового звука к аккордовому, а также сам такой переход. Последование состояний напряжения и снятия напряжения физиологически и психологически воспринимается как облегчение, дающее удовлетворение, и связывается с переходом к более приятному, к наслаждению. Отсюда эстетич. Значение Р. И соответствующие эстетич. Функции звучаний-напряжений и звучаний-Р. (сохраняются и при многообразном их переплетении). Непрерывное волнообразное колебание напряжения и Р. Подобно дыханию живого организма, систоле и диастоле. Р. Осуществляется определ. Приёмами голосоведения (напр., движение вводного тона вверх в приму тоники, неаккордового звука в смежный аккордовый).

Особое значение здесь принадлежит ходу на секунду (большую и малую), т.к. Он идеально "стирает след" предшествующего звука. Тем не менее в условиях развитого гармонич. Мышления возможны Р. И внесекундовым ходом (П. И. Чайковский, "Франческа да Римини", последние такты). Родственно Р., но не тождественно ему колористич. Снятие квазидоминантового напряжения (Des7> - Des) в ноктюрне Ф. Шопена b-moll op. 9 No 3.Р. Предполагает представление о разрешающем созвучии и ожидание его. Оно наиболее типично для музыки мажорно-минорной системы (становление её - с сер. 15 в., господство - в 17-19 вв. Многое из неё сохранилось и в 20 в.). Ср.-век. Монодии Р. Как формообразующий момент чуждо (в ней принципиально избегаются эффекты напряжения и разрядки, без чего Р.

Недостижимо). В многоголосии категория Р. Закрепляется как приём подчинения диссонанса консонансу. Их поляризация, особенно поляризация функциональной устойчивости и неустойчивости, создала условия для действенности Р. И острого его восприятия (ещё Ф. Куперен называл процесс Р. Термином "se sauver", букв. - спасаться).Соотношение категорий "напряжение" - "разрешение" может быть распространено на построения более крупных масштабов (напр., на неустойчивую середину или разработку и "разрешающую" её напряжение репризу). В этом случае эффект Р. Приобретает более широкое значение, оказывая влияние на формообразование. В эпоху романтизма (и в 20 в.) развились новые формы Р. (в частности, неполные Р., а также Р., основывающиеся на к.-л.

Одной стороне гармонич. Напряжения. Напр., в мазурке Шопена C-dur op. 24 No 2 выявление разрешающего аккорда осуществляется посредством сопоставления всех трёх трезвучий. Т, D и S, тогда как пары их - T и D, T и S - его не определяют). В музыке 20 в. Новое проявилось, в частности, в нарушении полярности диссонанса и консонанса, вместо чего установилась многоступенная градация диссонантности (теоретически у А. Шёнберга, П. Хиндемита. У последнего "harmonisches Gefдlle" - "гармонич. Рельеф"). Благодаря сложным (диссонирующим) тоникам оказалось возможным разрешать более сильный диссонанс в менее напряжённый и заменить переход диссонанс - консонанс многоступенным переходом от самого сильного диссонанса к самому сильному консонансу, а также вести, напр., звук тонич.

Примы в аккордовую большую септиму (вопреки традиц. Тяготению, см. - С. С. Прокофьев, Мимолётности, No 14, такты 24-25), внутрифункционально разрешать тонич. Созвучие (Прокофьев, Сарказмы, No 3, последние такты).Литература. Rohwer J., Das "Ablцsungsprinzip" in der abendlдndischen Musik..., "Zeitschrift fьr Musiktheorie", 1976, H. 1. См. Также лит. При статьях Гармония, Диссонанс, Доминанта, Лад, Субдоминанта.Ю. Н. Холопов..

Значения в других словарях
Разорёнов С. А.

Сергей Алексеевич (р. 18 (31) I 1909, Петербург) - сов. Композитор. В 1939 окончил Моск. Консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского. В 1938-40 преподаватель муз.-теоретич. Предметов в Муз. Уч-ще им. M. M. Ипполитова-Иванова, в 1939-41 - на Курсах общего муз. Образования в Москве. В 1947-54 рук. Семинара молодых композиторов при Центр. Доме CK СССР. В 1949-73 ред. Изд-в "Музгиз" (позднее - "Музыка"), "Советский композитор".Сочинения. Для орк. - симфония-легенда Памяти Зои Космодемьянс..

Разработка

(нем. Durchfьhrung, франц. И англ. Development) - средний раздел полной сонатной формы, в к-ром преобладает разработочный метод развития. Сущность последнего заключается в дроблении ранее изложенной темы на отд. Фразы, мотивы, в их вычленении. Эти фразы и мотивы, временно обретающие конструктивную самостоятельность, претерпевают ряд изменений - мелодических, ладо-гармонических, тональных, ритмических, регистровых, тембровых. Тональные смены обычно основываются на определённом принципе - секвенци..

Разумовская В. Х.

Вера Харитоновна (9 (22) IX 1904, Киев - 17 VI 1967, Ленинград) - сов. Пианистка и педагог. Окончила Киевскую консерваторию у Г. Г. Нейгауза (1922) и Ленингр. Консерваторию у Л. В. Николаева (1931). В 1922-24 преподаватель Киевской консерватории, в 1926-31 солистка Ленингр. Филармонии, в 1933-67 преподаватель Ленингр. Консерватории (с 1946 профессор). Дипломант Междунар. Конкурса им. Ф. Шопена (1932, Варшава), лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1933, Москва, 2-я пр... ..

Разумовский А. К.

Андрей Кириллович (22 X (2 XI) 1752, Петербург - 11 (23) IX 1836, Вена), граф, с 1815 князь, - рус. Дипломат, меценат. Сын гос. Деятеля К. Г. Разумовского. Окончил Страсбургский ун-т. С 1777 находился на рус. Дипломатич. Службе (первоначально в Неаполе, в 1792-99 и 1801-07 посол России в Австро-Венгрии). Большую часть жизни провёл за границей. Образованнейший человек, просвещённый меценат, Р. Покровительствовал иск-вам. Благодаря его поддержке виолончелист Г. С. Лебедев концертировал в Зап. Евро..

Дополнительный поиск Разрешение Разрешение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Разрешение" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Разрешение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 10 символа