Саз

173

Струн. Щипковый инструмент, распространённый у мн. Народов Кавказа и Закавказья.Азербайджанский С. Имеет глубокий корпус грушевидной формы из орехового или тутового дерева, долблёный или склеенный из отд. Клёпок, и длинную шейку, прямоуг. Или округлую с тыльной стороны. В тонкой деревянной деке С., иногда также в корпусе, просверлены мелкие резонаторные отверстия. Гриф и края деки часто украшаются перламутром. В головке, к-рая служит продолжением шейки, имеются деревянные колки, к колкам прикреплены металлич. Струны (4-10. Наиболее употребительны С. С 8-10 струнами). По настройке они объединяются в 3 группы, каждая из к-рых настраивается в унисон, - мелодическая (3-хорная. Строй d1), бурдонная (2-хорная. Строй g), аккомпанирующая (3-хорная.

Строй с1). Т. О., крайние группы струн образуют интервал большой секунды, средняя - ниже 1-й на квинту и ниже 3-й на кварту. Струны 1-й группы служат для исп. Мелодии, струны 2-й используются открытыми, создавая органный пункт, струны 3-й - поддерживают нек-рые мелодич. Ходы и участвуют в гармония, созвучиях. Исполнитель опирает корпус о верхнюю часть груди, шейку приподнимает, играет плектром, защипывая поочерёдно все струны. Поэтому мелодия постоянно сопровождается гармонич. Фоном - кварто-квинтовыми аккордами, часто с полутонами. Звук С. - звонкий, нежный, красивого тембра (в классич. Азерб., арм. И дагестанской поэзии С. Определяется как "сладкозвучный", "золотой"). Существуют С. Малые (500-700 мм), средние (800-1000 мм) и большие (1200-1500 мм), к-рые носят на ремне через плечо.

С. - один из самых старинных нар. Инструментов Азербайджана. Его предшественниками считают ситар (или джуфти саз. Упоминается в поэмах Низами, 12 в.) и дутар, имеющий сходную форму. Исполнители на С. - ашуги используют его как аккомпанирующий инструмент при сольном пении, во вступит. Импровизациях, сольных инстр. Эпизодах, разделяющих части произв., и в отыгрышах, проявляя высокое мастерство и как инструменталисты. С. Применяется и в совр. Ансамблях, и в оркестрах нар. Инструментов.Армянский С. Имеет ту же конструкцию, что и азербайджанский. Отличается лишь настройкой 2-й группы струн. Звучащей октавой выше, чем в азерб. С. (е1-a1-d1).Дагестанский С. Называемый чунгур (чугур) - 2-струнный, его парные струны настраиваются в кварту (d1-a, f1-с1).С.

Распространён также в Иране, Афганистане и др. Странах Востока.Литература. Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1964, 1975, с. 110, 119, 136,148. Эльдарова Э., Саз - музыкальный инструмент азербайджанских ашугов, в сб. Музыка народов Азии и Африки, вып. 1, М., 1969, с. 75-88.Н. А. Лисова..

Значения в других словарях
Садыков Ф. С.

Фахриддин Садыкович (31 V (13 VI) 1914, Ташкент - 27 X 1977, там же) - нар. Музыкант, исполнитель на чанге. Засл. Деят. Иск-в Узб. ССР (1964). В 1929 окончил Ташкентское муз. Уч-ще по классу нар. Инструментов, в 1946-48 учился в Ташкентской консерватории по классу композиции. В 1930-36 руководил кружками художеств. Самодеятельности, был чангистом оркестра Узб. Муз.-драм. Т-ра. В 1937-45 работал в Узб. Филармонии (чангист ансамбля нар. Инструментов, руководитель ансамбля дутаристок, затем ансамбл..

Садых М. А.

Мирза Асад оглы (1842-1902) - азерб. Нар. Музыкант. Жил и работал в г. Шуша (Нагорный Карабах). Был исполнителем-виртуозом на таре. Реконструировал его, увеличив количество струн. Стал держать тар, прижимая к груди, что расширило возможности виртуозного исполнения. В числе его учеников - К. Примов. Работу С. Над усовершенствованием тара продолжил У. Гаджибеков. В народе С. Был известен как Садыхджан.Литература. Керимов К., Оркестр азербайджанских народных инструментов, Баку, 1959, с. 11-12.. ..

Сазандари

Сазандар (от перс. Сазенде - музыкант). 1) Исполнитель на сазе или др. Нар. Инструменте в Закавказье. 2) Ансамбль нар. Инструментов, распространённый в Азербайджане, Армении, Грузии, а также в Иране и др. Странах Ближнего Востока. Исполняет нар. Песенные и танц. Произв., а также мугамы. Состоит не менее чем из трёх музыкантов. В Закавказье это обычно исполнители на таре, кеманче и дафе. Один из исполнителей часто также и поёт (обычно исполнитель на дафе).Р. Атаян. ..

Сазандарян Т. Т.

Татевик Тиграновна (р. 20 VIII (2 IX) 1916, с. Хндзореск, ныне Горисского р-на Арм. ССР) - сов. Певица (меццо-сопрано), муз.-обществ. Деятель. Нар. Арт. СССР (1956). Чл. КПСС с 1949. Деп. Верх. Совета СССР 5-го созыва (1958). Участвовала в художеств. Самодеятельности. В 1937 окончила вок.-драм. Студию при Доме культуры Арм. ССР (Москва) и была принята в труппу Арм. Т-ра оперы и балета. Первая исполнительница партий в операх арм. Композиторов. Алмаст (2-я ред. Оперы). Парандзем ("Аршак II" Чухадж..

Дополнительный поиск Саз Саз

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Саз" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Саз, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 3 символа