Такт

165

(нем. Takt, от лат. Tactus - прикосновение) - с 17 в. Осн. Единица метра в музыке, отрезок муз. Произведения, начинающийся с сильного метрич. Акцента. В нотном письме Т. Выделяются стоящими перед этими акцентами вертикальными линиями - тактовыми чертами. Исторически Т. Происходит от сопровождающих нар. Музыку плясового характера равномерных ударов, промежутки между к-рыми близки междуударным интервалам нормального пульса, с наибольшей точностью оцениваемым по величине непосредственным восприятием. В мензуральной музыке такое примитивное "отбивание Т." давало естеств. Меру нотных длительностей (лат. Mensura, отсюда итал. Misura и франц. Mesure, означающие Т.). В ars antiqua этой мере соответствовала longa. Позднее в связи с введением в полифонич.

Музыку более мелких нотных длительностей, абсолютная величина к-рых увеличивалась, роль единицы измерения переходит к brevis. В 16 в., когда входит в употребление термин tactus, он приравнивается к нормальной величине semibrevis. T. К. Увеличения и уменьшения ("пропорции") могли изменять длительность нот по сравнению с их нормальной величиной (integer valor), то наряду с T. Alla semibreve существовали T. Alla breve (вследствие уменьшения вдвое brevis приравнивалась к нормальной величине semibrevis) и alla minima (при увеличении вдвое). В 17 в., когда формируется Т. В совр. Смысле, semibrevis, ставшая "целой нотой", остаётся единицей, соответствующей величине нормального Т. Дальнейшее увеличение её длительности, однако, связано с растягиванием самого Т., к-рый теряет значение определ.

Меры времени. Новый Т. Обычно делится более слабыми ударениями на доли (в типичном случае на 4) или счётные времена (нем. Zдhlzeiten), в среднем приблизительно соответствующие по длительности мензуральным Т., но б. Ч. Обозначаемые как четверти целой ноты (=semiminima).Превращение Т. Из счётной единицы в группу счётных единиц (Gruppentakt, по терминологии Г. Шюнемана) и смена мензуральной нотации современной ознаменовали возникновение новой ритмики, что было связано с отделением музыки от смежных иск-в, развитием инстр. Музыки и инстр. Сопровождения в вок. Музыке и коренным изменением муз. Языка. Ср.-век. Полифонич. Мышление уступило место аккордовому, что нашло внеш. Выражение в записи произв. В виде партитуры, вытеснившей в 17 в.

Старый способ записи отд. Голосами, и в возникновении в том же 17 в. Непрерывного аккомпанемента - basso continuo. В этом аккомпанементе наглядно обнаруживается характерное для новой музыки двойное членение. Наряду с мелодич. Членением появляется членение на отрезки, заполненные определ. Гармонией, к-рые начинаются на сильных моментах, часто совпадающих с окончаниями частей мелодии. Эти акценты регулирует новый муз. Метр - Т., к-рый не расчленяет музыку, а, подобно непрерывному басу, сочленяет её. Означающая метрич. Границу тактовая черта (спорадически встречающаяся в орг. Табулатурах с 14 в., но вошедшая во всеобщее употребление в 17 в.) указывает не остановку или паузу (как граница стиховой строки), а только метрич.

Акцент (т. Е. Нормальное место акцента, с к-рым, как и в стихах акцентного типа, реальный акцент может не совпадать). В отличие от всех видов стихового метра (как связанных с музыкой, так и отделённых от неё акцентных размеров, где число ударений всегда служит для определения меры стиха или строки), в специфически муз. Метре норма относится только к акцентуации и не определяет величину фраз и периодов. Но метрич. Акцентуация в музыке сложнее, чем в стихах. Вместо простого противопоставления метрически ударных (сильных) и неударных (слабых) слогов Т. Образуется последовательностью ударений, различных по силе. В 4-дольном Т. На 1-й доле стоит сильное ударение, на 3-й - относительно сильное, на 2-й и 4-й - слабые. Такая последовательность ударений может восприниматься независимо от того, действительно ли равны условно принимаемые за равные тактовые доли, или же это равенство нарушается всевозможными агогич.

Отклонениями, ускорениями, замедлениями, ферматами и т. П. Различия между долями выражаются не столько в абсолютной громкости, сколько в направлении её изменений. Для сильных долей характерно преимуществ. Сильное начало с последующим снижением громкости, для слабых долей - наоборот, возрастание громкости (и напряжения).Акцентная схема Т. - это норма, с к-рой реальная акцентуация должна быть соотнесена, но к-рая может не реализоваться в звучании. Сохранению этой схемы в представлении способствует её простота, в частности чётное деление нотных величин. В основанной на соотношениях длительностей мензуральной ритмике предпочитаются сопоставления неравных величин (1 . 2), и поэтому бульшие нотные величины в их "совершенном" виде равны 3 меньшим.

Растущее значение "несовершенного" деления нот на 2 равные части (начиная с 14 в.) позволяет считать эту эпоху переходной от ритмики модальной (см. Модус), или мензуральной в чистом виде, к тактовой, где все осн. Нотные длительности образуются делением целой ноты на половинные, четверти, восьмые, шестнадцатые и т. Д. "Квадратное" 4-дольное строение, при к-ром четверти определяют темп музыки, характеризует осн. Вид Т., "обычный размер" (англ. Common time), обозначение к-рого (С) в мензуральной нотации указывало tempus imperfectum (brevis = 2 semibreves, в отличие от , обозначавшего tempus реrfectum) и prolatio minor (отсутствие точки, в отличие от и , указывало, что semibrevis равна 2, а не 3 minimae). Вертикальная черта через обозначение размера (), указывавшая на сокращение всех длительностей вдвое и приравнивавшая brevis к нормальной величине semibrevis, стала обозначать Т.

Alla breve, в к-ром при 4-дольном делении темповой единицей стала , а не . Такая темповая единица является осн. Признаком не только "большого alla breve" (4/2), но и гораздо чаще встречающегося "малого alla breve" (2/2), т. Е. 2-дольного Т., длительность к-рого равна уже не brevis, а целой ноте (как в размере С). Обозначения др. Размеров Т. В виде дробей осн. Размера также происходят от мензуральных обозначений пропорций, к-рые, однако, совершенно изменили своё значение. В мензуральной нотации пропорции меняют длительность нот, не изменяя величины Т. - единицы измерения времени. 3/2, напр., означает, что 3 ноты равны по длительности двум таким же нотам нормальной величины (в совр. Нотации это обозначается триолью - с той разницей, что мензуральное обозначение не имеет отношения к акцентуации и не выделяет 1-ю ноту группы в качестве сильной).

Тактовое обозначение 3/2 по сравнению с Т. 2/2 () не меняет значения нотных длительностей, но увеличивает Т. В полтора раза.Как правило, в дроби, обозначающей размер Т., числитель указывает число долей, а знаменатель их нотную величину, но из этого правила имеются существ. Исключения. По числу долей обычно различают Т. Простые с одним сильным временем (2- и 3-дольные) и сложные, состоящие из двух или более простых, с гл. Акцентом (сильным временем) в первом из них и второстепенными (относительно сильные времена) в остальных. Если эти части равны, Т. Наз. Симметричным (сложным - в более узком смысле), если неравны - несимметричным или смешанным. К сложным (симметрия.) Т. Относят 4-, 6-, 9- и 12-дольные, к смешанным - 5-, 7-дольные и т.

П. В этой классификации знаменатель тактового обозначения вообще не принимается во внимание, напр. К 3-дольным размерам причисляют T. 3/1, 3/2, 3/4, 3/8, 3/16. Различие, очевидно, заключается не в длительности тактовой доли (у Л. Бетховена за медленной частью в размере 3/8 может следовать быстрая часть в размере 3/4, где целый Т. Короче восьмой предыдущего темпа), а в её весомости (чем мельче ноты, тем более лёгкими они представляются). В 18 в. Выбор нотной величины для тактовой доли обычно ограничивался четвертью (tempo ordinario) и половинной (tempo alla breve). В обозначениях размера со знаменателем 8 числитель всегда делился на 3 (3/8, 6/8, 9/8, 12/8) и указывал не число осн. Долей, определяющих темп, а их внутр.

Деление на 3 (вместо нормального чётного деления). Двудольность Т. 6/8 ясно выступает в сопоставлениях (одновременных или последовательных) с Т. 2/4. При сохранении того же темпа обычно . 9/8 и 12/8 - это 3- и 4-дольный Т. (в классич. Музыке число долей в Т. Не превышает 4). В размере 3/8 часто весь Т. (подобно мензуральному Т.) выступает в качестве темповой единицы и, т. О., он должен быть признан однодольным (на 3 его дирижируют, как правило, в медленных темпах, в к-рых дирижёрские жесты соответствуют не осн. Долям, а их подразделениям). Те же числители при знаменателе 4 могут указывать триольное деление в tempo alla breve. 6/4 - это б. Ч. Не сложный Т., а простой 2-дольный, триольный вариант . 3/4 может быть как 3-дольным, так и однодольным.

У Л. Бетховена в скорых темпах 1-й случай представлен в фуге из сонаты ор. 106 ( = 144), 2-й - в скерцо симфоний (. = от 96 до 132). Равенство Т. 3/4 и в скерцо 3-й и 9-й симфоний Бетховена (. = = 116) показывает, что Т. также иногда мог пониматься как однодольный. Таким же образом применил обозначение А. П. Бородин во II части 2-й симфонии. В партитуре под ред. Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова оно заменено на 1/1. Однодольные и др. Простые Т. Часто группируются в "Т. Высшего порядка" (иногда на это указывают ремарки композитора, напр. "ritmo a tre battute" в скерцо из 9-й симфонии Бетховена. См. Ст. Метр).В романтич. Эпоху выбор нотных величин для тактовых долей становится разнообразнее. В последних сонатах Бетховена обозначения 13/16 и 9/16 указывают, что тактовой долей становится ., а 6/16 и 12/32 во 2-м случае указывают, что в 3-дольном Т., где доли восьмые, триольное деление сменяется чётным (такое же изменение внутридолевой пульсации в 4-дольном Т.

Может быть обозначено как 8/8 после 12/8, напр. В "Прелюдах" Листа). Увеличивающееся разнообразие относится и к числу долей, к-рое уже не ограничивается четырьмя. 6/4 может стать настоящим сложным Т., состоящим как из двух 3-дольных частей, так и из трёх 2-дольных (с относительно сильными 3-й и 5-й долями. Такие Т. Встречаются у Ф. Листа, С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского). Появляются также смешанные (несимметрич.) размеры. 5/4 (триольный вариант - 15/8, напр. В "Празднествах" Дебюсси), 7/4 и др. Но в тактовой метрике, для к-рой характерно деление на равные части, смешанные размеры - явление редкое. Иногда одиночные несимметрич. Т. Вкраплены среди симметричных как их расширение или сокращение. Б. Ч. Смешанные Т. Представляют собой объединение 2 Т.

(достаточно сравнить 7/4 в "Данте-симфонии" Листа и чередование 3/4 и С в его же "Фауст-симфонии"). Т.о., смешанные Т. Тяготеют к превращению во фразы, для к-рых тактовая черта служит обозначением границ, а не сильных долей. Такое деление на Т. Часто применяется при записи в тактовой системе музыки, принадлежащей иным ритмич. Системам, напр. Рус. Нар. Песни ("народные Т." Сокальского), в темах, заимствованных композиторами из фольклора или стилизованных под него (5/4 у М. И. Глинки, 11/4 у Н. А. Римского-Корсакова, 9/8у него же в "Сказании о невидимом граде Китеже" и т. П.). Такие Т.-фразы могут быть по числу долей равны обычным простым или сложным симметрич. Т. (напр., 2/4 в финале 2-й симфонии Чайковского). За пределами рус.

Музыки примером может служить прелюдия Шопена c-moll, где каждый Т. Есть фраза, в к-рой 1-я четверть не может рассматриваться как сильное время, а 3-я - как относительно сильное время.Литература. Агарков О., Об адекватности восприятия музыкального метра, в сб. Музыкальное искусство и наука, вып. 1, М., 1970. Xарлап M. Г., Тактовая система в музыкальной ритмике, в сб. Проблемы музыкального ритма, М., 1978. Сhуbinski A., Zur Geschichte des Taktschiagens und des Kappelmeisteramtes in der Epoche der Mensuralmusik, "SIMG", 1908-1909, Jahrg. 10, H. 3. Schьnemann G., Geschichte des Dirigierens, Lpz., 1913. См. Также лит. При ст. Метр, Метрика.М. Г. Харлап.

Значения в других словарях
Тайер А. У.

(Thayer) Александер Уилок см. Тейер А. У.. ..

Тайфер Ж.

(Tailleferre) Жермен (р. 19 IV 1892, Парк-Сен-Мор, близ Парижа) - франц. Композитор. В 1915 окончила Парижскую консерваторию, где занималась у Ж. Коссада (контрапункт), Г. Форе и Ш. Видора (композиция), позднее консультировалась у М. Равеля (инструментовка) и Ш. Кеклена. Большое влияние на стиль Т. Оказали творчество В. А. Моцарта и музыка композиторов- импрессионистов. С 1920 входила в "Шестёрку", выступала в концертах группы. Принимала участие в создании первого совместного сочинения "Шестёрки..

Тактакишвили О. В.

Отар Васильевич (р. 27 VII 1924, Тбилиси) - сов. Композитор и обществ. Деятель. Нар. Арт. СССР (1974). Чл. КПСС с 1951. Чл. ЦК КП Грузии (с 1963). Министр культуры Груз. ССР (с 1965). Деп. Верх. Совета СССР 4-6-го созывов, деп. Верх. Совета Груз. ССР 6-9-го созывов. В 1947 окончил Тбилисскую консерваторию по классу композиции у С. В. Бархударяна. В 1947-52 концертмейстер и дирижёр, в 1952-56 худ. Рук. Гос. Хоровой капеллы Груз. ССР. С 1947 преподаватель хоровой лпт-ры и рук. Хора, с 1959 препода..

Тактакишвили Ш. М.

Шалва Михайлович (14(27) VIII 1900, с. Квемохвити - 18 VII 1965, Тбилиси) - сов. Композитор и дирижёр. Засл. Деят. Иск-в Груз. ССР (1941). В детстве учился игре на скрипке. Один из организаторов "Общества молодых музыкантов Грузии" (1922). В 1928 окончил Тбилисскую консерваторию по классу композиции у С. В. Бархударяна. Работал в оперном и симф. Оркестрах и в разл. Камерных ансамблях. В 1936-38 дирижёр и руководитель хор. Ансамбля Груз. Радиокомитета, в 1938-39 худ. Рук. Ансамбля красноармейской..

Дополнительный поиск Такт Такт

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Такт" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Такт, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 4 символа